Гордый народ - Караимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Караимы – маленький тюркоязычный народ, исповедующий особую разновидность иудаизма. Караимы отрицают Талмуд, но чтят Ветхий Завет. Термин «караим» как множественная форма от древнееврейского «карай» можно перевести как «чтецы» или «читающие».

Файлы: 1 файл

Караимы.docx

— 407.64 Кб (Скачать)

Жених с друзьями брили  головы. Невесте красили хной волосы и ногти, выкладывали локоны - зилиф, отличавшие жену от девушки и вдовы. Обряды сопровождала музыка, песни, угощение, сбор средств для бедных. На седьмой день после венчания, в вечер подарков, молодой муж целовал матери руку и дарил ей шубу.

В выезде жениха в баню на лошадях, возвращении боевым строем со стрельбой и скачками видны  отголоски умыкания невесты. В брачной  церемонии использовали белый войлок или шкуру (как и кумыки, кызыльцы, баяты...).

К нашему времени свадьба  упростилась. Сохранился обычай ставить  молодых на шкуру и посыпать монетами и зерном. Почти утеряна религиозная  обрядность.

 

ПОХОРОНЫ

Хоронили в деревянном гробу с руками, вытянутыми вдоль  тела. Следуя словам "как пришел во плоти, так придется и уйти", в  гроб не клали ценностей.

Ночью у гроба горели свечи. Отпевали при закрытом гробе. Близкие  не касались покойного. Дома и на кладбище газзан исполнял траурные песни (кына) и заупокойную молитву на родном языке. Все находились с покрытыми головами.

Могила ориентирована  с севера на юг. По ее сторонам забивали колья - къазык, аналогию чему находим у других тюркских и монгольских народов. В день похорон и при последующем посещении кладбища на могилу у ног клали камешки.

На поминках мужчины и  женщины сидели отдельно. Обязательные поминальные блюда: траурная кара-халва, печеные яйца с перцем, пирожки  с сыром, изюм, водка. Только на поминках рюмки ставили на тарелки. Самые  близкие в трапезе не участвовали, а после ухода гостей совершали  обряд айакъ- ичмэк (пить из кубка) и погружались в глубокий траур. На черные войлок или шкуру становился газзан, вокруг по степени родства по движению солнца располагались остальные. После благословения присутствующих обходили по движению солнца кубок с вином и хлеб. Семь дней не ели мяса и ничего не выносили из дома. Повторный обряд на черном войлоке завершал глубокий траур. За ним следует обряд эт-аши (мясное кушанье) и разрешается повседневная пища. На 40-й день подают хазарскую халву утешения. Через 11 месяцев траур заканчивается последними поминками с белой халвой.

Погребенным на чужбине ставили  безмогильный памятник - йолджи-таш (камень путнику).

Древний обычай предписывал  спешиваться с коня у могил  правителей в знак глубокого уважения к их памяти. Аналогию находим у  хазар. Согласно народной мудрости: «обычай - половина веры».

 

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

Младенцу дарили сырое  яйцо, купали впервые в соленой  воде, голову мыли желтком. Мать и дитя особенно оберегали 40 дней после родов. Этот срок предусматривает и религия, и национальная традиция (то же у  узбеков, казахов, киргизов). Особое место  отводили деревянной колыбели, окруженной ореолом суеверий.

На восьмой день после  рождения мальчика праздновали обрезание, олицетворявшее принятие веры по Ветхому  Завету. Обряд известен также у  мусульман и иудеев, сохранился у  отдельных христианских общин. В  этот день газзан нарекал мальчика. При отсутствии в селе газзана обряд проводил мулла. За праздничный стол садились мужчины, после них - женщины. В наше время обряд исчез.

Появление девочки праздновали  через 14 дней после рождения. Газзан нарекал ее, после чего садились за трапезу.

По древнему поверью младенца не оставляли надолго без имени, и к официальному наречению газзаном уже называли национальным именем или прозвищем. Отсюда двойственность имен.

Чтобы уберечь ребенка  от зла, мать хранила высушенную пуповину и прядь волос младенца. Для  спасения тяжело больного ребенка родственники или друзья "покупали" его и  давали новое имя, чтобы обмануть злого духа. По выздоровлении ребенок  оставался в семье с новым  именем. "Купившие" тоже считались  родителями и участвовали в дальнейшей его судьбе.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Стиль одежды крымских караимов - восточный, столь характерный в  прошлом для коренных жителей  Крыма.

На территории бывшего  Советского Союза национальная одежда крымских караимов имеется в фондах ряда музеев Санкт-Петербурга и Москвы.

Единственная постоянно  действующая этнографическая выставка, достаточно представительная по набору и широте показа экспонатов, есть в  Тракае (Литва). В экспозиции представлены мужской и женский национальный костюмы.

За рубежами бывшего Союза  предметы национальной одежды сохранились  у караимов в Польше, а также  в семьях эмигрантов, покинувших Крым в период гражданской войны, - во Франции, Турции, Болгарии, Румынии, возможно, также в Швейцарии и США.

