Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:23, реферат
Караимы – маленький тюркоязычный народ, исповедующий особую разновидность иудаизма. Караимы отрицают Талмуд, но чтят Ветхий Завет. Термин «караим» как множественная форма от древнееврейского «карай» можно перевести как «чтецы» или «читающие».
КАРАИМЫ
Караимы – маленький тюркоязычный
Главной отличительной чертой караимов является не язык (караимы говорят на разных языках – тюркском, арабском, греческом), а религия. Можно разговаривать по-арабски, но чтить Тору и не почитать Талмуд, в этом случае человек считается караимом. В конце XV века на Руси возникла ересь жидовствующих. Представители этого религиозного течения, охватившего значительные массы населения, хотя и чтили Ветхий и Новый Заветы, но предпочтение отдавали Ветхому Завету. То есть это было нечто среднее между христианством и иудаизмом караимского типа.
Считается, что караимы являются потомками тюркских племен, входивших в Хазарский каганат. Но в таком случае, откуда появились караимы средиземноморского региона (в том же Египте, где местные иудаисты под влиянием караимов даже почти отказались от предписаний Талмуда), говорящие не по-тюркски? Причем сама караимская секта, по мнению ТВ, возникла в начале VIII века в далеком от Причерноморья Багдаде. Через некоторое время караимы обнаруживаются в Испании, где они соперничают с истинными иудеями (иначе – раббанитами). В XII–XIII веках, помимо Испании, процветала караимская община и в Египте, при этом караимы Египта и не думали считать себя тюрками, а наоборот, были убеждены в том, что они являются частью еврейского народа, только отличаясь своими верованиями, которые, по их мнению, были наиболее чистой и правильной версией иудаизма. Да и само название караимов, как я говорил, происходит от древнееврейского слова «карай» т. е. «чтец».
После того, как под нажимом местных
Поэтому, на мой взгляд, тюркоязычность
Часть караимов в конце XIV века переселилась из Крыма в Литву. Сравнивая языки литовских и крымских караимов, Д. Шапира и Г. Ахиэзер выяснили, что эти языки отличаются друг от друга. Язык литовских караимов относится кзападнокипчакской группе и близок, в частности, к языку армян, которые в те же годы расселялись на землях Литвы и Польши. А вот язык крымских караимов близок крымско-татарскому языку. По мнению этих ученых, литовские караимы являются выходцами из Золотой Орды, а вовсе не из Крымского ханства. Не могу с этим согласиться, хотя бы потому, что свидетельств о караимах в Золотой Орде нет. Язык караимов постоянно дрейфовал, от семитского и греческого, разбавленного армянским языком (армян много жило на территории Крыма), к кипчакскому, на котором уже говорили литовские караимы, когда они бежали из Крыма. А их оставшиеся родичи продолжили языковый дрейф, в последующие годы переняв язык своих соседей татар. Вот потому, на мой взгляд, и отличаются языки литовских и крымских караимов.
О языковом многообразии караимов
говорят и сохранившиеся
Определенную
роль в утверждении мнения, что караимы
не имеют отношения к семитскому племени,
внесли сами караимы, которые сознательно
фальсифицировали факты своей истории.
Целью этого было стремление избежать
в царской России ограничений и притеснений,
которые существовали в отношении иудеев
на территории России. Караимам требовалось
доказать, что они непричастны к иудаизму
и к самим евреям. Чем, кстати, и занимался
небезызвестный Авраам Фиркович.
Он известен фальсификацией археологических
памятников на территории Крыма, зачастую
перебивал даты на могильных надгробиях,
которые становились благодаря его «творчеству»
старее на многие сотни лет. А то и вовсе
сбивал старые надписи и выдалбливал новые.
То есть, как видите, Фиркович удревлял даты
Давайте рассмотрим отдельные
караимские слова, связанные с известными
историческими этнонимами. При этом
посмотрим на них с точки зрения
АВ. Воспользуемся данными «
Авары. По-караимски авара, т. е. скверный, плохой. Что ж, действительно, семиты-авары были злейшими соперниками хазар-евреев, а караимы, в первую очередь, потомки этих хазар.
Аланы. «Ал» – брать, забирать, «алын» – быть взятым, добываться, «алынгьа» – добыча. Т. е. «аланы» – это взятые, добытые. И в самом деле, захватчики семиты нападали на аланские племена, взятых в плен обращали в своих невольников, либо убивали.
