История деревянного зодчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:42, доклад

Краткое описание

Широко и далеко разнеслась по земле слава Кижского погоста. Величаво его многоглавие. Но не только многоглавыми, а и шатровыми храмами славна Русская земля. Именно они стали ведущим типом народного деревянного зодчества. Возникновение и распространение на Руси шатрового деревянного зодчества прямо

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 793.04 Кб (Скачать)

2. Раскрыть актуальность  изучения по теме «Деревянное  зодчество»

3. Наблюдение за изобразительной  деятельностью детей в школе.

4. Работа по определению  наиболее удачных приемов обучения: художественно - развивающие игры, создание творческих работ.

Предмет исследования:

Организация процесса, направленного  на освоение знаний по изучению убранства  избы.

Объект исследования:

Искусство деревянного мира. Изучение искусства деревянного  мира.

Гипотеза:

Комплексный подход методов  и приемов изучения темы «Искусство деревянного мира» будет способствовать изготовлению художественного изделия  в виде ковша украшенного в  технике резьба по дереву.

 

Орнамент- почерк эпохи

Орнамент - своеобразный почерк эпохи. В нем ярко выражены особенности  определенного стиля. Каждый народ, каждая народность, иногда даже область  имеют свой круг орнаментики. В приемах  мастерства, сюжетах, орнаменте, которым  украшаются предметы народного искусства, создаваемые в разные исторические периоды, мы постоянно ощущаем живую  связь с многовековой национальной культурой.

Формы изделий и мотивы орнамента с очевидность говорят  о том, что народные мастера никогда  не оставались безучастными к смене  художественных стилей, и по- своему откликались на них, интерпретируя  в своих работах мотивы орнамента  и композиционные приемы, характерные  для своего времени. Так в северо- двинской росписи по дереву конца 18 - начала 19 века отразились элементы стиля барокко в хохломской ажурной резьбе по кости ясно чувствуется влияние рокальных композиций, а позднее- ампира, в волжской архитектурной резьбе на крестьянских избах 19 века можно встретить характерный для классицизма мотив листьев аканфа.

Виды резьбы

Домовая резьба

Русская домовая резьба не была однотипной и монотонной, она  выполнялась в разной технике  и подразделялась на виды. Каждый вид  резьбы отличался по характеру, поэтому  резные элементы выполняют в той  же технике, которая наиболее выигрывает и увязывается с архитектурой дома. Иногда на одном изделии используют различные виды резьбы - это дополняет  декор, делает его богаче и живописней.

Считают, что разные украшения  на жилые постройки перешли с  древних кораблей, поэтому домовую  резьбу называют корабельной. По характеру  в технике выполнения домовая  резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной) и объемной.

Прорезная или пропильная домовая резьба появились в середине 19 в. Выполняли ее с помощью лобзика. Ажурными подзорами украшали фронтоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Примером объемной домовой  резьбы является так называемый, охлупень - фигурное изображение головы и  верхней части туловища коня , оленя, большой птицы, которую вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном, а раньше украшали носовую часть корабля.

Скульптурная резьба.

Скульптурная, или объемная резьба характеризуется тем, что  в ней рельефное изображение  частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения  объекта в плоско- рельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонней.

Рельефная резьба.

Резьбу выполняют путем  подрезки: плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет  плоской поверхности. Формы орнамента  выявляются рельефом разной высоты.

Геометрическая резьба.

Геометрическая резьба разнообразна по своим приемам и по тому эффекту  зрительному, который она производит. Здесь различается наиболее широко применявшаяся трехгранновосемчатая резьба, само название которой говорит о том, что в основу ее составляют различные по размерам выемки, каждая из которых имеет три грани. В настоящее время геометрическая резьба перешла на новые предметы: шкатулки, коробочки, ковши, солонки на столярной и токарной основе, украшенные геометрической резьбой, изготовляют на многих предприятиях: Архангельской, Вологодской, Кировской областей.

Контурная резьба.