Систематического описания национальной одежды крымских караимов с соответствующим иллюстративным материалом в литературе нет. Разрозненные фотографии и рисунки можно найти  в семейных альбомах и различных  изданиях.

 

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Комплект мужской одежды состоял из нижнего белья, верхних штанов и рубахи, кафтана, кофты и верхнего кафтана. Поверх нижней рубахи и штанов типа кальсон (дон) надевали верхние штаны и рубаху. Их покрывал длинный, чаще полосатый, кафтан с небольшим прямым воротничком (иногда без него), с застежкой на крючках на груди от шеи до талии. Подпоясывались кушаком либо плетеным или витым кожаным (реже - волосяным или тесьмяным) поясом. На кафтан одевали короткую (по пояс), не застегивающуюся кофту с рукавом чуть ниже локтя. Одежду завершал длинный до пят либо короткий (фэрмана) верхний кафтан. Зимой его покрывала шуба (тон). Летом в домашней рабочей обстановке находились без кафтана. Обязательно надевали его при выходе из дома.

На ногах носили ботинки  или туфли с кожаными галошами, либо сапоги. Пастухи и садоводы обувались в сыромятные кожаные  постолы. Их носили на шерстяной носок  и портянку, подложив в обувь мягкое сено. Праздничной обувью служили  мягкие сафьяновые сапоги.

В прошлом мужчины брили  голову и бороду, но оставляли усы  Старики не брились.

Национальный головной убор - черная круглая невысокая барашковая (каракулевая) шапка - караимка, как  ее называли в Крыму, с соотношением высоты к диаметру примерно 1:2. Со временем такие шапки получили распространение  на полуострове и среди не караимов. Головной убор - наиболее характерная  часть мужской одежды крымских караимов - сохранился у старшего поколения  до наших дней. Теперь не многие носят  его постоянно, но обязательно одевают  по случаю печальных событий и  на праздники. Носили в прошлом и  так называемые турецкие конусообразные фески с плоским донышком, обычно малинового, красного, реже - зеленого и коричневого цвета.

В отличие от будничной  праздничную мужскую одежду шили из дорогого, нередко более светлого, материала. Спереди ее расшивали  золотом и серебром, украшали национальным орнаментом. Повседневная мужская одежда была скромной и рациональной. Украшения  обычно не носили. Но состоятельные  люди нередко пользовались перстнем с резной каменной вставкой, игравшим роль скорее оберега, чем украшения.

 

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Женский костюм караимки состоял  из нижней рубашки, верхнего платья, кофточки и верхнего кафтана. Дома нередко  носили и шаровары. В зависимости  от достатка нижнее белье было из шелка  или из домотканой материи. Социальным положением определялось и качество материала верхней одежды.

Платье было длинным до пят, нижняя кромка с окантовкой. Подпоясывались широким поясом, часто с круглыми двойными серебряными пряжками.

Кофта - кырка - короткая (до талии), с широким рукавом, опущенным чуть ниже локтя, распахнутая на груди и украшенная разноцветным орнаментом.

Грудь под кофтой прикрывали ажурной белой сеткой с жемчугом или бисером (инджили кафас). Нижний край сетки украшали монетами.

На ноги надевали чулки (къалчын) с красиво расшитыми подвязками (къалчынбав) и туфли или легкие, украшенные шитьем, сафьяновые сапожки. В грязную погоду носили вне дома высокие деревянные колодки или обувь типа сандалий на толстой деревянной подошве. В праздничном варианте эту обувь украшали резьбой, инкрустировали деревом темного цвета и перламутром.

Поверх платья одевали  иногда передник с вышивкой. Любимые  цвета платьев - темно-синий, темно-зеленый, кофейный. Праздничные платья бывали более светлых тонов, иногда - красные.

Голову покрывала невысокая  круглая красная (реже иного цвета) шапочка - фес (феска); сверху ее украшала кружевная (часто белая) накладка (покрышка), расшитая жемчугом, бисером, золотом  и серебром, с бахромой. Накладки бывали не только белые, но и голубые, коричневые... С боков шапочку  украшали золотые монетки. При выходе из дома феску наполовину прикрывали платком, ниспадавшим до плеч, или  шалью.

Праздничную одежду украшало ожерелье из монет (гэрданлык). Волосы заплетали в массу мелких косичек, нередко, как и ногти, красили хной.

Особенностью прически замужней женщины были выпускавшиеся на виски  локоны - зилиф, отличавшие тюркскую женщину от девушки. Пожилые замужние женщины носили особым образом повязанный платок - джамбер.

Повседневная одежда караимской женщины была простой и скромной, а праздничная и выходная - очень  нарядной. Ее шили из парчи, шелка, бархата, замши, расшивали жемчугом, золотом  и серебром. По случаю праздников и  торжеств надевали нарядные пояса, ожерелья, браслеты и другие украшения. Богатые праздничные платья и украшения нередко переходили по наследству из поколения в поколение.

 

КУХНЯ

Приверженность к национальной пище - наиболее стойкая и долго  живущая особенность народа. Испытана временем и прошла через века караимская кухня.

