Гордый народ - Караимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Караимы – маленький тюркоязычный народ, исповедующий особую разновидность иудаизма. Караимы отрицают Талмуд, но чтят Ветхий Завет. Термин «караим» как множественная форма от древнееврейского «карай» можно перевести как «чтецы» или «читающие».

Файлы: 1 файл

Караимы.docx

— 407.64 Кб (Скачать)

КАРАИМЫ 

 

 

   Караимы – маленький тюркоязычный народ, исповедующий особую разновидность иудаизма. Караимы отрицают Талмуд, но чтят Ветхий Завет. Термин «караим» как множественная форма от древнееврейского «карай» можно перевести как «чтецы» или «читающие». Они живут в Крыму, в районе литовского города Тракай, на западе Украины, в Польше. Общая численность караимов в мире, по одним данным – всего полторы тысячи человек и из-за ассимиляции их число продолжает снижаться. Однако, по другим оценкам, эта цифра несравненно больше. Так, по данным «Электронной еврейской энциклопедии», только в Израиле в середине 80-х годов проживало двадцать тысяч караимов, большинство из которых прибыло в Израиль из Египта, а также из Ирака и Турции. Однако все это блекнет по сравнению с периодом Средневековья, когда до 30-40% еврейского населения того времени придерживались не-талмудического, т. е. караимского варианта иудаизма.   

Главной отличительной чертой караимов является не язык (караимы  говорят на разных языках – тюркском, арабском, греческом), а религия. Можно  разговаривать по-арабски, но чтить  Тору и не почитать Талмуд, в этом случае человек считается караимом. В конце XV века на Руси возникла ересь жидовствующих. Представители этого религиозного течения, охватившего значительные массы населения, хотя и чтили Ветхий и Новый Заветы, но предпочтение отдавали Ветхому Завету. То есть это было нечто среднее между христианством и иудаизмом караимского типа.   

Считается, что караимы  являются потомками тюркских племен, входивших в Хазарский каганат. Но в таком случае, откуда появились  караимы средиземноморского региона (в том же Египте, где местные иудаисты под влиянием караимов даже почти отказались от предписаний Талмуда), говорящие не по-тюркски? Причем сама караимская секта, по мнению ТВ, возникла в начале VIII века в далеком от Причерноморья Багдаде. Через некоторое время караимы обнаруживаются в Испании, где они соперничают с истинными иудеями (иначе – раббанитами). В XII–XIII веках, помимо Испании, процветала караимская община и в Египте, при этом караимы Египта и не думали считать себя тюрками, а наоборот, были убеждены в том, что они являются частью еврейского народа, только отличаясь своими верованиями, которые, по их мнению, были наиболее чистой и правильной версией иудаизма. Да и само название караимов, как я говорил, происходит от древнееврейского слова «карай» т. е. «чтец».   

После того, как под нажимом местных раббанитов испанские караимы были изгнаны с Иберийского полуострова, они поселяются в Византии, а вскоре и в Крыму. Такова история путешествий караимов в Средние века. Исходя из этого, вряд ли следует признавать современных караимов потомками хазарских тюрок, как это ныне преподносится: караимы, как видите, первоначально не имели к тюркам никакого отношения.    

Поэтому, на мой взгляд, тюркоязычность современных караимов не более как результат их ассимиляции, в первую очередь языковой, со стороны тюрок, точнее крымских татар. Караимский язык относится к кыпчакской (а это половцы) группе тюркских языков. К такому же, как у меня, мнению стали склоняться отдельные современные ученые. Так, Дан Шапира и Голда Ахиэзер считают, что караимы вместе с половцами-кыпчаками оказались в Золотой Орде, где переняли тюркский язык местного населения.   

Часть караимов в конце XIV века переселилась из Крыма в Литву. Сравнивая языки литовских и крымских караимов, Д. Шапира и Г. Ахиэзер выяснили, что эти языки отличаются друг от друга. Язык литовских караимов относится кзападнокипчакской группе и близок, в частности, к языку армян, которые в те же годы расселялись на землях Литвы и Польши. А вот язык крымских караимов близок крымско-татарскому языку. По мнению этих ученых, литовские караимы являются выходцами из Золотой Орды, а вовсе не из Крымского ханства. Не могу с этим согласиться, хотя бы потому, что свидетельств о караимах в Золотой Орде нет. Язык караимов постоянно дрейфовал, от семитского и греческого, разбавленного армянским языком (армян много жило на территории Крыма), к кипчакскому, на котором уже говорили литовские караимы, когда они бежали из Крыма. А их оставшиеся родичи продолжили языковый дрейф, в последующие годы переняв язык своих соседей татар. Вот потому, на мой взгляд, и отличаются языки литовских и крымских караимов.   

