Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:23, реферат
Караимы – маленький тюркоязычный народ, исповедующий особую разновидность иудаизма. Караимы отрицают Талмуд, но чтят Ветхий Завет. Термин «караим» как множественная форма от древнееврейского «карай» можно перевести как «чтецы» или «читающие».
И действительно, не
исключено, что караимы возникли
из остатков ранних еврейских сект
(таких, как саддукеи), со времен Второго
Храма подвергавших сомнению Устную
Тору.
Существует мнение,
что караимы - это потомки принявших иудаизм
хазар. Дата официального принятия хазарами
иудаизма спорна. Одни датируют это событие
740 годом, а другие - 730 годом, когда иудаизм
временно принял каган Булан. Но это был
индивидуальный акт не распространявшийся
не только на всех подданных, но даже на
большинство знати. В 737 году один из наследников
Булана под нажимом арабов уже принимает
Ислам. Окончательное же принятие иудаизма
и, связанные с этим, широкие реформы скорее
всего произошли лишь в 799 - 809 гг. в правление
кагана Обадии.
Эти исторические события
по-видимому и легли в основу книги Милорада
Павича "Хазарский словарь"
В первые века своего существования
караимы успешно привлекали сторонников.
В Х в. Саадья-гаон отдал немало сил
борьбе с их интерпретациями Торы и еврейского
права. Если он и не преуспел в деле убеждения
самих караимов, то во всяком случае остановил
своими трудами волну перехода евреев
в караимское движение. Со времен Саадьи
численность общины караимов никогда
не увеличивалась, но и не исчезла до сих
пор - немало для секты, которой уже двенадцать
веков.
Ровно 600 лет назад - в 1399 году великий князь
Литовский Витаутас (Витовт, Витольд) во
время своих крымских походов захватил
и переселил в Литву несколько сот караимских
семей. Покинув свое историческое родовое
гнездо Джуфт-Кале (Чуфут-Кале, Кырк-Ер),
караимы рассеялись по всему свету. Народ,
проявивший колоссальную жизнестойкость
в жестоких исторических испытаниях, сегодня
находится под угрозой полного исчезновения,
превращается в человеческий реликт. Ныне
всех караимов мира можно было бы, наверное,
расселить в небольшом жилом микрорайоне.
Однако многое из прошлого караимов так
и остается до конца не выясненным.
Надо сказать, что все князья литовские,
начиная с Витаутаса, очень хорошо относились
к караимам. Великолепные воины, прекрасные
всадники, караимы отлично дополнили войско
князя. Не зависящие ни от кого, кроме князя,
неподкупные караимы оказались самыми
надежными стражниками. Основным местом
их поселения в Литве стал г.Тракай. Позже
караимы стали селиться в Паневежисе,
Пасвалисе, Вильнюсе и других городах
Литвы. Часть караимов из Литвы мигрировала
в Польшу и Украину. Но еще раньше, в 1246
году, при княжении Данилы Галицкого на
земли Галича переселилось около 100 караимских
семей. Духовным и культурным центром
литовских караимов стал (и продолжает
оставаться) старинный Тракай. В 1441 году
караимская община Литвы получила право
на самоуправление (магдебургское право).
В религиозном и культурном отношении
она была подчинена крымскому гахаму,
а с 1857 года - караимскому гахаму Литвы.
Так появилось поселение караимов в прибалтике,
существующее до наших дней.
Имеется мнение и о постоянных дружественных
контактах крымских караимов и крымских
татар. На самом деле, судя по всему, эти
отношения, как и в случае с евреями, носили
двойственный характер. Наряду с дружбой
и сотрудничеством существовал и изрядный
антагонизм. В частности он проявлялся
в постоянных дискриминационных мерах
татарских властей Крыма против караимов,
особенно возросших в правление последнего
крымского хана Шагин-Гирея . Некоторые
исследователи даже воспринимали Чуфут-Кале
(одну из крупнейших караимских общин
Крыма), как своеобразное гетто Бахчисарая.
До революции караимы мало интересовались
своим историческим прошлым. В царской
России люди определялись не по национальной
принадлежности, а по религии. Караимам
достаточно было доказать, что их религия
- не религия евреев, то есть не раввинский
иудаизм, чтобы избежать тех ограничений
и притеснений, которым подвергались евреи.
В 1795 году императрица Екатерина II освободила
караимов от двойного налога, налагавшегося
на евреев, и разрешила им получать земли
во владение. Таким образом было положено
начало разделению евреев и караимов в
отношении гражданских прав.
