Ефросинья Полоцкая

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:18, реферат

Краткое описание

Первым великим сеятелем духовных зерен, то есть духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на старорусских землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре нашей писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся способности и силы без остатка.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………… стр. 3

2. Глава І. Детство Предславы…………………………………………..3

3. Глава ІІ. В стенах монастырских…………………………………….4

4. Глава ІІІ. Просветительская деятельность Ефросиньи…………..5

5. Глава ІV. Роль Ефросиньи в развитии белорусского

зодчества…………………………………………………………………….7

6. Глава V. Ювелирный шедевр Древней Руси……………………….9

7. Глава VІ. Паломничество в Иерусалим…………………………….12

8. Глава VІІ. Канонизация Ефросиньи Полоцкой……………………12

9. Глава VІІІ. В день памяти…………………………………………….13

10. Заключение……………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Ефросинья Полоцкая.doc

— 642.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ефросинья 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………… стр. 3                                                                

2. Глава І. Детство Предславы…………………………………………..3                                           

3. Глава  ІІ. В стенах монастырских…………………………………….4

4. Глава ІІІ.  Просветительская деятельность  Ефросиньи…………..5

5. Глава ІV. Роль  Ефросиньи в развитии белорусского                     

зодчества…………………………………………………………………….7             

6. Глава V. Ювелирный  шедевр Древней Руси……………………….9

7. Глава VІ. Паломничество в Иерусалим…………………………….12    

8. Глава VІІ. Канонизация  Ефросиньи Полоцкой……………………12

9. Глава VІІІ.  В день памяти…………………………………………….13

10. Заключение……………………………………………………………..13 
 
 
 

1.

 
 
 
 
 

Введение 

        Первым великим сеятелем духовных зерен, то есть духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на старорусских землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре нашей писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся способности и силы без остатка. 

Ефросинья

Совсем  еще была дитя, она душой стремилась  к Небу

Княжна, оставившая мир, пришла служить лишь только Богу

Полоцк, подняв из битв мужских, она Любовь в нем возродила

И подарила красоту, собор в честь Бога  заложила

Мудрость  ее познал весь мир, она печать свою имела

И грамоты  Бог дал ей право писать, и княжить  от Творца

Она надежду обретала, у всех людей Святой Руси

И крест  престольный украшала, как радость  Бога на земли

Земля Святая обогрела, Иерусалим  принял душу

Но с  Божьей помощью святая, явилась к  нам  в свою страну

Больше  восьми веков нетленны, мощи княгини  на земле

Лечат они  нас от болезней, и поучают: БОГ – СПАСЕТ! 

Георгий Весна 

Глава І.

Детство Предславы 

        Поощрял всемерное развитие культуры князь Святослав (в христианстве Георгий)  младший сын Всеслава Чародея. Именно в его семье в начале XII века (около 1101 года) и родилась дочь, которой суждено было стать одной из самых замечательных героинь нашей истории. Новорожденной дали языческое славянское имя  Предслава.

        Родители Предcлавы были по тому времени передовыми, образованными людьми. Ее отец некоторое время жил в Византии, где познакомился с достижениями византийской культуры. Мать  сестра византийского императора Мануила Комнина также была высокообразованным человеком. По отцовской линии княжна принадлежала к роду Рюриковичей, по материнской  к династии Рогволодов: она была наследницей крестителя Руси великого князя киевского Владимира Святославовича и легендарной Рогнеды. Близкими родственниками Предславы были не только византийские императоры и киевские князья, но и туровские, переяславские, смоленские, ростово-суздальские, владимирско-волынские князья, венгерские короли.

        Столь знатная родословная Предславе  сулила блестящее светское будущее,  но маленькая княжна решила  прожить свою жизнь иначе, чем  это было принято.

