Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:35, биография

Краткое описание

Ефросинья Полоцкая. Без этого имени невозможно представить не только панораму духовной жизни на восточнославянских землях в 12 столетии, но и всю историю белорусской культуры. Княжна, монахиня и, прежде всего, известнейшая просветительница про которую «Житие» пишет, что она – «небопарный орёл, попаривши от Запада до Востока, яко луна солнечная, просветивший всю землю Полоцкую», Ефросинья оставила после себя глубокую память в душе народа.

Файлы: 1 файл

Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Просветительская деятельность Ефросиньи  Полоцкой.

Введение:

 

 Ефросинья Полоцкая. Без этого  имени невозможно представить  не только панораму духовной  жизни на восточнославянских  землях в 12 столетии, но и всю  историю белорусской культуры. Княжна, монахиня и, прежде всего, известнейшая просветительница про которую «Житие» пишет, что она – «небопарный орёл, попаривши от Запада до Востока, яко луна солнечная, просветивший всю землю Полоцкую», Ефросинья оставила после себя глубокую память в душе народа.

 

 Между нами и временем, когда жила знаменитая полочанка, лежит больше чем восемь столетий. Неудивительно, что история сохранила про неё не очень богатые сведения, но и они позволяют увидеть общеевропейское значение этой личности, талантливой женщины-просветительницы. Деятельность Ефросиньи, как и её современников К. Туровского и К. Смолятича, свидетельствует о высоком культурном подъёме на белорусской земле.

 

 Уже в детстве Ефросинья  переписывала и переводила книги  с других языков, позже, основав  в Полоцке два монастыря, она содействовала развитию литературного слова. Находясь в центре культурной жизни того времени, просветительница выступала в роли собирательницы талантов, своеобразной меценатки. По её заказу зодчий Иоанн построил всемирно известную церковь Спаса, которую считают совершенным примером полоцкой архитектурной школы.

 

 Большое влияние она оказала  на политику Полоцка, подняв  свой голос против княжеских  междоусобиц, предупреждала, что  братоубийство может привести  родную землю к гибели.

 

 Она стала одной из первых женщин Беларуси, причисленных к лику святых. Многогранность деятельности Ефросиньи Полоцкой была такой широкой, что она вышла за пределы интересов господствующего класса, значительно опередила своё время и приобрела общенародное значение и признание.

Биографические сведения.

 

 Родилась Предслава (1110? –  1173) – будущая святая Ефросинья  – в Полоцке в семье полоцкого  князя Святослава, младшего сына  Всеслава Чародея, приходилась  правнучкой князю Владимиру и  княгине Рогнеде.

 

 Житие повествует, что Предслава с детских лет проявила большую любовь к книжному образованию и сердечной молитве. Училась Предслава в школе при Софийском соборе или дома, при княжьем дворе, что более вероятно. Учителями были духовные особы, в первую очередь монахи. В качестве учебников использовали Святое Писание, житийную литературу. От своих учителей и из жизнеописаний святых Предслава получала представление о монастырских уставах и обычаях. Наука давалась ей значительно легче, чем её ровесникам. "Житие" отмечает её любовь к учению, прилежание и большие способности. Предслава имела широкий доступ к книгам. В отцовском доме, кроме богослужебной и другой религиозной литературы, Предслава могла читать сборники с изречениями и афоризмами, "Александрию" - роман о подвигах Александра Македонского, переведённый с греческого, "Повесть об Акире Премудром" и др. Позднее их сменили сочинения с богословскими толкованиями сущности природы, книги по античной истории.

 

 Когда родители начали думать  о ее замужестве, двенадцатилетняя  Предслава им ответила: "Что будет, если мой отец захочет отдать мене в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам - главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!" . Предслава приняла решение о сознательном отказе от мирской жизни в возрасте 12 лет, когда родители только начали задумываться о предстоящем замужестве княжны. Ею руководили христианские идеи о необходимости духовного совершенствования, подвижнического служения высоким моральным идеалам.

 

 Она оставила родительский  дом, пошла в монастырь и  приняла постриг под именем  Ефросиньи. С благословения Полоцкого  епископа Илии Ефросинья стала  жить при Софийском соборе, занимаясь  переписыванием книг. Перепиской книг занимались исключительно мужчины и уже одно то, что за такой нелёгкий труд взялась молодая женщина, было подвигом. Часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а вырученные деньги по её просьбе раздавались бедным. Ефросинья писала и собственные книги, в которых содержались молитвы, поучения, занималась переводами с греческого и латыни, вела переписку с Византией и со своими соотечественниками и братьями по духу, в частности, с Кириллом Туровским, которого называли вторым Иоанном Златоустом.

Мудрость преподобной проявлялась  и в том, что она не пошла  путем борьбы со старыми местными традициями, а добивалась освящения  светом

 

 Как гласит предание, однажды  в сонном видении Ефросинье  явился Ангел Господень, который  внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. В ту же ночь ангел явился и епископу Илии, сказав: "Веди ю, рабу Божию Евфросинию в церковь Святого Спаса, нарекомое Сельце, - место то свято есть!" Ефросинья основала в Полоцке мужской и женский монастыри, стала основателем строительства церкви Святого Спаса (около 1160г) и Богородицкой церкви. По ее заказу  полоцким мастером Лазарем Богшей был изготовлен напрестольный шестиконечный крест для церкви Святого Спаса.