В России XIX в. караимы были официально
признаны особой конфессией, на них не
распространялось дискриминационное
антисемитское законодательство. Это
буквально спасло тысячи караимов веком
спустя, когда Германия вторглась в Советский
Союз.
Один из самых странных эпизодов Катастрофы
- обращение нацистов к трем еврейским
ученым (Зелигу Калмановичу, Меиру Балабану
и Ицхаку Шипперу) с вопросом, считаются
ли караимы этническими евреями. Чтобы
спасти жизнь караимов, все трое ученых
солгали, заявив о нееврейском происхождении
караимов.
С началом войны над караимами нависла
угроза полного уничтожения. Для фашистов
не составило бы труда ликвидировать немногочисленный
народ. Сейчас можно только удивляться
тому, что гехаму караимов Серайя Марковичу
удалось добиться направления из Германии
группы специалистов по расовым вопросам.
Эти специалисты, поработав с истинно
немецкой пунктуальностью, пришли к выводу,
что караимы не относятся к семитской
расе. Теперь нельзя было терять ни минуты
времени. Шапшал бросился в Берлин, в министерство
культов и получил там документ о том,
что караимы - не евреи и не подлежат заключению
в гетто. Затем отпечатал 1000(!) копий этого
документа и разослал во все места, где
жили караимы. Только в Краснодар и Новороссийск
письмо не успело дойти, и там караимы
были расстреляны вместе с евреями.
После включения Крыма в состав России
караимы объявили себя ее приверженцами,
и вскоре царское правительство признав,
что караимы не евреи, предоставило им
привилегии, в частности, разрешило присваивать
им офицерские чины в армии. Теперь они
могли жить на всей территории империи.
С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть.
Жители покидали суровое плато и переселялись
в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию.
В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.
В 1837 году было учреждено Таврическое
караимское духовное правление, о котором
Сенат провел полную иерархическую аналогию
с мусульманским духовенством. Муфтию
у татар был поставлен в соответствие
гахам у караимов.
Спустя два года новороссийский и бессарабский
генерал-губернатор князь Михаил Семенович
Воронцов решил разобраться в происхождении
караимов. Через таврического губернатора
он обратился в Караимское духовное правление
с серией из шести вопросов, касающихся
истории и религии караимов.
Сима Соломонович Бабович, известный общественный
деятель, филантроп и меценат, ставший
первым караимским гахамом, созвал караимских
ученых и передал им вопросы князя Воронцова.
Однако оказалось, что вразумительных
ответов на них не может дать никто. Нужно
было провести основательные исследования.
И не было более подходящей кандидатуры
для такого дела, чем Авраам Фиркович.
Пещерный город
Чуфут-Кале - одно из самых загадочных
мест Крыма. Ареол таинственности лежит
на всем, что связано с этим городом
и покинувшими его обитателями.
Существует это поселение как
минимум 800 лет. Загадки начинаются
с самого момента возникновения
города.
По одним источникам,
город был основан в XII веке аланами - одним
из воинственных племен, имевшим корни
на территории нынешнего Ирана. В дальнейшем
город был захвачен войсками татарского
хана Ногая. Другие источники - датируют
его появление только VI веком. Третьи считают
- история Чуфут-Кале начинается в XIII веке,
когда татарские племена попали на Крымский
полуостров, где основали над долиной
Ашлама-дере крепость под названием "Кырк-Ор"
- что значит "сорок укреплений".
Действительно, город
расположен на горном плато, имеющем с
трех сторон практически неприступные
скалистые склоны. Даже сейчас попасть
в Кырк-Ор не через ворота древних укреплений
очень тяжело, даже при условии, что обороняющихся
нет, и вам никто не мешает.
"Воздушный город"
- так назвал Чуфут-Кале один из современников
А.С.Пушкина. Кажется, что дома и крепостные
стены этого средневекового города, подобно
орлиным гнездам, прилепились прямо на
неприступной отвесной скале, расположенной
на плато горного отрога, господствующего
над тремя глубокими долинами. Сама природа
подготовила неприступную строительную
площадку, а человек возвел на ней город,
усилив естественную защиту крепостными
сооружениями.
Татары по достоинству
оценили неприступную крепость, стали
называть ее "Драгоценная Крепость"
- "Джевхер - Кермен" и сделали ее столицей
татарской колонии. Надо сказать, что крепость
на самом деле была драгоценной - если
соседние пещерные города за свою историю
многократно подвергались захвату, с Кык-Орк
этого так и не случилось. Столицей Крымского
Ханства Кык-Орк был до постройки у подножия
горы города Бахчисарай, куда столица
была перенесена ханом Хаджи-Гиреем в
XV веке.
Далее появляются Караимы.