О языковом многообразии караимов говорят и сохранившиеся надписи (самые ранние XIII–XIV веков) в Мангуп-Кале(Крым). Более ранние надписи содержат греческие имена, в то время как более поздние являются уже тюркскими.

 

 

Определенную роль в утверждении мнения, что караимы не имеют отношения к семитскому племени, внесли сами караимы, которые сознательно фальсифицировали факты своей истории. Целью этого было стремление избежать в царской России ограничений и притеснений, которые существовали в отношении иудеев на территории России. Караимам требовалось доказать, что они непричастны к иудаизму и к самим евреям. Чем, кстати, и занимался небезызвестный Авраам Фиркович. Он известен фальсификацией археологических памятников на территории Крыма, зачастую перебивал даты на могильных надгробиях, которые становились благодаря его «творчеству» старее на многие сотни лет. А то и вовсе сбивал старые надписи и выдалбливал новые. То есть, как видите, Фиркович удревлял даты, приводя их к соответствию с хронологией традиционной истории.

 

Давайте рассмотрим отдельные  караимские слова, связанные с известными историческими этнонимами. При этом посмотрим на них с точки зрения АВ. Воспользуемся данными «Караимско-русско-польского словаря».    

Авары. По-караимски авара, т. е. скверный, плохой. Что ж, действительно, семиты-авары были злейшими соперниками хазар-евреев, а караимы, в первую очередь, потомки этих хазар.   

Аланы. «Ал» – брать, забирать, «алын» – быть взятым, добываться, «алынгьа» – добыча. Т. е. «аланы» – это взятые, добытые. И в самом деле, захватчики семиты нападали на аланские племена, взятых в плен обращали в своих невольников, либо убивали.   

Другое название аланов –  асы. Но «ас» – переводится как вешать, повесить, т. е. асы – повешенные. По предлагаемой читателям альтернативной версии, это тоже было в действительности. Повешение – один из трех видов смертной казни, о которых упоминает Ветхий Завет, причем, повешение применялось именно к неевреям. Другой вариант перевода слова «ас» – люди, живущие на перевале, пройденные. И это также правильно, так как аланы-асы бежали от семитов в горы Кавказа.   

Булгары. От «булгъ(ар)» – подстрекатели, мятежники. Возможно, речь идет о волжских булгарах, которые в X веке стали бороться за свою независимость от Хазарии.   

Кавары. От  «кавсары» – погибшие, либо от «куа» (кувары) – гнать, преследовать. Речь идет о каварах, которые вместе с венграми в конце IX века были изгнаны из Хазарии в Паннонию.   

Хазары. «Качыр» – обращать в бегство, гнать, прогонять, т. е. преследующие. И в самом деле, действия хазар полностью соответствуют смысловому переводу.   

Савары. Т. е. как дойная корова, пастух, дояр. По АВ, савары – это угорско-иранское племя северян, неправильно отнесенное к числу славянских племен. Савары-северяне были де-факто крепостными (или слугами) для хазар.   

Савиры. Предположительно означает витязей, богатырей. Скорее всего, это неправильный перевод из-за заимствованного караимами тюркского языка. Но не исключена возможность, что под савирами имеют виду семитскую верхушку савар-северян.   

Урус. Это русичи, русские, скорее всего, татаро-монгольского времени. Но, возможно, речь первоначально шла орусах более раннего, хазарского периода. Переводится: «уруш» – война, битва, борьба, драка. «Урушувчу» – воин. Древние русы действительно во времена Хазарского каганата были воинами (точнее, воинами-торговцами).   

Какие из приведенных слов являются общими для всех тюркских языков, а какие – только для  караимов? Для этого требуется  специальное исследование. Но, как  бы то ни было, здесь явно видна тенденция  в поддержку альтернативной версии, что, на мой взгляд, не может быть случайностью.

О языковом многообразии караимов говорят и сохранившиеся надписи (самые ранние XIII–XIV веков) в Мангуп-Кале(Крым). Более ранние надписи содержат греческие имена, в то время как более поздние являются уже тюркскими. 