Другое название аланов – асы. Но «ас» – переводится как вешать, повесить, т. е. асы – повешенные. По предлагаемой читателям альтернативной версии, это тоже было в действительности. Повешение – один из трех видов смертной казни, о которых упоминает Ветхий Завет, причем, повешение применялось именно к неевреям. Другой вариант перевода слова «ас» – люди, живущие на перевале, пройденные. И это также правильно, так как аланы-асы бежали от семитов в горы Кавказа.
Булгары. От «булгъ(ар)» – подстрекатели, мятежники. Возможно, речь идет о волжских булгарах, которые в X веке стали бороться за свою независимость от Хазарии.
Кавары. От «кавсары» – погибшие, либо от «куа» (кувары) – гнать, преследовать. Речь идет о каварах, которые вместе с венграми в конце IX века были изгнаны из Хазарии в Паннонию.
Хазары. «Качыр» – обращать в бегство, гнать, прогонять, т. е. преследующие. И в самом деле, действия хазар полностью соответствуют смысловому переводу.
Савары. Т. е. как дойная корова, пастух, дояр. По АВ, савары – это угорско-иранское племя северян, неправильно отнесенное к числу славянских племен. Савары-северяне были де-факто крепостными (или слугами) для хазар.
Савиры. Предположительно означает витязей, богатырей. Скорее всего, это неправильный перевод из-за заимствованного караимами тюркского языка. Но не исключена возможность, что под савирами имеют виду семитскую верхушку савар-северян.
Урус. Это русичи, русские, скорее всего, татаро-монгольского времени. Но, возможно, речь первоначально шла орусах более раннего, хазарского периода. Переводится: «уруш» – война, битва, борьба, драка. «Урушувчу» – воин. Древние русы действительно во времена Хазарского каганата были воинами (точнее, воинами-торговцами).
Какие из приведенных слов являются общими для всех тюркских языков, а какие – только для караимов? Для этого требуется специальное исследование. Но, как бы то ни было, здесь явно видна тенденция в поддержку альтернативной версии, что, на мой взгляд, не может быть случайностью.
О языковом многообразии караимов
говорят и сохранившиеся
Мангупские надписи
Определенную роль в утверждении
мнения, что караимы не имеют отношения
к семитскому племени, внесли сами караимы,
которые сознательно
В 760 году умер престарелый, бездетный экзиларх Вавилона Хасдай из семейства Бустанай. На его место претендовали два его племянника, оба великие знатоки Торы и традиции, но старший из них, – Анан бен Давид, – был слишком самовластным и строгим, в отличие от более мягко-добродушного и либерального Ханании. Это обстоятельство и определило выбор евреев.
реконструкция типичной караимской кухни с предметами обихода
Обиженный Анан, имеющий на выборную должность больше прав, заявил о своем не признании Ханании главой общины. Дело дошло до халифа, а тот не привык, чтобы кто-то противился его приказам. Анан был посажен в тюрьму, более того, приговорен к смертной казни, так как имел неосторожность в сердцах высказать начальнику тюрьмы все, что он, Анан, думает о халифе и его, халифа, матери…
Сокамерником буяна-неудачника оказался некий мусульманский ученый, за известную мзду подсказавший как избежать казни. Для этого оказалось достаточно было заявить, что его, Анана, просто не так поняли – он вовсе не против избрания Ханании экзилархом, а лишь хочет основать свою секту, подобно многочисленным сектам мусульман, не входящим в конфликт с исламом, как таковым. Такое объяснение вполне удовлетворило халифа, и Анан получил прощение.
Выйдя на свободу, он, не откладывая дела
в долгий ящик, приступил к созданию
новой еврейской секты –
Свою интерпретацию Торы Анан бен Давид изложил в «Сефер мицвот» («Книге заповедей»), написанной на армейском языке. Любопытно, что, при тщательном анализе, в его книге можно усмотреть одну из ветвей еврейского сектантства, – ессеями, несмотря на то обстоятельство, что временной промежуток между возникновением этих сект составляет почти восемь столетий. Так, и те и другие отказались от устной традиции, объявив письменную Тору единственным источником Закона, однако между доктринами караимов и есеев существуют настолько существенные различия, что здесь не приходится говорить о преемственности. Тем более что в литературе караимов нет упоминаний о каких бы то ни было предшественниках, и проблема влияния рукописей Мертвого моря на них остается вопросом крайне спорным.
http://evrofilm.com/karaimy.
http://www.geocaching.su/?pn=
Караимы — буквально
`читающие`, бней микра, ба‘алей микра
— `люди Писания возникшая в начале 8 в.
