Ефросинья Полоцкая - белорусская просветительница ХII ст

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:54, реферат

Краткое описание

Первым великим сеятелем духовных зерен, то есть духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на старорусских землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре нашей писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся способности и силы без остатка.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………..2
2. Детство Предславы ……………………………………3
3. В стенах монастырских………………………………..4
4. Просветительская деятельность Ефросиньи…………5
5. Роль Ефросиньи в развитии белорусского
Зодчества………………………………………………..6
6. Ювелирный шедевр Древней Руси……………………7
7. Паломничество в Иерусалим…………………………..8
8. Канонизация Ефросиньи Полоцкой………………….. 8
10. Заключение…………………………………………… 9
11. Список литературы……………………………………10

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Белорусский государственный университет

Кафедра банковской и финансовой экономики 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему

“Ефросинья Полоцкая - белорусская просветительница ХII ст.” 
 
 
 
 
 

                    написала студентка 1 курса

               Луцевич Ю.С. 
         
         
         
         
         
         
         
         

Минск 2011

 

Содержание: 

1. Введение ………………………………………………..2  

2. Детство Предславы  ……………………………………3 

3. В стенах  монастырских………………………………..4

4. Просветительская  деятельность Ефросиньи…………5

5. Роль Ефросиньи  в развитии белорусского                     

    Зодчества………………………………………………..6

6. Ювелирный  шедевр Древней Руси……………………7

7. Паломничество в Иерусалим…………………………..8

8. Канонизация Ефросиньи Полоцкой………………….. 8

10. Заключение…………………………………………… 9

11. Список литературы……………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

      Первым  великим сеятелем духовных зерен, то есть духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на старорусских землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре нашей писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся способности и силы без остатка. 
 

   Ефросинья

   Совсем  еще была дитя, она душой стремилась  к Небу

   Княжна, оставившая мир, пришла служить лишь только Богу

   Полоцк, подняв из битв мужских, она Любовь в нем возродила

   И подарила красоту, собор в честь  Бога  заложила

   Мудрость  ее познал весь мир, она печать свою имела

   И грамоты Бог дал ей право писать, и княжить от Творца

   Она надежду обретала, у всех людей  Святой Руси

   И крест престольный украшала, как радость Бога на земли

   Земля Святая обогрела, Иерусалим  принял душу

   Но  с Божьей помощью святая, явилась  к нам  в свою страну

   Больше  восьми веков нетленны, мощи княгини  на земле

   Лечат они нас от болезней, и поучают: БОГ – СПАСЕТ! 

   Георгий Весна

 

     Детство Предславы 

     Ефросинья Полоцкая — первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская дочь витебского князя Святослава Всеславича, внучка Всеслава Брячиславича (Чародея). Девочку назвали старинным полоцким именем Предслава. С детства она слышала предания о славных предках. В сознание юной княжны рано вошло имя непокорной Рогнеды.

     Училась девочка в школе при Софийском  соборе либо дома, при княжьем дворе, что более вероятно. Учителями были духовные особы, в первую очередь монахи. В качестве учебников использовали Святое Писание, житийную литературу. От своих учителей и из жизнеописаний святых Предслава получала представление о монастырских уставах и обычаях. Наука давалась ей значительно легче, чем её ровесникам. "Житие" отмечает её любовь к учению.

     Предслава имела широкий доступ к книгам. В отцовском доме, кроме богослужебной  и другой религиозной литературы, Предслава могла читать "Изборники" с изречениями и афоризмами, "Александрию" - роман о подвигах Александра Македонского, переведённый с греческого, "Повесть об Акире Премудром" и др. Позднее их сменили сочинения с богословскими толкованиями сущности природы, книги по античной истории. Родители Предcлавы были по тому времени передовыми, образованными людьми. Ее отец некоторое время жил в Византии, где познакомился с достижениями византийской культуры. Мать  сестра византийского императора Мануила Комнина также была высокообразованным человеком. По отцовской линии княжна принадлежала к роду Рюриковичей, по материнской  к династии Рогволодов

     Родители  постарались дать дочери хорошее  домашнее воспитание, которое предусматривало  и обучение грамоте, что во времена  Киевской Руси среди женщин было необычайной  редкостью. «Житие» нашей героини, написанное в более поздние времена, повествует, что уже в раннем детстве она была учена «книжному писанию», которое включало тогда такие предметы, как чтение, письмо, счет, пение, а также греческий и латинский языки. В процессе обучения Предслава проявила необычайные способности. Кроме удивительной одаренности она поражала окружающих редкой красотой. 
 

     В стенах монастырских 

     Слава о красоте и образованности Предславы  разнеслась «по всем городам», и  в Полоцк зачастили сваты.

     Видя, что сватовство приносит любимой  дочери много горечи, гостеприимный  полоцкий князь, провожая гостей, говорил с поклоном, что княжна еще молода и до поры до времени он неволить ее не станет. Но, в конце концов, и он вынужден был уступить.

     Узнав, что ее хотят обручить с одним  молодым князем, Предслава тайно  ушла из родительского дома в монастырь, игуменьей которого была ее тетка, и решила постричься в монахини. Тетка, опасаясь гнева своего брата  князя Георгия, вначале противилась ее желанию. Но, натолкнувшись на её непреклонную волю, решила принять племянницу в обитель. При пострижении в монахини Предслава, как сказано в ее «Житии», получила имя Ефросиньи. 

     Тогда Ефросинье Полоцкой было немногим более 12 лет (с такого возраста в то время  девочка считалась невестой). К  тому же монастырь, настоятельницей  которого была тетка Ефросиньи, находился в центре Полоцка, в Верхнем замке, вблизи Софийского собора. Юная княжна переступила порог этого монастыря для того, чтобы всецело проводить жизнь в молитвах и постах, а также смиренно участвовать в нелегких монастырских трудах, но чтобы полностью посвятить себя научной и просветительской работе, чтобы в совершенстве овладеть тогдашней книжной мудростью и передать эту мудрость другим людям. Это занятие увлекало ее с раннего детства, и монастырь в то время был единственным средством для реализации подобной жизненной цели.

     На  этот шаг княжескую дочь толкнуло полное отсутствие возможности в  то время для одаренной девушки  заниматься умственным трудом, научной, просветительской, педагогической деятельностью. Часто Полоцкая называла себя «Невестой Христовой». Все помышления ее были устремлены к Богу.  Другого пути для этого, кроме монастыря, в то время, когда даже элементарная грамотность среди женщин считалась излишней, просто не существовало. И этот единственный путь без колебаний, полностью отказавшись от личного счастья, выбрала первая белорусская женщина-просветитель и ученый. 
 

     Просветительская  деятельность Ефросиньи 

     «Житие» повествует, что, постригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в келье - «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Процесс письма в те времена был очень сложным и медленным. Книги писали уставом - крупным и прямым, без наклона, почерком, где каждая буква отделялась от соседней и скорее не писалась, а рисовалась, иное письмо появилось только в XV в. Переписчику недостаточно было знать грамоту - необходимы были и художественные способности, так как начальные буквы (буквицы) и названия глав надо украшать орнаментом с изображением животных или растений. Переписка книг была ещё и тяжёлым физическим трудом. Тогдашний переписчик часто писал не на столе, а на ладони левой руки, которая опиралась локтем о колено. В мастерских переписывались Святое Писание, труды отцов церкви, Византийские хроники и Полоцкая летопись, популярные в те времена сборники афоризмов.

     Перепиской  книг занимались исключительно мужчины  и уже одно то, что за такой  нелёгкий труд взялась молодая женщина, было подвигом. Часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а  вырученные деньги по её просьбе раздавались  бедным. Кроме переписывания книг Ефросинья занималась переводами религиозно-философской и нравственной литературы с греческого и латинского языков на славянский язык, чем также значительно обогатила духовную культуру нашего народа того времени.

     Используя близкое родство полоцкого княжеского дома с домом византийского императора, юная просветительница из книг, получаемых из Константинополя, сформировала богатую личную коллекцию, которая легла в основу уникальной библиотеки при полоцком Софийском соборе. С течением времени библиотека эта, постоянно пополняясь редчайшими книгами и рукописями, стала настоящим духовным сокровищем восточнославянских земель, вызывая неподдельное восхищение, как у современников, так и у последующих поколений.

     В результате подвижнической деятельности просветительницы полоцкая София на протяжении нескольких последующих веков была важным центром духовной культуры. Благодаря ее библиотеке многие смогли получить хорошее образование, приобщиться к духовным сокровищам человечества.

     Грамоте обучали не только принимаемых монахинь, но также всех желающих женщин. В этом деле молодой полоцкой игуменье помогали столь же увлеченные и преданные девушки из княжеской семьи, которые последовали примеру Ефросиньи и постриглись в монахини. Именно представители полоцкого княжеского рода и составили первый в истории кружок женщин-просветительниц, местопребыванием которого стал Спасо-Евфросиньевский монастырь недалеко от Полоцка. 
 

     Роль  Ефросиньи в развитии белорусского зодчества 

     С именем полоцкой просветительницы связано также строительство храмов на белорусской земле. Вершиной организаторской деятельности Ефросиньи можно по праву считать строительство в Полоцке каменной церкви Спаса. Став игуменьей новооснованного монастыря, Ефросинья Полоцкая решила возвести её вместо старой деревянной церкви. Зодчим стал послушник Бельчицкого монастыря Иоан. Строительство заняло ровно тридцать недель.

     Здание  церкви, которое сохранилось до наших  дней, поражает своими пропорциями, изяществом и красотой. Его основное значение для русской архитектуры состоит в том, что это наиболее ранний памятник, в котором с достаточной определенностью выявились новые архитектурные формы, ставшие в конце XII века характерными для всего русского зодчества (башнеобразность композиции, богатая декоративная разработка экстерьера, частое и весьма значительное несоответствие внешних форм и конструкции, подчиненное положение внутреннего пространства по отношению к внешнему облику).

     Загадочным  казался и интерьер церкви. Стены  ее украшали замечательные фрески, написанные неизвестными полоцкими художниками XII века. Ученые считают, что одна из этих поразительных по красоте и изяществу дошедших до нас фресок весьма напоминает облик самой Ефросиньи Полоцкой.

     Среди фресок выделяются также изображения  греческих отцов церкви - Иоанна Златоуста и Василия Великого. Большую ценность представляла собой имевшаяся в Спасской церкви икона Богоматери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой.

     После постройки Спасского храма Евфросиния позаботилась о его оснащении  богослужебными книгами и всем необходимым.Завершив строительство Спасской церкви, Ефросинья принялась за возведение нового храма  церкви Святой Богородицы, возле которого возник мужской монастырь. Возможно, по ее замыслу были построены и другие замечательные сооружения. Однако от них до наших дней не сохранилось даже следа.

     Местом  постоянного пребывания Ефросиньи  Полоцкой стала Спасская церковь, строительство  которой она считала боговдохновенным делом. Церковь, построенная в середине XII века, наперекор всем историческим испытаниям сохранилась до наших дней, пережив все бури и лихолетья. Это единственный сохранившийся памятник, связанный с жизнью и деятельностью Ефросиньи Полоцкой, дошедший до наших дней. 
 

Информация о работе Ефросинья Полоцкая - белорусская просветительница ХII ст