Поныне в Крыму и  Литве в почете знаменитые караимские пирожки. В прошлом на живописных базарах Крыма можно было полакомиться и белой халвой с орехами, поесть хамур-долму - миниатюрные ушки размером с ноготь, насладиться тающими во рту слоеными пирожками с медом и орехами - балы-бадэм.

В прошлом повседневной пищей  были баранина, катык (кислое молоко) и тесто в разных видах. Традиции приготовления ряда мясных блюд восходят к кочевому быту: сырую баранью ногу привязывали к седлу, на солнце и ветру мясо вялилось, превращаясь в какач. Бараньи ножки и язычки вялили на воздухе в тени. Куру-эт получали воздушной сушкой пластов вареного мяса козленка. Характерна также пача - сваренные с приправой мелко нарубленные бараньи ножки; ченгэчик - сваренная и высушенная баранья челюсть с языком; кой-башчик - вареная баранья голова. По древней традиции караимы подавали ее сначала почетному гостю и главе рода, как и крымские татары, киргизы, средневековые монголы.

Готовили также жареное  мясо (кавурма), колбасу из сырой баранины со специями - суджук (в прошлом дозревала под седлом), сырое мясо запекали и жарили в тесте (кувэты, янтык, чыр-чыр). С мясом готовили овощи (силькмэ, мусака), соусы из яблок, айвы, сливы, фасоли, пловы, супы. Пирожки делали с мясом, сыром, вишней, сливой, шелковицей... Готовили в основном на бараньем жиру и топленом сливочном масле. Сладости делали на меду.

Основной приправой к  мясу и другим блюдам служил катык. Бытовала поговорка: "Лимон - лекарство для больного, катык - для каши".

Любимые молочные блюда - караимский сыр - кашкавал и каймак - особо приготовленная пенка с молоком.

Назовем еще специфичные  печеные утиные яйца с перцем, слоеную  жениховскую катламу (лепешки), вяленую икру кефали, ступеч - блюдо из меда и жареной муки.

Сложность приготовления  ряда блюд оправдывалась их отменным вкусом. Лучшие кулинарки пользовались известностью и уважением. Хозяйки  стремились угостить побольше гостей. Считалось, что это приносит счастье.

Ряд ограничений в еде  накладывала религия. Согласно предписаниям Ветхого Завета, не ели свинину, рыбу без чешуи и т. д.

К древним караимским блюдам относится хазарская халва - хазар  катмагы.

Поныне употребляются  и другие ритуальные блюда. На поминках подают черную горьковатую кара-халву (или олюм-алвасы), на сороковой день - сладковатую хазарскую халву утешения, а при выходе из траура и на праздники - белую сладкую ак-халву.

В сложившейся веками системе  питания караев отражены древняя тюркская, интернациональная общекрымская и религиозная традиции.

 

Этимология слова «караим» связана с ивритским корнем кара́ (ивр. קרא‎) (читать), связанного со Священным Писанием Микра (ивр.מקרא‎). Образованная от него форма причастия карай («читающий») во множественном числе имеет форму караим («читающие»). Слово «караим» вошло в употребление в IX веке и изначально использовалось для обозначения именно религиозной группы. Для наименования караимского этноса использовался термин "караиты". Впоследствии, однако, в советской тюркологии термин "караимы" закрепился за названием, в первую очередь, караимского этноса.

Перед нами история  небольшого народа с загадочным прошлым, уходящим в глубь веков, с интересными  обычаями, самобытной культурой и  своеобразной религией.  
      Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово "караим" происходит от древнееврейского "карай" - "чтец", тот, кто признает только писаный закон. 

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово "караим" происходит от древнееврейского "карай" - "чтец", тот, кто признает только писаный  закон.  
      Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в., образовав отдельную секту. Их движение отвергало Устный Закон и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев. Например, они понимали стих книги Шмот как запрет на использование в субботу любого огня и таким образом проводили весь день в темноте. Возникающее мрачное настроение еще более усиливалось запретом выходить из дома в субботу куда-либо помимо синагоги.  
      Из-за споров о значении стиха (Ваикра, 23:15-16) караимы соблюдают праздник Шавуот (в память дарования Торы) в другой дань, чем это делают остальные евреи и не отмечают Хануку, поскольку в Библии этот праздник не упомянут.  
      Широко практикуемые еврейские обычаи (такие, как возложение "тфилин" или запрет одновременного употребления мяса и молока) отвергаются, поскольку в Торе о них специально не сказано, а Устный Закон - не аргумент для караимов. Даже когда взгляды евреев и караимов совпадают - как, например, на право несчастливой семейной пары на развод - возникают проблемы. Слова и формулировки караимских декретов о разводе отличаются от тех, которые приняты у всех евреев, поэтому мудрецы постановили считать все караимские разводы недействительными.  
      По преданию, секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников - Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущенный Анан перешел к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осужден на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись - это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов.  
      Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы считают ее клеветой и претендуют на то, что придерживаются истинной религии Библии: Талмуд и Устное Предание лишь извратили иудаизм. 

Информация о работе Гордый народ - Караимы