в Багдаде еврейская секта, доктрина которой
основана на отрицании раввинистическо-талмудической
традиции. Караимы не признают Талмуд
и Мишну, считая, что добавления и толкования
искажают истинный смысл ТОРЫ.
Основателем секты
караимов считается Анан бен Давид, по
имени которого секта первоначально называлась
«ананиты».
Обращение к ТаНаХу
как к единственному источнику Закона
выражено в установленном Ананом принципе:
«Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь
на мое мнение».
В подтверждение правильности
своих суждений караимы приводят слова
из Теилима:
«Закон господа совершенен».
«Закон господа
совершенен».
Традиции и жизненный
уклад
караимская синагога
– кенасса
раввин – хахам
кантор – хазан
В кенассе снимают обувь.
Женщины и мужчины отделены перегородкой.
Караимы не используют тфилин, цицит(кисти
по нижним краям талита) - белые и голубые.
Очень жесткие законы
ниды. На дверях караимских домов было
две ручки: общая и отдельно для женщины
в состоянии ритуальной нечистоты.
Караимский календарь,
как и календарь раббанитов, является
лунным; нисан считается первым месяцем
года. Празднование Нового года может
выпадать на любой день недели, вследствие
чего караимский Иом-Киппур не всегда
совпадает с раббанитским. Песах и Суккот
празднуются лишь семь дней. Шаву‘от выпадает
на 50-й день после пасхальной субботы и,
следовательно, всегда приходится на воскресенье.
Признавая Пурим, караимы не соблюдают
пост. Ханукка не считается у караимов
праздником. Субботние запреты на работу
у караимов более всеобъемлющи, нежели
39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом
иудаизме: фактически, караимы допускают
в субботу лишь действия, связанные с Б-гослужением
и с удовлетворением физиологических
потребностей человека. Запрещены интимные
отношения в Шаббат. Пища не подогревается.
Существуют различия
также в правилах убоя ритуального, поэтому
мясо животных, забитых раббанитами, не
является кашерным для караимов. В пищу
дозволено лишь мясо животных, перечисленных
в Библии. Некоторые караимские авторитеты
считают, что после разрушения Храма всякое
употребление в пищу мяса запрещено.
Караимская литургия,
первоначально состоявшая исключительно
из пения библейских псалмов, имеет мало
общего с литургией раббанитов. Б-гослужение
отправляется дважды в день (утром и вечером);
по субботам и праздничным дням добавляется
молитва Мусаф и ряд других молитв. Молитвы
состоят в основном из фрагментов библейского
текста; особое внимание уделяется чтению
псалмов, а также караимской литургической
поэзии. Молитва Шма включена в караимский
ритуал, молитва Шмоне-‘эсре неизвестна
караимам.
Особой строгостью
законы в отношении допускаемой степени
родства вступающих в брак. В ранний период
караимства даже отдаленнейшее родство
служило препятствием к браку, однако
в 11 в. ввиду угрожавшего общине вымирания
ограничения подверглись некоторому смягчению.
В 15 веке были сформулированы
десять принципов вероучения караимов
1) Б-г сотворил весь
физический и духовный мир во времени
и из ничего; 2) Он — Творец, который Сам
не был сотворен; 3) Он не имеет формы, ни
с чем не сравним, бестелесен и абсолютно
един; 4) Он послал нашего учителя Моисея
(это предполагает веру в пророков); 5) Он
послал нам через Моисея Тору, которая
содержит совершенную истину и не может
быть дополнена или изменена каким-то
другим законом; 6) каждый верующий должен
изучать Тору в подлиннике и постигать
ее подлинный смысл (микра и перуш);
7) Б-г раскрылся и другим
пророкам (хотя их пророческий дар меньше,
чем дар Моисея); 8) Б-г воскресит мертвых
в Судный день; 9) Б-г воздает каждому человеку
по его делам (личное провидение, свобода
воли, бессмертие души и справедливое
воздаяние в загробном мире); 10) Б-г не презирает
живущих в изгнании, но хочет очистить
их с помощью страданий; они могут надеяться
на Его постоянную помощь и на избавление,
орудием которого будет Мессия — потомок
Давида.