Когда именно, откуда и как - остается загадкой
даже сейчас. Как им удалось попасть в
столь хорошо укрепленную Драгоценную
Крепость - история тоже умалчивает. Татары
считали их евреями, поэтому город с этих
пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе
означает "Еврейская крепость". И
караимы прожили здесь еще более двух
столетий. С середины XVII в. татары покидают
Кырк-Ор; там остались жить только караимы.
После включения Крыма
в состав России караимы объявили себя
ее приверженцами, и вскоре царское правительство
признав, что караимы не евреи, предоставило
им привилегии, в частности, разрешило
присваивать им офицерские чины в армии.
Теперь они могли жить на всей территории
империи.
С этого времени Чуфут-Кале
стал пустеть. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли
последние обитатели. Но не будем спешить.
Караимам посвящена моя следующая страничка,
а мы вернемся в крепость.
Оборонительные сооружения
были возведены очень хитро. Дорога к южным
воротам, которые считаются потайными,
проходит по крутому склону из осыпающегося
под ногами и колесами песчаника. Сами
ворота встроены в стену сложенную из
каменных блоков у горловины небольшого
каньона ведущего на плато. Вход очень
узкий, войти в ряд может максимум 4 человека
плечем к плечу или одна повозка. И тут
начинается... Над узким, сильно петляющим
проходом, рядами расположены многоярусные
пещеры, из которых обороняющиеся могли
удобно поливать противника потоками
кипятка и стрел. Практически неприступный
проход упирается во вторые ворота. Таким
образом, противник, даже прорвавшись
через первые ворота, оказывался в смертельной
ловушке!
Именно это место в
крепости любят использовать кинематографисты
при съемках фильмов о древних культурах.
В фильме по роману братьев Стругацких
"Трудно быть Богом" хорошо показано
описываемое укрепление.
Город. Очень интересное
и поистине странное место. Даже сегодня
там происходят удивительные события,
несмотря на то, что город покинут жителями
около 2 веков назад. Плато, на котором
построена крепость Чуфут-Кале, протянулось
почти точно с запада на восток примерно
на 4 километра.
Все люди, пробывшие
в Чуфут-Кале хотя бы одну ночь, в один
голос рассказывают, что пережили интересный
и необычный опыт. Одни пережили его в
более острой форме, другие в менее острой.
Но почувствовали это все. Человек, попавший
в город утром или днем, скорее всего, ощутит
прилив жизненной энергии, внезапный душевный
подъем и даже некоторую эйфорию. Сильнее
всего это проявляется не в самом городе,
а в районе древнего рынка - за восточными
воротами.
С наступлением сумерек
и сразу после захода солнца, все меняется.
Люди ощущают тревогу, беспокойство, даже
депрессию и страх. Сильнее всего это ощущается
внутри города.
Но есть место совершенно
зловещее и странное в эту пору суток,
а особенно ночью. Речь идет о древнем
караимском кладбище, лежащем в длинном
расходящемся на два рукава пологом овраге
на востоке плато. Когда наступают сумерки,
по мере приближения к оврагу, в котором
расположено кладбище, люди, начинают
испытывать немотивированный животный
страх, усиливающийся по мере приближения
к этому месту. Интересно то, что эти ощущения
возникают даже у людей не знающих, что
они идут в сторону кладбища, даже проходящих
с обратной его стороны.
Рассказывают такой
случай: примерно в 1996-98 годах, компания
молодых панков решила заночевать на Чуфутском
кладбище... С заходом солнца, они бросив
вещи кинулись прочь из этого места, и
не возвращались на кладбище до самого
утра, проведя беспокойную холодную ночь
на базарной площади Чуфут-Кале!
Этому загадочному
месту я посвятил отдельную страничку.
Сегодня в городе постоянно
живет только одна семья, это сторож и
по совместительству смотритель древнего
города и его жена. Эти люди охотно рассказывают
разные интересные вещи о Чуфут-Кале. Интересно,
что ни сторож, ни его жена ночью по городу
не гуляют, а сидят запершись в своем доме.
Рассказывают, что в самом городе у обрыва
растут кусты, которые в сумерках пытаются
завладеть сознанием человека, который
к ним неосторожно приблизился, и заманить
его в пропасть. Тем более они не посещают
кладбища в вечернее-ночное время, а днем
там бывает только сам смотритель, да и
то редко и неохотно.