        Родители постарались дать дочери хорошее домашнее воспитание, которое предусматривало и обучение грамоте, что во времена Киевской Руси среди женщин было необычайной редкостью. «Житие» нашей героини, написанное в более поздние времена, повествует, что уже в раннем детстве она была учена «книжному писанию», которое включало тогда такие предметы, как чтение, письмо, счет, пение, а также греческий и латинский языки. В процессе обучения Предслава проявила необычайные способности. Кроме удивительной одаренности она поражала окружающих редкой красотой. 

Глава ІІ.

В стенах монастырских… 

        Весть о том, что у князя в Полоцке растет красивая, мудрая и благочестивая дочь, разошлась далеко за границами Полоцкой земли. Со всех концов Киевской Руси в Полоцк зачастили сваты. Видя, что сватовство приносит любимой дочери много горечи, гостеприимный полоцкий князь, провожая гостей, говорил с поклоном, что княжна еще молода и до поры до времени он неволить ее не станет. Но в конце концов и он вынужден был уступить...

        Узнав, что ее хотят обручить с одним молодым князем, Предслава тайно ушла из родительского дома в монастырь, игуменьей которого была ее тетка, и решила постричься в монахини. Тетка, видя юный цветущий возраст своей племянницы, а также опасаясь гнева своего брата  князя Георгия, вначале противилась ее желанию. Но, натолкнувшись на её нереклонную волю, а также удивившись разуму отроковицы, решила принять племянницу в обитель. При пострижении в монахини Предслава, как сказано в ее «Житии», получила имя Ефросиньи.

        Тогда Ефросинье Полоцкой (рис.1). было немногим более 12 лет (ранние браки в то время были в порядке вещей). К тому же монастырь, настоятельницей которого была тетка Ефросиньи, находился в центре Полоцка, в Верхнем замке, вблизи Софийского собора. Юная княжна переступила порог этого монастыря не только и не столько для того, чтобы всецело проводить жизнь в молитвах и постах, а также смиренно участвовать в нелегких монастырских трудах, но чтобы полностью посвятить себя научной и просветительской работе, чтобы в совершенстве овладеть тогдашней книжной мудростью и передать эту мудрость другим людям. Это занятие увлекало ее с раннего детства, и монастырь в то время был единственным средством для реализации подобной жизненной цели.

Поэтому поступок юной полоцкой княжны не следует объяснять только мотивами религиозного фанатизма На этот шаг княжескую дочь толкнуло полное отсутствие возможности в то время для одаренной девушки заниматься умственным трудом, научной, просветительской, педагогической деятельностью. Княжна ни в коем случае не соглашалась отдать себя в супружество земному смертному мужу,  так как уневестила себя бессмертному жениху небесному  Господу Иисусу Христу. Часто Полоцкая называла себя «Невестой Христовой». Все помышления ее были устремлены к Богу.  Другого пути для этого, кроме монастыря, в то время, когда даже элементарная грамотность среди женщин считалась излишней, просто не существовало. И этот единственный путь без колебаний, полностью отказавшись от личного счастья, выбрала первая белорусская женщина-просветитель и ученый. 

Глава ІІІ.

Просветительская  деятельность Ефросиньи 

        Вскоре после своего пострижения в монахини Ефросинья добилась от полоцкого епископа Ильи разрешения поселиться в пристроенной к Софийскому собору келье, в так называемом «голубце каменном», и там полностью отдалась самообразованию: чтению, размышлению, молитвам. В уединении и тиши она усиленно собирала «благие мысли в сердце своем, яко пчела сот». Предметом ее чтения и размышления были прежде всего Библия, переведенная в IX веке на славянский язык Кириллом и Мефодием, и различные сборники: «Златоструй», составленный в IX веке болгарским царем Симеоном и включавший в себя отрывки из бесед Иоанна Златоуста; «Шестоднев» болгарского экзарха Иоанна, содержащий объяснения первых глав Библии; «Измарагдам», сборник отрывков из трудов Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Это были также различные «патерики» (так назывались сборники, включавшие житие святых) и сочинения самих отцов и учителей церкви.