История
Как уже было сказано
выше караимы, как религиозная общность
людей возникла в Вавилоне в 8 веке. Из
Вавилона они расселились в Византию,
Испанию, далее в Крым и восточную Европу
и Литву.
Лишь крымские и литовско-польские
караимы превратились в особую этнолингвистическую
группу. Караимский язык относится к кыпчакской
группе тюркских языков. Различаются северный
(тракайский), южный (галичский) и крымский
диалекты караимского языка. Наличие отдельных
караимов в Крыму прослеживается уже в
12 в. Путешественник Птахия из Регенсбурга
нашел живших среди тюрков-кочевников
южнорусских областей сектантов-ананитов,
которые проводили субботний вечер в темноте
и запрещали даже резать хлеб в субботу.
В 13 в. значительное число караимов, главным
образом из Византийской империи, поселилось
в Крыму. В столице Крымских ханов Солхат
(ныне Старый Крым) караимская община,
согласно сохранившимся документам, существовала
в 14 в. С происхождением караимской общины
города Чуфут-Кале, именовавшегося караимами
Села ха-Иехудим (Еврейская Скала), связано
много легенд и позднейших фальсификаций.
Чуфут-Кале стал главным центром караимов
Крыма; еще в 19 в. его население состояло
почти исключительно из караимов.
Согласно караимской
традиции, великий князь литовский Витовт,
разбив крымских татар в 1392 г., угнал многочисленных
пленников, среди которых было несколько
караимских семей. Пленники были поселены
в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке,
в Галиче и в местечке Красный Остров близ
Львова (караимы назвали его Кукизов).
Оттуда позднее караимы расселились по
другим городам Литвы, Волыни и Подолии.
До конца 18 в. власти
в разных странах не проводили различия
между общиной караимов и общиной евреев-раббанитов:
они пользовались одинаковыми правами,
платили те же обычные или дискриминационные
налоги, их легальный статус всегда был
одинаковым. При изгнании раббанитов из
какой-либо страны, как правило, изгонялись
и караимы (например, в 1495 г. из Литвы). Положение,
однако, изменилось с включением Крыма
(1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи.
В 1795 г. Екатерина II освободила караимов,
число которых к этому времени достигало
2400 человек, от уплаты наложенного на евреев
России дискриминационного налога и разрешила
приобретение земельной собственности.
Караимы Галича добились облегчения налогового
бремени и фактического равноправия с
христианами вскоре после раздела Польши
и перехода Галиции под власть Австрии
(1772).
Неравенство перед
законом положило начало процессу отчуждения
между общинами, которые всегда видели
друг в друге братьев по вере, а во взаимной
полемике — внутреннее еврейское дело.
Различие правового статуса еще более
увеличилось, когда в 1827 г. караимы Крыма,
как и Крымские татары, были освобождены
от воинской повинности; в 1828 г. такое же
освобождение было даровано караимам
Литвы и Волыни. Стремясь еще более улучшить
правовое положение, руководители караимской
общины России начинают настаивать на
принципиальном отличии караимов от других
евреев, подчеркивая, в первую очередь,
непризнание караимами Талмуда.
Самым выдающимся караимским
ученым 19 в. и наиболее активным борцом
за уравнение караимов в правах был Аврахам
бен Шмуэль Фиркович, составивший во время
своих поездок по Крыму, Кавказу, Эрец-Исраэль,
Сирии и Египту уникальную коллекцию старинных
еврейских рукописей, перешедшую впоследствии
в собственность Императорской библиотеки
в Санкт-Петербурге. Тенденциозный характер
писаний Фирковича, его склонность к фальсификации
истории и построению необоснованных
гипотез уменьшают научную ценность его
исследований, которые, тем не менее, внесли
важный вклад в изучение истории караимов
и в научную иудаистику. Утверждая, что
караимы являются потомками израильтян,
поселившихся в Крыму за несколько столетий
до н. э. и построивших там три города —
Солхат, Онхат и Села ха-Иехудим (см. выше),
Фиркович стремился доказать, что караимы
не разделяют вины евреев в распятии Христа
и заслуживают иного отношения к себе
христиан, чем евреи-раббаниты. К Фирковичу
же восходит идея о караимском вероисповедании
хазар.