Из архитектурных памятников в Чуфут-Кале лучше всего сохранился мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-ханым - на северном краю плато, кенаса - молитвенные дома караимов и усадьба Авраама Ферковича - на южном краю плато (рассказ об этой замечательной личности на отдельной страничке). Кроме того, восточная часть города заканчивается крепостной стеной с воротами, которая и сейчас не пускает в древний город незванных гостей. И, наконец, пещеры. Пещер тут очень много - как хорошо заметные на склонах горы, так и малоизвестные, в зарослях густых кустов на восточной стороне плато, ближе к кладбищу. Среди пещер выделяется одна - расположенная на южном склоне, почти на середине плато, "трех этажная" пещера с удивительной акустикой. Любой безголосый человек чувствует в ней себя как минимум Каррерасом! Легенды говорят, что именно эта пещера служила тюрьмой.
В мире около 22000 караимов, основная страна проживания - Израиль.
Выводы
Крымские караимы - один из малочисленных народов Крыма. Караи, проживающие на территории Крыма, считают себя самостоятельным народом.
Караимами называют представителей народа, исповедующего религиозное учение караимизм, которое основано на признании исключительно авторитета Библии и отрицания авторитета Талмуда и любых иных толкований Письменной Торы. Этим караимы противопоставляли себя евреям-талмудистам.
Религия помогла караимам не раствориться в татарской и литовской среде, сохранить свою целостность, как в этническом, так и в культурном смысле.
Одними из важных факторов и условий сохранения национального самосознания являются приверженность к обычаям и сохранение своих обрядов. Несмотря на все исторические катаклизмы, основные из них достаточно долго сохраняются в бытовой культуре народа.
Обычаи и обряды караимов связаны с главными событиями в жизни человека: рождением, браком, смертью, а также с календарными праздниками.
Рождение ребенка было важным и радостным событием для всей общины, особенно опекали и оберегали будущую мать, все родственники и соседи.
О породнении детей, главы семейств договаривались за долго до их совершеннолетия. Бракосочетание молодых было важным шагом в их жизни, которое сопровождалось рядом обрядов и традиций, в которые верили и соблюдали, для дальнейшего счастья их семей.
Смерть человека наносила траур всей общине. Это было печальным событием, которое имело свои обряды погребения.
Стиль одежды крымских караимов - восточный, столь характерный в прошлом для коренных жителей Крыма. Немало общего было в костюмах крымских татар, греков, армян, крымских цыган и других поселенцев, веками живших бок о бок на крымской земле.
Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранению устойчивого типа традиционного караимского жилища. В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские.
Традиции национальной кухни прочно удерживаются в повседневной и особенно в праздничной трапезе. Кухня караимов близка к тюркской: основу рациона составляет мясо, в первую очередь баранина. Широко были распространены бобовые культуры, мучные изделия, сладкие блюда, овощи и фрукты.
Караимы оставили большой этнический и культурный след в истории. Караимы в соцветии Крымских народов - один из уникальных народов.
Список использованных источников
1. Ачкинази И.В. Условия формирования иудейских общин на территории Крыма в хазарский и послехазарский период / Ачкинази И.В. - Симферополь, 1997. - 217 с.
2. Айбабин А. И Население Крыма в середине III-IV вв. / Айбабин И.В. - Симферополь, 1996. - 13 с.
3. Бабаджан А. А Праздники и памятные даты крымских караимов / Бабаджан А.А. - Симферополь, 1997. - 12 с.
4. Бараж Ю.С. Кто мы, крымские караимы, и почему у нас такая религия / Бараж Ю.С. - Симферополь, 2000. - 41 с.
5. Герцен А.Г. Археологические
исследования караимских
6. Дайнер Э. История крымских караимов. / Дайнер Э. - Варшава, 1833. - 12 - 32 с.
7. Дуван Н. Катехизис.
Основы караимского закона. Руководство
к обучению Закону Божию
8. Заболотный С.С. Караимы. / Заболотный С.С. - Харьков, 1893. - 34 с.
9. Ковальский Т. Турецкая монография о караимах Крыма. / Ковальский Т. - Киев, 1988. - 38 с.
10. Полканов Ю.А. Кырк - Ер и караимы. / Полканов Ю.А. - Бахчисарай, 1994. - 38 с. Родовое Гнездо караимов.
11. Полканов Ю.А. Крымские караимы. / Полканов Ю.А. - Бахчисарай, 1995. - 41 с.
12. Полканов Ю.А. Вероисповедание караимское / Наука и религия. / Полканов Ю.А. - Бахчисарай, 1993. - 11 с.
13. Полканов Ю. А Легенды и предания караев. / Полканов Ю.А. - Симферополь, 1997. - 15 - 75 с.
14. Полканов Ю. А Обряды и обычаи крымских караимов - тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны / Полканов Ю.А. - Бахчисарай, 1994. - 23 - 60 с.