        Используя близкое родство полоцкого княжеского дома с домом византийского императора, юная просветительница из книг, получаемых из Константинополя, сформировала богатую личную коллекцию, которая легла в основу уникальной библиотеки при полоцком Софийском соборе. С течением времени библиотека эта, постоянно пополняясь редчайшими книгами и рукописями, стала настоящим духовным сокровищем восточнославянских земель, вызывая неподдельное восхищение как у современников, так и у последующих поколений.

        Приобретя путем самообразования обширную и основательную эрудицию в области религиозно-нравственной и философской, Ефросинья Полоцкая берется за сложнейшее и труднейшее ремесло того времени, требовавшее научной подготовки, терпения и художественных навыков,  ремесло переписчика книг. Часть переписанных Евфросиньей книг легла в основу начинавших тогда формироваться монастырских библиотек Полоцкого княжества. Другая же часть продавалась, а вырученные за них деньги княжна-монашенка щедро раздавала убогим и нищим  «требующим даяния».

Кроме переписывания книг Ефросинья Полоцкая занималась переводами религиозно-философской  и нравственной литературы с греческого и латинского языков на славянский язык, чем также значительно обогатила  духовную культуру нашего народа того времени.

        В результате подвижнической деятельности просветительницы полоцкая София на протяжении нескольких последующих веков была важным центром духовной культуры. Благодаря ее библиотеке многие смогли получить хорошее образование, приобщиться к духовным сокровищам человечества.

        Грамоте обучали не только  принимаемых монахинь, но также  всех желающих женщин. В этом  деле молодой полоцкой игуменье  помогали столь же увлеченные  и преданные девушки из княжеской  семьи, которые последовали примеру Ефросиньи и постриглись в монахини. Именно представители полоцкого княжеского рода и составили первый в истории кружок женщин-просветительниц, местопребыванием которого стал Спасо-Евфросиньевский монастырь недалеко от Полоцка. 
 
 

Глава ІV.

Роль Ефросиньи в развитии белорусского зодчества 

        С именем полоцкой просветительницы  связано также строительство  храмов на белорусской земле.  Вершиной организаторской деятельности  Ефросиньи можно по праву считать  строительство в Полоцке каменной  церкви Спаса. Став игуменьей новооснованного монастыря, Ефросинья Полоцкая решила возвести её вместо старой деревянной церкви. Зодчим стал послушник Бельчицкого монастыря Иоан. Строительство заняло ровно тридцать недель.

        Здание церкви, которое сохранилось до наших дней, поражает своими пропорциями, изяществом и красотой. Его основное значение для русской архитектуры состоит в том, что это наиболее ранний памятник, в котором с достаточной определенностью выявились новые архитектурные формы, ставшие в конце XII века характерными для всего русского зодчества: башнеобразность композиции, богатая декоративная разработка экстерьера, частое и весьма значительное несоответствие внешних форм и конструкции, подчиненное положение внутреннего пространства по отношению к внешнему облику.

        Загадочным казался и интерьер  церкви. Стены ее украшали замечательные  фрески, написанные неизвестными  полоцкими художниками XII века. Ученые  считают, что одна из этих  поразительных по красоте и  изяществу дошедших до нас  фресок весьма напоминает облик самой Ефросиньи Полоцкой (рис.2).

Среди фресок выделяются также изображения греческих  отцов церкви - Иоанна Златоуста  и Василия Великого. Большую ценность представляла собой имевшаяся в  Спасской церкви икона Богоматери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. История ее приобретения Ефросиньей Полоцкой, которая обладала тонким эстетическим вкусом, такова. Пользуясь своим родством с византийским императорским домом, она отправила своего посланца Михаила к императору Мануилу Комчину и константинопольскому патриарху Луке Хризовергу с богатыми дарами и одновременно с просьбой прислать в ее монастырь одну из трех икон Богородицы, написанных евангелистом Лукой. Эти иконы находились в разных городах  Константинополе, Иерусалиме и Эфесе. Император и патриарх прислали Ефросинье икону Богоматери из города Эфеса. В настоящее время эта икона находится в Русском музее Санкт- Петербурга.

Информация о работе Ефросинья Полоцкая