После революции 1917
г. некоторое число крымских караимов
эмигрировало из России в Польшу, Францию,
Германию и Турцию (Стамбул). Новообразовавшиеся
караимские общины Центральной и Западной
Европы поддерживали тесные связи с различными
русскими эмигрантскими организациями.
Число крымских и польско-литовских караимов
непрерывно уменьшалось из-за их ассимиляции.
В 1926 г. в Советском Союзе проживало девять
тысяч караимов, за его пределами — пять
тысяч; в 1932 г. соответственно — около
десяти тысяч (преимущественно в Крыму)
и две тысячи – в основном в Польше и Литве,
а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир),
Ираке (Хит-на-Евфрате). Центром караимской
культурной жизни после 1-й мировой войны
стал Вильнюс.
Приход Гитлера к власти
в Германии и введение антиеврейского
законодательства побудили германскую
караимскую общину, представленную восемнадцатью
бывшими офицерами армии генерала Врангеля,
обратиться с просьбой о непризнании их
евреями в министерство внутренних дел
рейха, которое 5 января 1939 г. специально
отметило, что караимы не принадлежат
к еврейской религиозной общине и их «расовая
психология» не является еврейской. В
соответствии с этим во время 2-й мировой
войны караимы, как правило, не подвергались
преследованиям со стороны германских
оккупационных властей и даже пользовались
их расположением. Лишь в некоторых местах
(например, в Киеве) караимы разделили
судьбу евреев (см. Бабий Яр). В ходе войны
вопрос о караимах вновь подвергся обсуждению
в соответствующих германских ведомствах,
обратившихся к трем еврейским ученым
— Зелигу Калмановичу (1881–1944), М. Балабану
и И. Шиперу — с запросом о происхождении
караимов. Чтобы спасти караимов, все трое
высказали мнение, что крымско-литовские
караимы нееврейского происхождения.
После 2-й мировой войны
продолжался начавшийся ранее процесс
ассимиляции караимов в Советском Союзе.
Их общая численность там непрерывно сокращалась.
Если в 1897 г. общая численность караимов
в России составляла 12 900 человек, то по
переписи населения СССР в 1959 г. — 5700, в
1970 г. — 4600 и в 1979 г. — 3300 человек. В наше
время в России проживает около 1000 караимов.
После образования
Государства Израиль преследования евреев
в арабских странах побудили живших там
караимов переселиться в Израиль, где
им была предоставлена возможность поселиться
компактными группами и оказана правительственная
помощь в устройстве на новом месте. Две
главные волны алии караимов относятся
к 1949–50 гг. и к 1955–56 гг.; большинство караимов
прибыло из Египта, меньше — из Ирака и
Турции. Общая численность караимов в
Израиле в 1970 составляла около семи тысяч
человек; наиболее крупными были общины
в Рамле (главным образом в близлежащем
мошаве Мацлиах, основанном караимами
из Египта в 1950 г.) — около трех тысяч, Ашдоде
— около тысячи, Офакиме — около шестисот
человек. К середине 1980-х годов в Израиле
сосредоточилось большинство караимов
(около двадцати тысяч). Они проживают
главным образом в Рамле (Мацлиах), а также
в городах Ашдод, Офаким, Акко, Беер-Шева,
Иерусалим, Бат-Ям и в мошаве Раннен. Хотя
караимы не имеют статуса особой общины,
у них есть свой независимый бет-дин (религиозный
суд), в компетенцию которого входит заключение
и расторжение браков (раббанитской Галахой
и караимским законом браки между караимами
и раббанитами не допускаются). Юридический
статус караимского бет-дина до сих пор
не определен. Попытки придать его решениям
законную силу столкнулись с сопротивлением
влиятельных религиозных кругов Израиля
(Верховный раввинат, Министерство религий).
Законопроект о караимском религиозном
суде был отвергнут Кнесетом (июнь 1980 г.),
несмотря на определенную рекомендацию
Высшего суда справедливости придать
караимскому бет-дину статус признанного
законом религиозного суда. Как и все еврейское
население Израиля, караимы подлежат воинской
повинности.