Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:42, доклад
Широко и далеко разнеслась по земле слава Кижского погоста. Величаво его многоглавие. Но не только многоглавыми, а и шатровыми храмами славна Русская земля. Именно они стали ведущим типом народного деревянного зодчества. Возникновение и распространение на Руси шатрового деревянного зодчества прямо
Единство природы и постройки
Цель: Воспитывать любовь к природе и творчеству. Поговорить о единстве природы и постройки.
Задачи:
-Формировать умения
- Определить способности
учащихся в самостоятельном
1. Орг. момент. |
У.Ребята, кто мне скажет, что могли строить древние мастера? Д. Древние мастера строили избы, хоромы, часовни. |
|
2. Беседа. |
У. Правильно. Мастера к постройкам относились как к живому существу. Мастера чувствовали единство природы и постройки. Работали мастера - как песню пели - радостно, оттого и вырастали из-под топора мужика не просто деревянные плети под крышей, а сказочные терема. У каждой свое лицо, осанка, душа. Дом предстает как живое зрячее существо. Кто скажет, как называются глаза дома? Д. Наличниками. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа. Резные узорчатые доски наличников защищали от воздействия сверхъестественных сил, энергии злых людей и болезней. У. Что изображено на фотографиях? Д. Мы видим дома, крыши которых похожи на цветок, шишку. У. О чем же могут сказать эти снимки? Д. Наверное, о том, что мастера пытались изобразить живую природу в своих постройках. У. Правильно. Все в природе взаимосвязано. Мастер по принципу ромашки построил часовенку. Он подражал природе и одновременно учился у нее. Ребята, все видели лист липы? какую он имеет форму? Д . Круглую, а у елки длинная форма и иголки тоже длинные. У. Таким образом мы можем сделать вывод о том, что взаимосвязь природы с человеком существует и не малая. Изучая природу мастера познавали законы гармонии, пропорции. Что мы видим по фотографиям? Д. На примере фотографий мы видим, что большинство древних построек гармонируют с окружающей их природой. У. Молодцы! Архитекторы всегда помнили, что «здание - это как бы существо, создавая которое следует подражать природе». |
|
3. Истор. легенда. |
У. Давным-давно жил в Кижах мастер Нестор. Он построил одну из красивейших церквей - Преображенскую. Она имеет 30 главок, ее высота 70 метров - это примерно 20 этажей. Главки называли маковками. Каждая маковка составлена из листочков. Один листочек накладывается на другой. Мастер придает форму. Все это он построил без единого гвоздя. Проходят столетия, а церкви не теряют своей красоты. На солнце их главки отливают золотом (т.к сделаны из липы). Эта церковь, когда приглядишься из далека, напоминает форму плывущего корабля. |
|
4. Сам.раб. |
У. Сегодня вам нужно будет попытаться создать свой образ дома: дом- колокольчик, дом- медведь, дом- ромашка, дом- слон. или придумайте свой живой необычный образ. |
|
Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы
Цель: Расширить представление детей о культуре родного народа.
Создание отдельных зарисовок пейзажа, создание цветового строя макета.
Задачи:
- Определить способности
учащихся в самостоятельном
- Сочинение композиции
на конкретную тему, приобретение
недостающих знаний и навыков
сочинения и изображения
1 Орг.момент. |
У. Велика и прекрасна русская земля. Богата она городами и селами. Испокон веков строили они деревни и села на высоких местах вблизи водоемов, на пересечении дорог, среди природы. Как вы думаете, что служило строительным материалом? Д. Строительным материалом служило дерево, мох, глина, солома, камень. У. А сейчас попробуем побывать среди русской природы, в русской деревне (звучит музыка). Ребята, кто мне скажет, как люди выбирали место для жилья? Д. Наверное, где был лес, а рядом текла речка. У. А чем это обусловлено? Д. Лес был защитником от врагов, кормильцем человека. Еще из дерева строились дома. У. Ребята, чем вас привлекают эти места? Д. Когда приходишь в лес, сразу успокаиваешься, становится легче дышать. И еще лес очень красивый. У. Молодцы. Ребята, вы посмотрели различные фотографии и имеете представление о пейзаже русской земли. |
|
2. Сам. работа |
( Зарисовка по памяти пейзажа русской земли. На больших листах тонированной или белой бумаги размечается уровень горизонта, примерно на середине листа). У. На вашем панно должны быть размещены дальний план лесов, луга, пригорки и на переднем плане деревья и кустарники. Также должно остаться место для наших построек. |
|
3. Самост. работа. |
Учитель показывает приемы работы большой кистью, смешивание красок, набор краски на кисть, использование разбелок. У. Начинайте писать смело, широко, ничего не размечая заранее. |
|
4.Итог. |
Давайте рассмотрим работы и выберем наиболее удачные композиции, хорошую заполненность места, удачный колорит. Подбираем работы для монтажа коллективного панно. |
|
5. |
Д/з. Вспомнить о славянском жилище. |
|
Убранство русской избы
Цель: познакомить детей с убранством русского дома. Развивать интерес и любовь к творчеству.
Задачи:
- Формировать умение составлять
декоративно-сюжетные
- Определить способности
учащихся в самостоятельном
- Закрепить знания и
навыки учащихся в изображении
дома или его частей с
1. Орг. момент. |
У. Как мы уже с вами говорили, люди строили свои дома, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Что мог крестьянин мастерить из дерева? Д. Дома, колодцы, часовни, храмы. У. Сегодня поговорим из каких частей состоял дом. На какие 2 части или 2 геометрических объема разделен фасад. Еще его называют лицом дома. Д. На сруб и крышу. У. Только не на крышу, а кровлю. Так называли в древности. Вдоль сруба, в верхней половине расположены красные окна. Почему их так называли? Д. Красные называли потому, что они были красиво украшены и связывали дом с внешним миром. Их называли очами, глазами дома. У. Чем они украшены? Что их обрамляет? Д. Наличники. Еще я видел в деревне, что они закрываются ставнями. У. В древности наличники называли бровями, а ставни - веками. Д А вот еще окно на крыше. У. Ты прав - это чердачное окно. Ребята, а что вы можете сказать о чердаке, что там может храниться. Д. У моей бабушки на чердаке много интересных вещей, сундуков, фотографий, швейные машины. У. Чердак является хранителем памяти и мыслей дома. А вы можете рассказать о найденной вещи на чердаке? Рассказывали ли вам бабушки историю об этих вещах? Д. У бабушки стоит прялка. Раньше все ткали сами, вручную. А когда появились фабрики с ткацкими станками, уже не стало нужды ткать самим. Все можно было купить. У. Интересная история. Дома спросите у бабушек, может они еще, что-нибудь поведают вам. |
|
2. Беседа. |
У. Ну что ж мы провели с вами исследование. Сейчас поговорим немножко о том, какими узорами украшали дом. Элементы декора далеки от натурального, все в орнаменте стилизованно. Что вы чаще всего встречаете в украшенных домах? Д. Там есть птицы, цветы, животные. У. Да. Еще мастера не забывали включать и себя в этот узор. Они вырезали фигурки человека. Чаще всего распространен растительный орнамент в виде плавно завивающегося побега с листьями. Представление об образе солнца как о солярном знаке начинается с эпохи неолита и являлось оберегом. На что похоже солнце? Как оно обозначалось в орнаменте? Д. Кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами. У. Совершенно верно. Теперь ваша задача нарисовать дом и оформить узором, чтобы узор включал в себя либо цветы, животных, солнце. Представьте, что вы строите дом для своей семьи, поэтому он должен быть красиво украшен.Прежде чем начать работу, рассмотрите внимательно избы, их декоративные элементы. Приступаем к работе. |
|
3. |
Анализ детских работ. |
|
4. Дом. задание |
У. Нужно взять толковый словарь и уточнить, что же обозначают слова: наличники, ставни, карниз, конек. Найдите значение и выпишите на отдельном листе. |
|
Составление композиции деревенской улицы
Цель: Развивать творческое воображение и мышление.
Формировать умение составлять композицию деревенской улицы.
Развивать интерес и любовь к творчеству.
Задачи:
- Самостоятельное приобретение
навыков передачи
1 Орг. момент |
У. Сегодня урок начнем с проверки домашнего задания. Кто нашел значения слов, которые были даны? Д.Наличник - накладная планка на дверном или оконном проеме. Ставни - дощатая или железная створка для прикрытия окна. Карниз - продольный выступ над окном. Конек - резное украшение на конце бруса, который идет по гребню кровли. А кровля- Это настил на крыше. У. Как вы думаете, для чего служил конь на крыше дома? Д. Охранял от злых духов, защитник. Еще дом без конька считался бедным. Традиция вешать подкову лошади, тоже связана с доброй силой. У. Молодцы! С этим заданием вы справились. А сейчас вырежьте свои домики и приклейте на лист ватмана, где нарисована природа. Ваши группы должны приготовить деревенскую улицу. А пока будете наклеивать, придумайте название вашей улицы и защиту. |
|
2 Анализ |
У. Какие замечательные деревенские улицы. А дома - один наряднее другого. |
|
3 Подв. итогов. |
У. Помните, на самом первом уроке мы говорили о жилище древних славян. Так есть ли какие-то сходства? Д. Дома строят из бревен. С них срубают все сучки, обтесывают. Теперь они гораздо уютнее и наряднее. У. Теперь я задам вам задание, а будет оно такое. Ваша задача найти все слова, спрятанные в карточке. |
|
4 Дом. задание. |
Поискать в книжках изображение русских деревянных построек ( избы, церкви, колокольни, мельницы). Найти материал о древних постройках из дерева, о музее в Кижах. |
Кижи |
Путеводитель по Русскому Северу - Архитектурные памятники Севера России |
Деревянное зодчество Карелии - это целая эпоха в истории российской культуры. Упоминание о поселении на острове Кижи встречается впервые в 1496 году, когда эти земли уже принадлежали Московскому государству. История Кижей тесно связана с жизнью всего Заонежья, края умелых карельских матеров-древоделов. Благодаря их таланту до наших дней дошли образцы старинного деревянного зодчества, такие как ансамбль древнего Кижского погоста. Самое значительное сооружение Кижей – Преображенская церковь была построена еще в начале 18-го века. Преображенский храм Кижей считается самым сложным и богато украшенным среди памятников северного деревянного зодчества. Храм увенчан двадцатью двумя главами. Нижняя часть здания - ярусная (три восьмигранника поставлены один на другой). К нижнему "восьмерику" примыкают четыре расположенные по сторонам света прямоугольных "прируба", образуя в плане крест. Кроме того, с востока пристроен алтарь с главой, а с запада - трапезная с открытым широким крыльцом, с верхней площадки которого видны озерные проливы и дальние деревни. Внутреннее пространство храма и великолепный четырехъярусный иконостас, выполненный в середине XVIII века завершает впечатление величия и роскоши. Покровский храм (1764 г.) в Кижах меньше и скромнее Преображенского. Такого характера церкви нередко встречались на Севере, но она выделяется среди других стройными удлиненными пропорциями, изяществом девяти своих глав, стоящих на небольших восьмигранниках, что и придает церкви такую легкость. Внутреннее убранство Покровской церкви утрачено. После реставрации выполнен новый иконостас, характерный для северных церквей, он собран из заонежских икон XVII-XVIII веков. Шатровая колокольня (1874 год) в Кижах - самое позднее сооружения Кижского ансамбля. Удачно расположенная между церквями, она продуманной простотой своего очертания оттеняет роскошные формы обеих церквей. Старинная бревенчатая крепостная стена, которой был обнесен погост Кижей, сохранялась только до XVIII века, о чем свидетельствуют старинные гравюры. При реставрации 1959 года она была воссоздана по образцу сохранившейся ограды Ильинского погоста на Водлозере. Кроме Кижского погоста в музее под открытым небом имеются еще памятники деревянного зодчества, перевезенные из разных районов Карелии. Это прежде всего культовые сооружения. Древнейшее из них - маленькая Лазаревская церковь из бывшего Муромского монастыря (до 1391 г.), предназначавшаяся для монастырского кладбища, о чем упоминает писцовая книга 1563 г: "...за манастырем церковь Лазорь святый на гробищах." Находятся в Кижах и две часовни XVIII века - из Леликозера (Заонежский полуостров) и непохожая на нее из деревни Кавгоры (Кондопожский район). Избы, амбары, мельницы, стоящие на Кижском острове, раскрывают перед нами область деревянного зодчества - жилое и светское строительство. Наиболее интересный памятник жилой архитектуры в Кижах - дом Ошевнева (XIX в.) из деревни Ошевнево. Это характерный тип жилых построек, сложившийся на Севере. Большой двухэтажный дом, объединяющий под одной крышей жилые и хозяйственные помещения, отвечал требованиям суровой зимы и особенностям быта местных крестьян. Дома непременно украшались нарядными галереями и узорными наличниками. Из хозяйственных построек Кижского заповедника особенно красив небольшой амбар из деревни Коккойла. Интересные деревянные часовни XVII-XIX в. можно увидеть в деревнях и селах вокруг Кижей и на соседних островах, которые получили название "Кижского ожерелья". Одна из древнейших заонежских часовен - часовня Петра и Павла (XVII в.) на соседнем с погостом острове в деревне Волкостров. В деревне Корба на Большом Климецком острове стоит Знаменская часовня (XVII-XVIII в.). |
Дерево - увы! - материал не столь долговечный; дождь, снег, наводнения, междоусобицы, войны и – особенно - пожары привели к тому, что на всей территории России, за исключением отдельных ее краев, почти не осталось произведений деревянного зодчества. Большинство сохранившихся памятников относится к XVII-XIX вв. На Севере же сложились особые условия, способствующие возникновению и сохранению уникальных памятников народного деревянного зодчества. Большое значение для формирования деревянной архитектуры Карелии имели особенности развития края: интенсивная хозяйственная жизнь Обонежья новгородских времен (XI-XV вв.). Многонациональность карельского края, взаимовлияние и обогащение культур карельского, вепсского, русского народа, влияние финской и лопарской культур нашли свое выражение и в многообразии и самобытности памятников деревянной архитектуры. Преемственность же исконных традиций, восходящих к Киевской Руси, сохранялась в почти первозданной чистоте. Ведь и знаменитые русские былины Владимирского цикла были записаны не в Киеве и не в Центральной России, а в Заонежье. Упорная приверженность к древним образам и формам сказывается и в северном деревянном зодчестве.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Клещ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Гадюка |
||||||||||||||||||||||||||||||
Комар Мошка |
||||||||||||||||||||||||||||||
Ядовитые растения |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|