 

Мангупские надписи  

 

 

   Определенную роль в утверждении  мнения, что караимы не имеют отношения  к семитскому племени, внесли сами караимы, которые сознательно фальсифицировали факты своей истории. Целью этого  было стремление избежать в царской  России ограничений и притеснений, которые существовали в отношении иудеев на территории России. Караимам требовалось доказать, что они непричастны к иудаизму и к самим евреям. Чем, кстати, и занимался небезызвестный Авраам Фиркович. Он известен фальсификацией археологических памятников на территории Крыма, зачастую перебивал даты на могильных надгробиях, которые становились благодаря его «творчеству» старее на многие сотни лет. А то и вовсе сбивал старые надписи и выдалбливал новые. То есть, как видите, Фиркович удревлял даты, приводя их к соответствию с хронологией традиционной истории. 

 

 

 

 

 

 

В 760 году умер престарелый, бездетный  экзиларх Вавилона Хасдай из семейства Бустанай. На его место претендовали два его племянника, оба великие знатоки Торы и традиции, но старший из них, – Анан бен Давид, – был слишком самовластным и строгим, в отличие от более мягко-добродушного и либерального Ханании. Это обстоятельство и определило выбор евреев.

реконструкция типичной караимской кухни с предметами обихода

Обиженный Анан, имеющий на выборную должность больше прав, заявил о своем не признании Ханании главой общины. Дело дошло до халифа, а тот не привык, чтобы кто-то противился его приказам. Анан был посажен в тюрьму, более того, приговорен к смертной казни, так как имел неосторожность в сердцах высказать начальнику тюрьмы все, что он, Анан, думает о халифе и его, халифа, матери…

Сокамерником буяна-неудачника оказался некий мусульманский ученый, за известную  мзду подсказавший как избежать казни. Для этого оказалось достаточно было заявить, что его, Анана, просто не так поняли – он вовсе не против избрания Ханании экзилархом, а лишь хочет основать свою секту, подобно многочисленным сектам мусульман, не входящим в конфликт с исламом, как таковым. Такое объяснение вполне удовлетворило халифа, и Анан получил прощение.

Выйдя на свободу, он, не откладывая дела в долгий ящик, приступил к созданию новой еврейской секты – караимов (первоначально, «бней микра» – «сыны священного писания», позже трансформировавшиеся в «караимы» (букв. «читающие», от ивр. глагола «ликро» – читать). Основным принципом нового вероучения стало высказывание самого основателя: «Как быть, как жить, как служить – всё это ищите только и только в Торе, и никого не слушайте, даже меня».

Свою интерпретацию Торы Анан бен Давид изложил в «Сефер мицвот» («Книге заповедей»), написанной на армейском языке. Любопытно, что, при тщательном анализе, в его книге можно усмотреть одну из ветвей еврейского сектантства, – ессеями, несмотря на то обстоятельство, что временной промежуток между возникновением этих сект составляет почти восемь столетий. Так, и те и другие отказались от устной традиции, объявив письменную Тору единственным источником Закона, однако между доктринами караимов и есеев существуют настолько существенные различия, что здесь не приходится говорить о преемственности. Тем более что в литературе караимов нет упоминаний о каких бы то ни было предшественниках, и проблема влияния рукописей Мертвого моря на них остается вопросом крайне спорным.

http://evrofilm.com/karaimy.html

 

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1960

 

 

Караимы — буквально `читающие`, бней микра, ба‘алей микра — `люди Писания возникшая в начале 8 в. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. Караимы не признают Талмуд и Мишну, считая, что добавления и толкования искажают истинный смысл ТОРЫ. 
Основателем секты караимов считается Анан бен Давид, по имени которого секта первоначально называлась «ананиты». 
Обращение к ТаНаХу как к единственному источнику Закона выражено в установленном Ананом принципе: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение». 
В подтверждение правильности своих суждений караимы приводят слова из Теилима: 
«Закон господа совершенен».

 

«Закон господа  совершенен». 
Традиции и жизненный уклад 
караимская синагога – кенасса 
раввин – хахам 
кантор – хазан 
В кенассе снимают обувь. Женщины и мужчины отделены перегородкой. Караимы не используют тфилин, цицит(кисти по нижним краям талита) - белые и голубые. 
 
Очень жесткие законы ниды. На дверях караимских домов было две ручки: общая и отдельно для женщины в состоянии ритуальной нечистоты. 
 
Караимский календарь, как и календарь раббанитов, является лунным; нисан считается первым месяцем года. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, вследствие чего караимский Иом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней. Шаву‘от выпадает на 50-й день после пасхальной субботы и, следовательно, всегда приходится на воскресенье. Признавая Пурим, караимы не соблюдают пост. Ханукка не считается у караимов праздником. Субботние запреты на работу у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме: фактически, караимы допускают в субботу лишь действия, связанные с Б-гослужением и с удовлетворением физиологических потребностей человека. Запрещены интимные отношения в Шаббат. Пища не подогревается. 
 