Характеризуется неглубокими  тонкими двухгранными выемками, проходящими  по всему контуру рисунка. В отличие  от геометрической резьбы, контурная  резьба использует главным образом  изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой  похоже на гравированный рисунок: линии  его резки жестки, игры светотени  почти нет.

Плоскорельефная резьба.

Одним из важнейших видов  резьбы, очень древним по своему происхождению и широко распространенным, является плоскорельефная резьба. Само название резьбы показывает, что основу ее составляет плоский рельеф. Рисунок обыкновенной свободной растительности, выявляется на доски или бытовой путем выбирания, так как углубления фона вокруг будущего узора фон углубляется немного, сам рисунок остается на одном уровне с доской. Чтобы придать ему большую живость и мягкость, края выделенного таким образом узора, главным образом изображение листьев, цветов, ягод, птиц и животных, немного округляются и заоваливаются.

Узоры пропильной доски

В современном индивидуальном строительстве из средств декора наиболее распространена пропильная резьба. Узоры пропильной резьбы выполняются  лобзиком по нанесенному рисунку. Известны два вида пропильной резьбы: рисунок  с удалением фона и рисунок  прорезью по фону. При изготовлении украшений мастер исходит из бытующей художественной традиции. Самый хрупкий  элемент жилого комплекса - декор  оказывается наиболее долговременным: он не только реставрируется и консервируется окраской, но и переносится со старых домов на новые.

С начала 20 в. появился обычай обшивать весь дом тесом, причем при  обшивке - по- разному располагать доски (вертикально, наискось). В настоящее время повсеместно распространилась мозаичная обшивка дома. Доски на сруб нашиваются в определенном порядке по задуманному узору (например, «в елочку»).

В современном жилище нет  росписи светелок и стен, характерной  для второй половины 19- начала 20 в., нет  и прежней окраски украшений. Обычно дом украшивается в один цвет, а наличники, крыльцо, ворота, фронтон - в другой. Но сам цвет, вдумчивое отношение к подбору красок - все говорит о традиционной любви к полихромности и большом эстетическом чутье. Для декора современного жилища характерно сочетание пропильных украшений с гладкими, обшитыми тесом стенами домов. В этом гармоничном сочетании пропильной резьбы с гладкими стенами дома - та же традиционность оптимального эстетического решения, что и в единстве бревенчатой, не обшитой тесом избы с высокорельефным декором.

Элементы декора жилища обычно далеки от натурализма, а его мотивы: растительный, антропоморфный или зооморфный, являясь «детьми одной матери» - художественной традиции, - имеют стилистическое сходство. Один мотив орнамента естественно  переходит в другой. Особенно ярко это проявляется в декоре жилища Верхнего Поволжья. Для данного региона  характерен своеобразный «звериный  стиль».

Зооморфные образы, как  и изображения птиц на городском  жилище, выполнены в иной стилистической манере, нежели в селах. Мордам зверей придается свирепый, хищный вид. Характерно, что звери украшают в городах двухэтажные дома, а в декоре индивидуальных домиков, как и в селе, образы зверей отмечены печатью веселья, благодушия и покоя.

Зеркально-симметричная пара зверей с подкарнизной доски наличника  дома в деревне на севере Ярославской  обл. в различных вариациях встречается  очень широко. Кого бы они не напоминали эти существа, каждый из них является зверем с поднятыми ушами(или рогами) , с языком, высунутым из открытой пасти. Ритмичная тройная порезка придает уравновешенность трем горизонтальным ярусам изображения (первый - головы зверей, где их рога-уши, языки и отверстия глаз создают ощущение ажура; второй - тела зверей - основная полоса узора; третий - ажур нижней полосы - ноги, нечто вроде завитков хвостов). Без тройной порезки изображение потеряло бы художественность. Зооморфные мотивы нередко соседствуют с солярными знаками. Обычно в этих композициях звери обращены к солнцу мордами и улыбаются ему. Драконы же тянуться к солнцу телами, но отворачивают от него свои морды. Представления об образе солнца, как источнике жизненной энергии, бывшие в прошлом интуитивными, стали в наши дни осознанными. Солярный знак шире всех других распространен среди украшений современного жилища. Это в первую очередь розетка, которой украшены фронтоны домов, крылец, веранд, верхние части торцовых досок, наличники, полотнища ворот и калиток. Чаще всего розетка обрамляет слуховое окно, но может украшать и крестьянский дом.

В декоре домов, стоящих в  наши дни, не помещают общеизвестных  ажурных шестилепестковых розеток, вписанных в круг и представляющих обычно повсеместно пропильную резьбу. Но на причелинах и «полотенцах» домов, построенных в конце 

19 - начале 20 в., они сохранились. В растительном орнаменте преобладают реалистические изображения. Например, мотив «ягодка», зафиксированный в Любимском районе Ярославской обл. Это поиск новых декоративных приемов и образов. При всем кажущемся соответствии декоративного решения (побега с ягодами) традиционному растительному орнаменту (вьющийся побег) нововведение не вошло в традицию.

Шире всего распространен  растительный орнамент в виде плавно завивающегося побега с листьями. Это - основа декора. В него органически  вплетаются Ц - образные фигуры и крин, похожий на трехлепестковый тюльпан. Чаще всего в резьбе встречается изображение разных водоплавающих птиц, кур и петухов; есть также фантастические птицы, полуптицы, полудраконы. Фигуры птиц по характеру изображения, по стилевым приемам различны - от обобщенных, лаконичных до почти натуралистических.

Образно-сюжетный строй узоров пропильной резьбы - это поистине гимн Природе, созданный талантливыми мастерами  из народа.

Жилище древних славян

Цель: Научить рисовать избу, изучить материал о деревне, о  славянском жилище.

Задачи:

-Выяснить уровень прошлого  опыта учащихся в изображении  жилища древних славян.

- Актуализация прошлого  опыта в изображении дома по  памяти и представлению.

 

1.Орг. момент

У. Я предлагаю вам сегодня  такую тему. Как вы думаете, какое  слово здесь зашифровано?

Д. Изба.

У. Верно, а что это такое?

Д. Это жилище, постройка- это деревянный дом, который строили  из бревен.

У. Точно. Как вы думаете, когда началось строительство таких  домов.

Д. Наверное, еще в Киевской Руси

У. Возможно, а может и  раньше.

 

2.Повтор. изуч. матер.

У. Кто заселял тогда  эту территорию?

Д. Разные племена: поляне, северяне, древляне, кривичи, радимичи, вятичи - всех их называли славянами.

У. А как же они жили?

Д. Они жили общинами, родами, племенами. У каждого племени  были свои обычаи, законы. Славяне занимались животноводством и земледелием. Еще я могу дополнить про земледелие. Славяне, которые жили в лесах, выжигали и вырубали леса. После того, как  выжгли леса, славяне золой от деревьев удобряли землю.

У. Спасибо за дополнение. А вы задумывались, как выглядели  дома древних славян?

Нам с вами об этом предстоит  узнать. Вам нужно разбиться на группы. Задача каждой группы изучить  материал и сделать набросок, а  затем вы объясните, почему именно так  изобразили жилище древ. славян

 

3 Сам. работа

Для начала каждой группе нужно  выбрать главного художника. Теперь внимательно прочтите тексты и сделайте зарисовки простым карандашом со светотенью.

Текст

Дома славян были такими: пол на метр углублен в землю, стены  сложены из тонких стволов деревьев- жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами и связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы. Внутри такого жилища всегда было прохладно и темно, а в дожди сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывались досками или соломой, ведь стекол тогда не было. В углу сложенная из камней печь. Она обогревала дом, на ней же готовили еду. Топилась печь по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери и отверстия в кровле. Почти все свободное место в доме занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели. Но все же такое жилище укрывало от непогоды и диких зверей.

После прочтения делают заготовки

 

4. Заключение.

(Вывешиваются работы  на доску. Вопросы задаются по командам)

У. Для начала давайте  выберем, кто дал лучшее описание древнего дома?

1. Из чего сложены стены  дома?

2. Была ли печь? Как  она топилась?

1. Чем покрывали крышу?