15. Полканов Ю. А Обычай - половина веры. / Полканов Ю.А. - Симферополь, 2000. - 7 - 36 с.
16. Синани И.О. История возникновения и развитие караизма. / Синани И.О. - Симферополь, 1888. - 18 - 50 с.
Согласно народной мудрости:
Бабам ашамагъан
Ашны мэн дэ ашамам.
Религия караимов
Истоки караимизма - монотеистической
религии, в основе которой лежит ТаНаХ
(Ветхий Завет) в изначальной чистоте и
с главными принципами - любви к Богу и
ближнему - восходят к первым векам нашей
эры. Духовными предшественниками караимов
были ессеи, саддукеи и Кумранская община,
оставившая известные письменные памятники
- свитки Мёртвого моря. Важную роль в становлении
этого вероучения сыграл Анан бен Давид
из Багдада.
В VIII в. н. э. Анан бен Давид
выступил с философско-богословским обоснованием
веры, опирающейся лишь на ТаНаХ, без каких-либо
устных преданий. Сторонники Анана, которые
вначале назывались ананиты, избегали
антирациональных и мистических доводов.
Они утверждали, что Христос и Мухаммед
были подлинными пророками, принесшими
весть о спасении миллионов людей.
ТаНаХ ("Ветхий Завет")
караимы признают единственным источником
Закона. Анан бен Давид говорил: «Тщательно
ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение».
Слова ТаНаХа адресованы каждому
человеку для его счастья и спасения. В
том случае, когда два человека расходились
в истолковании Закона, и тот и другой,
по представлениям ананитов, были правы
перед Богом, если следовали собственному
пониманию, проникнутому благоговением
перед Торой.
Продолжателем учения Анана
стал Беньямин бен Моше Нахавенди (ок.
830-860 гг. н. э.). Нахавенди первый назвал
своих единомышленников караимами - теми,
кто следует Писанию.
Прилежно изучать Писание,
строго сверяться со своей совестью, придерживаться
основательно выработанных суждений -
таковы принципы учения Анана.
Каждый караим свободен в личном
понимании Святого Писания. Духовенство
не имеет права навязывать свою точку
зрения как обязательную и единственно
правильную. Газзан, караимский священнослужитель,
не есть посредником между человеком и
Богом. Главное, с чем должен сверять свою
жизнь караим - со словом Божьм, данным
в Торе, а не с учением священников.
Личное истолкование Закона
сделало ананитов индивидуалистами. Один
из них в Х столетии рассуждал так: «Знайте,
братья, дети Израиля, что каждый должен
полагаться на себя. Нам Бог не простит
того, кто говорит: "Мои учителя сами
вели себя таким образом..." Не существует
обязанности следовать во всех случаях
обычаям предков, напротив, следует сверять
свое поведение, свои действия и суждения
со словами Торы, чтобы видеть, соответствуют
ли они им... И если спрашивают: "Что должен
делать невежда, который не знает ничего?"
— "Его долг учиться и умножать свои
знания, наблюдать и затем действовать...
Тот, кто ограничивается исполнением обрядов,
не понимая их, не отличается от осла, тянущего
ношу.»
В VIII — Х веках караимизм распространяется
в Месопотамии, Персии, Сирии, Палестине,
Северной Африке, Испании, Византии и Хазарском
каганате. Караимская религия находила
сторонников среди людей разного происходжения,
однако нигде численность караимов не
была значительной. C хазарского времени
берет свое начало история крымских караимов
- потомков племен, входивших в состав
Хазарии. В Восточной Европе кроме крымских
караимов-тюрок, религию пророка Моисея
исповедовали и караимы-славяне, украинцы
и русские преимущественно из казацких
станиц Северного Кавказа и Астраханской
области.
Основу литургии у караимов,
как и у христиан, составляют псалмы Давида.
Отмечаются ветхозаветные праздники,
кроме тех, которые имеют отношение к периоду
Второго Храма. Главные праздники, предписанные
Торой - Хыджи тымбылларнын (Песах), Хыджи
афталарнын (Пятидесятница), Орах тою (Праздник
Кущей, Суккот). Интересно, что Иисус Христос
праздновал свою последнюю Пасху вечером
с четверга на пятницу, что возможно лишь
у караимов. Соблюдаются посты - пост покаяния
(Йом Киппур), посты 24 тишри, 10 тевета, 9
таммуза, 7 и 10 ава.
В наше время небольшие группы
караимов, помимо Украины, имеются в Литве,
Польше, России, Турции, Франции, Египте,
Израиле и США.