Существуют различия также в правилах убоя ритуального, поэтому мясо животных, забитых раббанитами, не является кашерным для караимов. В пищу дозволено лишь мясо животных, перечисленных в Библии. Некоторые караимские авторитеты считают, что после разрушения Храма всякое употребление в пищу мяса запрещено.  
 
Караимская литургия, первоначально состоявшая исключительно из пения библейских псалмов, имеет мало общего с литургией раббанитов. Б-гослужение отправляется дважды в день (утром и вечером); по субботам и праздничным дням добавляется молитва Мусаф и ряд других молитв. Молитвы состоят в основном из фрагментов библейского текста; особое внимание уделяется чтению псалмов, а также караимской литургической поэзии. Молитва Шма включена в караимский ритуал, молитва Шмоне-‘эсре неизвестна караимам. 
 
Особой строгостью законы в отношении допускаемой степени родства вступающих в брак. В ранний период караимства даже отдаленнейшее родство служило препятствием к браку, однако в 11 в. ввиду угрожавшего общине вымирания ограничения подверглись некоторому смягчению. 
В 15 веке были сформулированы десять принципов вероучения караимов 
1) Б-г сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего; 2) Он — Творец, который Сам не был сотворен; 3) Он не имеет формы, ни с чем не сравним, бестелесен и абсолютно един; 4) Он послал нашего учителя Моисея (это предполагает веру в пророков); 5) Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом; 6) каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл (микра и перуш);  
7) Б-г раскрылся и другим пророкам (хотя их пророческий дар меньше, чем дар Моисея); 8) Б-г воскресит мертвых в Судный день; 9) Б-г воздает каждому человеку по его делам (личное провидение, свобода воли, бессмертие души и справедливое воздаяние в загробном мире); 10) Б-г не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий; они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия — потомок Давида. 
 