2. Что могло находиться  внутри жилища?

(выставление оценок)

У. Можно ли сказать, что  в таком доме было уютно?

Д. Нет 

Запишите Д/з. Вспомнить, как строилось современное жилище.

 
     

 

Современное жилище. Удобно ли оно?

Цель: Дать представление  о современной избе. Познакомить  со строительством дома. Познакомить  с удивительными постройками, содержащие мужские и женские черты.

Задачи: орнамент резьба

-Выяснить уровень прошлого  опыта учащихся в изображении  современного жилища

-Усвоение элементарных  методов Художественно- познавательной  деятельности: составление плана  действий, передача материальности  изображаемых предметов.

 

1.Повтор. ройденного.

У. На прошлом уроке мы с вами познакомились с жилищем  древних славян. Кто мне полным ответом скажет, как выглядел дом.

Д. Пол на метр углублен в  землю, стены сложены из тонких стволов  деревьев - жердей. Крыша покрывалась  соломой. Внутри жилища всегда было прохладно  и темно. Печь была каменная, обогревала дом, и на ней же готовили пищу. Топилась печь по черному. В доме стоял стол и две- три лавки. В углу лежало несколько охапок сена, сверху сена лежали шкуры - это постели. Это жилище укрывало от холодной погоды и диких зверей.

У. Молодец. У кого-нибудь еще есть что дополнить?

У. Интересные работы получились у вас на прошлом уроке, а теперь я предлагаю нарисовать современную  избу. В конце урока вы мне скажете, есть ли что-нибудь общее между жилищами.

 

2.Практ. работа

У. На первом уроке мы с  вами нарисовали панно. На нем мы будем  изображать нашу деревню. И так давайте  вспомним, с чего же начинается строительство  любого дома?

Д. С фундамента.

У. А кто знает, что это  такое?

Д. Это основание, служащее опорой для стен здания.

У. Берем с вами листы  формата А4 и рисуем карандашом фундамент дома. (Учитель выполняет вместе с детьми каждый этап работы).

У. Что же происходило  дальше?

Д.Дальше бревна обтесывали,

шлифовали, соединяли друг

с другом особым способом,

их накладывали одно на

другое.

У.Пишем с вами сруб.

Как вы думаете, почему он

получил такое

название?

Д. Срубили дерево, из дерева

сделали, вернее, построили  дом. Бревна обтесывали топором и  делали отверстие.

У. Рисуем одно бревно, второе.

У. Теперь будем прорисовывать  каждое бревнышко. Видите, как оно  оканчивается?

Д. Да.

У. За счет чего мы видим срез дерева?

Д. Наложим одно бревно на другое. Мы видим одно бревно целиком, а второе только срез. Вот и создается  впечатление, что видим круг.

 

3. Беседа.

У. Теперь у нас есть схема  дома. Поговорим о том, какие встречаются  постройки. Кто как думает?

Д. Встречаются разные виды построек: колокольни, избы, хоромы, часовни, храмы.

У. Правильно. Как ни удивительно  у постройки могут быть и женские , и мужские черты. О ее женской ипостаси напоминают кокошники - украшения на фасадах зданий в виде полукруглого щитка, похожего на старинный женский головной убор с тем же названием.

Привлекая более широкий  восточнославянский материал. Можно  сказать что дом «мужчину»  отличают прежде всего усы - затесанные концы верхнего бревна сруба. В очертаниях дома выделяются и плечи. В северно-русских диалектах оно именуются « крыльцами». Изба предстает как многорукое существо. Его ресницами называют в народе половицы, символизирующие человеческую судьбу, жизнь. О множестве ног свидетельствуют названия: ступени (лестницы), стопа (часть дверного или воротного полотна, укрепленная в виде шарнира в косяке входного проема), пята или пяты - части стропилин, которыми они опираются на концы матиц (балок, переводов).

 

4. Итог.

Вы имеете представление  о том, как строился дом. На следующем  уроке мы поговорим о солярных знаках и узорах, которыми украшались дома.

 
     

Информация о работе История деревянного зодчества