Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:35, биография
Ефросинья Полоцкая. Без этого имени невозможно представить не только панораму духовной жизни на восточнославянских землях в 12 столетии, но и всю историю белорусской культуры. Княжна, монахиня и, прежде всего, известнейшая просветительница про которую «Житие» пишет, что она – «небопарный орёл, попаривши от Запада до Востока, яко луна солнечная, просветивший всю землю Полоцкую», Ефросинья оставила после себя глубокую память в душе народа.
Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой.
Введение:
Ефросинья Полоцкая. Без этого имени невозможно представить не только панораму духовной жизни на восточнославянских землях в 12 столетии, но и всю историю белорусской культуры. Княжна, монахиня и, прежде всего, известнейшая просветительница про которую «Житие» пишет, что она – «небопарный орёл, попаривши от Запада до Востока, яко луна солнечная, просветивший всю землю Полоцкую», Ефросинья оставила после себя глубокую память в душе народа.
Между нами и временем, когда жила знаменитая полочанка, лежит больше чем восемь столетий. Неудивительно, что история сохранила про неё не очень богатые сведения, но и они позволяют увидеть общеевропейское значение этой личности, талантливой женщины-просветительницы. Деятельность Ефросиньи, как и её современников К. Туровского и К. Смолятича, свидетельствует о высоком культурном подъёме на белорусской земле.
Уже в детстве Ефросинья
переписывала и переводила
Большое влияние она оказала
на политику Полоцка, подняв
свой голос против княжеских
междоусобиц, предупреждала,
Она стала одной из первых женщин Беларуси, причисленных к лику святых. Многогранность деятельности Ефросиньи Полоцкой была такой широкой, что она вышла за пределы интересов господствующего класса, значительно опередила своё время и приобрела общенародное значение и признание.
Биографические сведения.
Родилась Предслава (1110? – 1173) – будущая святая Ефросинья – в Полоцке в семье полоцкого князя Святослава, младшего сына Всеслава Чародея, приходилась правнучкой князю Владимиру и княгине Рогнеде.
Житие повествует, что Предслава с детских лет проявила большую любовь к книжному образованию и сердечной молитве. Училась Предслава в школе при Софийском соборе или дома, при княжьем дворе, что более вероятно. Учителями были духовные особы, в первую очередь монахи. В качестве учебников использовали Святое Писание, житийную литературу. От своих учителей и из жизнеописаний святых Предслава получала представление о монастырских уставах и обычаях. Наука давалась ей значительно легче, чем её ровесникам. "Житие" отмечает её любовь к учению, прилежание и большие способности. Предслава имела широкий доступ к книгам. В отцовском доме, кроме богослужебной и другой религиозной литературы, Предслава могла читать сборники с изречениями и афоризмами, "Александрию" - роман о подвигах Александра Македонского, переведённый с греческого, "Повесть об Акире Премудром" и др. Позднее их сменили сочинения с богословскими толкованиями сущности природы, книги по античной истории.
Когда родители начали думать о ее замужестве, двенадцатилетняя Предслава им ответила: "Что будет, если мой отец захочет отдать мене в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам - главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!" . Предслава приняла решение о сознательном отказе от мирской жизни в возрасте 12 лет, когда родители только начали задумываться о предстоящем замужестве княжны. Ею руководили христианские идеи о необходимости духовного совершенствования, подвижнического служения высоким моральным идеалам.
Она оставила родительский
дом, пошла в монастырь и
приняла постриг под именем
Ефросиньи. С благословения
Мудрость преподобной
Как гласит предание, однажды
в сонном видении Ефросинье
явился Ангел Господень,
Незадолго до смерти
Полоцкая книжница.
В формировании взглядов Ефросиньи Полоцкой, которая стала одной из самых просвещённых женщин своей эпохи, в первую очередь самообразованием, значительную роль сыграла литература того времени.
Принятие
восточнославянскими землями
Каждый
образованный человек 11-12 столетия
должен был знать историю
Ефросинья мечтала про то, чтобы переписыванием книг занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта стала явью после основания Ефросиньей двух монастырей. Получивши разрешение епископа Ильи, просветительница основала на берегу Палаты, за 2 версты от Полоцка, женский монастырь, а позже, при церкви Богородицы и мужской. В монастырях, основанных преподобной Ефросиньей, существовали иконописные мастерские. Там изготовлялись предметы церковного обихода, оклады для образов.
Под
руководством Ефросиньи
Педагогическая
деятельность великой
Высокообразованная
игуменья использовала свои
Школы
Ефросиньи Полоцкой были
Влияние Ефросиньи Полоцкой на расцвет полоцкого зодчества.
Политическая и экономическая
независимость содействовала
Наивысший рассвет полоцкой
архитектурной школы,
В 1128 году Ефросинья оставляет
печатные работы и при
Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная - Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная - Евпраксия (в миру Звенислава). Ефросинья учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители. Постепенно Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители Ефросинья начала строительство каменной Спасо-Преображенской церкви на месте бывшей деревянной. Строительство Спасо-Преображенской церкви было закончено в 1161 году, она сохранилась до нашего времени (сейчас в некоторых источниках эту церковь называют Спасо-Ефросиньевской). Неподалеку от Спасо-Преображенской обители игуменья Ефросинья возвела еще одну церковь - Богородицкую, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь (ни церковь, ни монастырь не сохранились).
Задумав в середине 12 столетия строительство храма для своего монастыря, полоцкая просветительница обратилась к монаху Иоанну, который имел опыт строительства храмов – храмы святых Параскевы-Пятницы, Бориса и Глеба. По Житию, строительство шло быстро. Всего потребовалось 30 недель, то есть 7 с половиной месяцев, что указывает на четкую организацию строительства. В Житие, в повествовании о строительстве храма присутствует обязательное для таких произведений диво: в конце возведения храма у каменщиков закончился кирпич и не было чем «верха окончати», но назавтра после молитв пресвятой Ефросиньи мастера нашли «плиты в печи». Однако настоящее диво совершили не молитвы, а талант Иоанна. Ефросинья, безусловна, была не только основательницей храма, но и советчицей, помощницей и вдохновительницей знаменитого мастера. Поддержанные просветительницей новаторские идеи Иоанна начали быстро расширятся не только на полоцкой земле, но и в соседних княжествах. Исследователи часто обращались к храму преподобной Евфросинии Полоцкой. Здание действительно удивляет с самого начала своими пропорциями, двускатным, явно поздним перекрытием, необычайной вытянутостью барабана... Загадочным казался и интерьер церкви, странно загруженный массивными столбами при очень толстых стенах.
Информация о работе Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой