Ефросинья Полоцкая

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:18, реферат

Краткое описание

Первым великим сеятелем духовных зерен, то есть духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на старорусских землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре нашей писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся способности и силы без остатка.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………… стр. 3

2. Глава І. Детство Предславы…………………………………………..3

3. Глава ІІ. В стенах монастырских…………………………………….4

4. Глава ІІІ. Просветительская деятельность Ефросиньи…………..5

5. Глава ІV. Роль Ефросиньи в развитии белорусского

зодчества…………………………………………………………………….7

6. Глава V. Ювелирный шедевр Древней Руси……………………….9

7. Глава VІ. Паломничество в Иерусалим…………………………….12

8. Глава VІІ. Канонизация Ефросиньи Полоцкой……………………12

9. Глава VІІІ. В день памяти…………………………………………….13

10. Заключение……………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Ефросинья Полоцкая.doc

— 642.50 Кб (Скачать)

        После постройки Спасского храма (рис. 3) Евфросиния позаботилась о его оснащении богослужебными книгами и всем необходимым. Она пригласила художников, которые блестяще расписали стены храма библейскими сюжетами, изображениями святых. На хорах в особой келии, предназначенной для самой преподобной, также была выполнена богатейшая роспись.

        Завершив строительство Спасской церкви, Ефросинья принялась за возведение нового храма  церкви Святой Богородицы, возле которого возник мужской монастырь. Возможно, по ее замыслу были построены и другие замечательные сооружения. Однако от них до наших дней не сохранилось даже следа...

        Местом постоянного пребывания  Ефросиньи Полоцкой стала Спасская  церковь, строительство которой  она считала боговдохновенным  делом. Церковь, построенная в  середине XII века, наперекор всем историческим испытаниям сохранилась до наших дней, пережив все бури и лихолетья. Это единственный сохранившийся памятник, связанный с жизнью и деятельностью Ефросиньи Полоцкой, дошедший до наших дней. 
 
 
 
 
 

Глава V.

Ювелирный шедевр Древней Руси 

        Особое место было отведено  для уникального напрестольного  креста (фото копии), который Евфросиния заказала для своего храма лучшему ювелиру Киевской Руси Лазарю Богше.

Уникальное произведение старобелорусского эмальерного искусства, памятник письменности 12 века; религиозная и духовная святыня белорусов.

        Изготовлен в 1161 году полоцким  ювелиром Лазарем Богшей по  заказу Ефросиньи, игуменьи Полоцкой, как ковчег для хранения христианских реликвий. Крест  6-конечный, высота 51,8 см, длина верхнего перекрестия 14 см., нижнего  1 см. Основа из кипарисового дерева, сверху и снизу покрыт 21 золотой пластинкой с драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга. Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста поясные изображения Христа, Матери Божией, Иоанна Предтечи. В центре нижнего перекрестия  четыре евангелиста, на концах  архангелы Михаил и Гавриил. В нижней части креста, после перекрестия  небесные покровители заказчицы и ее родителей: святая Ефросинья Александрийская, святой великомученик Георгий и святая София. В верхнем перекрестии прикреплен небольшой 4-конечный, а в нижнем  6-конечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, святого Пантелеймона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи.

        В середине креста в пяти  квадратных подписанных гнездах  находились реликвии: кусочки креста  Господня с каплями его крови,  кусочек камня от гроба Божией  Матери, частицы мощей святого Стефана и Святого Пантелеймона, кровь святого Димитрия. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую направила в Византию преподобная Ефросинья.

Внизу мелкая надпись с именем автора: «Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи». На боковых торцах креста в два ряда помещена большая завещательная надпись (перевод на русский): «В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до… 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми…»

        Создание задуманного стоило  такой большой работы и усилий, требовало таких значительных материальных средств, что на боковых пластинах Креста преподобная заказчица благословила выгравировать надпись, чьим старанием, для какой церкви был сделан Крест и сколько это стоило. Знаменитые князья иногда жертвовали для храмов очень дорогие вещи, но равного Кресту Ефросиньи Полоцкой не было.

Судьба  этой исключительной христианской святыни  также исключительна. Сначала Крест  находился в церкви игуменьи Ефросиньи. В XIII веке он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. После перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Ефросиньевского монастыря свидетельствовал, что святая реликвия вернулась на то место, которое определила Кресту игуменья Ефросинья. Здесь православной святыне надлежало находиться почти 90 лет.

        В 1928 году директор Белорусского  государственного музея выезжал  с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 году Крест преподобной Ефросиньи Полоцкой  он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии. Началась Отечественная война 1941 года. В растерянности и спешке вывозилось оборудование заводов. Музейные ценности, вероятно, не спасали. Крест бесследно исчез. Все дальнейшие усилия его разыскать не дали результата.

        В 1992 году по благословению Экзарха Белорусской Церкви митрополита Филарета начались работы по воссозданию Евфросиньевского Креста. В течение пяти лет брестский мастер Н. П. Кузьмич трудился над воссозданием древней святыни. Современный Крест-ковчег является копией древнего Воздвизального Креста преподобной Евфросинии Полоцкой и содержит в себе те же святыни. 24 августа 1997 года в кафедральном соборе во имя преподобного Симеона Столпника в Бресте митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, было совершено торжественное освящение Креста. «Возрождение святыни, почитаемой во всем православном мире и особо покровительствующей Белой Руси, – отмечал по этому поводу Синод Белорусской Православной Церкви, – стало делом воистину всенародным. В нем – наше покаяние, наша вера, надежда и любовь к Богу и Отечеству». В 1997 году, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, воссозданный Крест был торжественно привезен в Полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь, где и находится в настоящее время

         
 

Глава VІ.