История 
Как уже было сказано выше караимы, как религиозная общность людей возникла в Вавилоне в 8 веке. Из Вавилона они расселились в Византию, Испанию, далее в Крым и восточную Европу и Литву. 
Лишь крымские и литовско-польские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка. Наличие отдельных караимов в Крыму прослеживается уже в 12 в. Путешественник Птахия из Регенсбурга нашел живших среди тюрков-кочевников южнорусских областей сектантов-ананитов, которые проводили субботний вечер в темноте и запрещали даже резать хлеб в субботу. В 13 в. значительное число караимов, главным образом из Византийской империи, поселилось в Крыму. В столице Крымских ханов Солхат (ныне Старый Крым) караимская община, согласно сохранившимся документам, существовала в 14 в. С происхождением караимской общины города Чуфут-Кале, именовавшегося караимами Села ха-Иехудим (Еврейская Скала), связано много легенд и позднейших фальсификаций. Чуфут-Кале стал главным центром караимов Крыма; еще в 19 в. его население состояло почти исключительно из караимов.  
Согласно караимской традиции, великий князь литовский Витовт, разбив крымских татар в 1392 г., угнал многочисленных пленников, среди которых было несколько караимских семей. Пленники были поселены в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке, в Галиче и в местечке Красный Остров близ Львова (караимы назвали его Кукизов). Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии. 
До конца 18 в. власти в разных странах не проводили различия между общиной караимов и общиной евреев-раббанитов: они пользовались одинаковыми правами, платили те же обычные или дискриминационные налоги, их легальный статус всегда был одинаковым. При изгнании раббанитов из какой-либо страны, как правило, изгонялись и караимы (например, в 1495 г. из Литвы). Положение, однако, изменилось с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи. В 1795 г. Екатерина II освободила караимов, число которых к этому времени достигало 2400 человек, от уплаты наложенного на евреев России дискриминационного налога и разрешила приобретение земельной собственности. Караимы Галича добились облегчения налогового бремени и фактического равноправия с христианами вскоре после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).  
Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждения между общинами, которые всегда видели друг в друге братьев по вере, а во взаимной полемике — внутреннее еврейское дело. Различие правового статуса еще более увеличилось, когда в 1827 г. караимы Крыма, как и Крымские татары, были освобождены от воинской повинности; в 1828 г. такое же освобождение было даровано караимам Литвы и Волыни. Стремясь еще более улучшить правовое положение, руководители караимской общины России начинают настаивать на принципиальном отличии караимов от других евреев, подчеркивая, в первую очередь, непризнание караимами Талмуда. 
Самым выдающимся караимским ученым 19 в. и наиболее активным борцом за уравнение караимов в правах был Аврахам бен Шмуэль Фиркович, составивший во время своих поездок по Крыму, Кавказу, Эрец-Исраэль, Сирии и Египту уникальную коллекцию старинных еврейских рукописей, перешедшую впоследствии в собственность Императорской библиотеки в Санкт-Петербурге. Тенденциозный характер писаний Фирковича, его склонность к фальсификации истории и построению необоснованных гипотез уменьшают научную ценность его исследований, которые, тем не менее, внесли важный вклад в изучение истории караимов и в научную иудаистику. Утверждая, что караимы являются потомками израильтян, поселившихся в Крыму за несколько столетий до н. э. и построивших там три города — Солхат, Онхат и Села ха-Иехудим (см. выше), Фиркович стремился доказать, что караимы не разделяют вины евреев в распятии Христа и заслуживают иного отношения к себе христиан, чем евреи-раббаниты. К Фирковичу же восходит идея о караимском вероисповедании хазар.  
После революции 1917 г. некоторое число крымских караимов эмигрировало из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул). Новообразовавшиеся караимские общины Центральной и Западной Европы поддерживали тесные связи с различными русскими эмигрантскими организациями. Число крымских и польско-литовских караимов непрерывно уменьшалось из-за их ассимиляции. В 1926 г. в Советском Союзе проживало девять тысяч караимов, за его пределами — пять тысяч; в 1932 г. соответственно — около десяти тысяч (преимущественно в Крыму) и две тысячи – в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке (Хит-на-Евфрате). Центром караимской культурной жизни после 1-й мировой войны стал Вильнюс. 
Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили германскую караимскую общину, представленную восемнадцатью бывшими офицерами армии генерала Врангеля, обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел рейха, которое 5 января 1939 г. специально отметило, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине и их «расовая психология» не является еврейской. В соответствии с этим во время 2-й мировой войны караимы, как правило, не подвергались преследованиям со стороны германских оккупационных властей и даже пользовались их расположением. Лишь в некоторых местах (например, в Киеве) караимы разделили судьбу евреев (см. Бабий Яр). В ходе войны вопрос о караимах вновь подвергся обсуждению в соответствующих германских ведомствах, обратившихся к трем еврейским ученым — Зелигу Калмановичу (1881–1944), М. Балабану и И. Шиперу — с запросом о происхождении караимов. Чтобы спасти караимов, все трое высказали мнение, что крымско-литовские караимы нееврейского происхождения. 
После 2-й мировой войны продолжался начавшийся ранее процесс ассимиляции караимов в Советском Союзе. Их общая численность там непрерывно сокращалась. Если в 1897 г. общая численность караимов в России составляла 12 900 человек, то по переписи населения СССР в 1959 г. — 5700, в 1970 г. — 4600 и в 1979 г. — 3300 человек. В наше время в России проживает около 1000 караимов. 
После образования Государства Израиль преследования евреев в арабских странах побудили живших там караимов переселиться в Израиль, где им была предоставлена возможность поселиться компактными группами и оказана правительственная помощь в устройстве на новом месте. Две главные волны алии караимов относятся к 1949–50 гг. и к 1955–56 гг.; большинство караимов прибыло из Египта, меньше — из Ирака и Турции. Общая численность караимов в Израиле в 1970 составляла около семи тысяч человек; наиболее крупными были общины в Рамле (главным образом в близлежащем мошаве Мацлиах, основанном караимами из Египта в 1950 г.) — около трех тысяч, Ашдоде — около тысячи, Офакиме — около шестисот человек. К середине 1980-х годов в Израиле сосредоточилось большинство караимов (около двадцати тысяч). Они проживают главным образом в Рамле (Мацлиах), а также в городах Ашдод, Офаким, Акко, Беер-Шева, Иерусалим, Бат-Ям и в мошаве Раннен. Хотя караимы не имеют статуса особой общины, у них есть свой независимый бет-дин (религиозный суд), в компетенцию которого входит заключение и расторжение браков (раббанитской Галахой и караимским законом браки между караимами и раббанитами не допускаются). Юридический статус караимского бет-дина до сих пор не определен. Попытки придать его решениям законную силу столкнулись с сопротивлением влиятельных религиозных кругов Израиля (Верховный раввинат, Министерство религий). Законопроект о караимском религиозном суде был отвергнут Кнесетом (июнь 1980 г.), несмотря на определенную рекомендацию Высшего суда справедливости придать караимскому бет-дину статус признанного законом религиозного суда. Как и все еврейское население Израиля, караимы подлежат воинской повинности.  

Информация о работе Гордый народ - Караимы