Паломничество в Иерусалим 

  На склоне лет Ефросинья Полоцкая решила совершить паломничество в Константинополь и Иерусалим. Прибыв в Иерусалим, поселилась  в монастыре Святой Богородицы и три дня посвящает молитвам у Гроба Господня. Также здесь она получила аудиенцию у патриарха Луки. На третий день Ефросинья попросила всевышнего, чтобы позволил ей умереть в Святом городе, где произошло искупление рода человеческого. Вскоре Евфросиния Полоцкая умирает от болезни и ее хоронят в монастыре преподобного Феодосия, недалеко от Иерусалима. Через 14 лет после ее кончины, в 1187 году, из-за опасности оккупации города мусульманами, останки Евфросинии перевозят в Киево-Печерскую лавру. 7 столетий мощи покоились в Киеве и только 1910 году были перенесены в Полоцкий Свято-Евфросиньевский монастырь. На том месте, на высоком берегу Днепра, в Речице, где останавливалась процессия, следовавшая с мощами преподобной из Киева в Полоцк, через 85 лет состоялось освещение памятника-часовни с Благодатным огнем от Гроба Господня. Сегодня здесь возвышается 24-х метровая ажурная конструкция, на которой вписаны лики 12 белорусских святых и просветителей. Венчает композицию ореол души святой Евфросинии, держащей в руках крест. 

Глава VІІ.

Канонизация Ефросиньи Полоцкой 

        После ее смерти святость ее признали как русская православная, так и католическая церковь. Однако значительно раньше полочане, узнав о смерти Ефросиньи и не дожидаясь официальной канонизации, признали ее святой и начали праздновать день ее памяти 23 мая.

В 1984 году Ефросинья Полоцкая была причислена к Собору Белорусских Святых. Её имя носят церкви в Саут-Ривер (США) и Торонто (Канада). 
 
 
 
 
 
 

Глава VІІІ.

В день памяти…

  

        Белорусский народ чтит память  Ефросиньи Полоцкой. В день её  памяти  5 июня  в Полоцк ежегодно приезжают люди поклониться мощам святой Ефросиньи. В этот день проводится служба, выносится Крест Ефросиньи Полоцкой (копия, восстановленная в 1997 году ювелиром Николаем Петровичем Кузьмичом и освященная в Свято-Симеоновском соборе города Бреста). На этом мероприятии всегда присутствует митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси.

        В 2000 году в городе Полоцке (рис. 5) открыт памятник святой Ефросинье. Два памятника святой Ефросинье установлены и в столице Беларуси Минске, один  на проспекте Независимости, а другой  во дворе Белорусского государственного университета.

        Президент Республики Беларусь  Александр Лукашенко 5 июня 2007 года  принял участие в торжествах  по случаю освящения воссозданной  раки Евфросинии Полоцкой, в которой покоятся мощи святой. Церемония прошла в Свято-Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиньевского женского монастыря в Полоцке.

        Рака святой Евфросинии Полоцкой  была впервые изготовлена и  установлена в Спасской церкви Спасо-Евфросиньевского монастыря в 1910 году. В 20-е годы 20 века она исчезла, и в настоящее время ее местонахождение не известно. Президент Беларуси поддержал инициативу Белорусского Экзархата по воссозданию раки, из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней на это было выделено 120 кг серебра. 

Заключение 

Игуменья  Ефросинья стала первой белорусской меценаткой, собиравшей вокруг себя таланты: по ее заказу был построен храм Спаса, мастером Лазарем Богшем создан знаменитый Крест – национальная святыня Беларуси, и с ее именем связано появление из Византии в нашей стране бесценной иконы Матери Божьей Одигитрии, написанной самим апостолом Лукой.

В земной жизни ей выпал особый удел  быть миротворцем в своем Отечестве, и сегодня святая соединяет духовно Россию, Белоруссию и Украину и одновременно как бы связывает русские земли с центром мира  Иерусалимом. Первая «матушка русской земли» и одна из первых наставниц русских женщин в таинствах духовной жизни, она напоминает о том, что дух монашества – это мир, любовь и радость. 
 
 

            5.

     
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Восстановленная рака для мощей  преподобной Евфросинии Полоцкой (2007г.) 
 
 

Список  использованной литературы: 

1. Вялiкiя i славутыя людзi беларускай зямлі. Бутрамееў У., Марціновіч А., Масляніцына А.

2. Журнал «Святая Русь».

3. Крест Преподобной. Материалы  А.Д.Кокоши http://starbel.narod.ru/72/72.htm

4. Подвижницы благочестия земли Русской. История женской русской святости Х-ХХ веков. Издательство храма святой мученицы Татианы.

5. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую. Составил свящ. Михаил Едлинский.

4. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. А.А. Мельников.

5. Святая  земля. Генри В. Мортон. 
 

Информация о работе Ефросинья Полоцкая