 

 Незадолго до смерти преподобная  Ефросинья отправилась в паломничество  к Святым Местам. Паломничество  было пешим. Во время путешествия  Ефросинья встречалась с Византийским  императором Мануилом Камниным. Император принял Ефросинью и  с почестями отправил её в Царьград. Там паломники посетили собор святой Софии и поехали дальше. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы она провела несколько дней в молитвах. Вскоре Ефросинья заболела и 23 (25?) мая 1173 года её не стало. Мощи ее были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в начале 20 века – в Полоцк.

Полоцкая книжница.

 

 В формировании взглядов  Ефросиньи Полоцкой, которая стала  одной из самых просвещённых  женщин своей эпохи, в первую очередь самообразованием, значительную роль сыграла литература того времени.

 

 Принятие  восточнославянскими землями христианства  требовала изменений в языческом  мировоззрении: представлений о  Вселенной, явлениях природы,  истории человеческого рода. Среди книг, которые переводили и переписывали, приехавшие на Русь, византийские и болгарские священники, а также их местные последователи, большинство составляли, известно, богослужебные тексты и книги, где излагались основы христианского мировоззрения и морали. Но в монастыри и в княжеские хоромы попадала немало произведений других жанров: хроник, исторических и историческо-бытовых повестей, природоведческих трактатов. Жанровая система литературы того периода отражало мировоззрение типичное для многих христианских стран.

 

 Каждый  образованный человек 11-12 столетия  должен был знать историю своего  народа. Известно, что Ефросинья  изучала летопись «Повесть минулых  лет» монаха Нестора, которое  вводило восточное славянство  в русло всемирной истории.  Исторические знания, осознание вовлеченности своей земли к общечеловеческому историческому процессу укрепили в Ефросиньи и в её современниках идеи патриотизма, служении Отечеству.

 

 Ефросинья  мечтала про то, чтобы переписыванием  книг занимались не единицы,  а десятки грамотных людей. Мечта стала явью после основания Ефросиньей двух монастырей. Получивши разрешение епископа Ильи, просветительница основала на берегу Палаты, за 2 версты от Полоцка, женский монастырь, а позже, при церкви Богородицы и мужской. В монастырях, основанных преподобной Ефросиньей, существовали иконописные мастерские. Там изготовлялись предметы церковного обихода, оклады для образов. 

 

 Под  руководством Ефросиньи действовали  мастерские по переписыванию  книг – скриптории. Здесь существовала  специализация: один делал цветные инициалы и рубрики, другой – миниатюры, третий – переплёты. Если была надобность переписать книги быстрей, её делили на несколько частей. Разделение работы значительно увеличивало не только количество книг, но и их художественный уровень. Из скрипториев книги расходились про всей Полоцкой земле и за ее границы, а читали их ученые монахи и представители феодальной знати, по ним учились грамоте дети.

 

 Педагогическая  деятельность великой подвижницы  внесла значительный вклад в  дело народного образования. Школы Ефросиньи Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей. Они обучались чтению, письму, "цифири" и церковному песнопению. Для тех времен, когда и в княжеском роду не все женщины получали образование, это был поступок, достойный святой.  Преподобная Ефросинья ввела в учебные программы изучение латыни и греческого языка, природоведения и медицины, риторики. Интересен стиль обращения ее к ученикам: "Вот, собрала вас, как наседка птенцов своих под крылья свои, в паствину, словно овец, дабы паслись в заповедях Божиих, дабы и я сердцем учила вас, видя плоды труда вашего, и таков дождь учения к вам проливала; но нивы ваши в той же мере стоят, не возрастая, не поднимаясь вверх. А уж год подходит к концу, и лопата лежит на гумне! Боюсь, что будут в вас тернии, и отданы будете огню неугасимому! Постарайтесь же, чада мои, избежать его, сделайтесь чистой пшеницей, смелитесь в жерновах смирением, молитвой и постом, чтобы хлебом чистым принестись на трапезу Христову!". Знакомая с сочинениями отцов Церкви, Ефросинья ссылалась на их авторитет: "...старых учила терпению и воздержанию, юных учила душевной чистоте и бесстрастию телесному, благоговению образну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старших молчать, мудрейших послушать, к старейшим покорению, к равным и меньшим любови нелицемерной, мало вещать, больше же разуметь". Грамоте учили по церковным книгам – Псалтырь, Часослов. Процесс освоения чтением усложняло то, что в рукописных книгах не было знаков препинания, слова и предложения часто сливались.

 

 Высокообразованная  игуменья использовала свои обширные  знания, стремилась расширить границы  обычной образовательной программы. Кроме церковнославянского языка, юные полочане должны были хорошо знать генеалогию династии Рогволодовичей, важные события из жизни Полоцкой земли и всего восточного славянства. Не исключено, что с учениками полоцких школ, по крайней мере, наиболее способными проводились занятия по поэтике.

 

 Школы  Ефросиньи Полоцкой были передовыми  для своего времени и по  программе обучения и по контингенту  учеников, значительную часть которых  составляли дети простых горожан.

Влияние Ефросиньи Полоцкой на расцвет полоцкого зодчества.

 

 Политическая и экономическая  независимость содействовала возникновению  здесь отличительную школу зодчества.  Она формировалась на основе византийской традиции, в соответствии с которой был построен Софийский собор – первая монументальная постройка на территории Беларуси.

 

 Наивысший рассвет полоцкой  архитектурной школы, связанный  с творчеством зодчего Иоанна, припадает на года просветительской деятельности Ефросиньи.

 

 В 1128 году Ефросинья оставляет  печатные работы и при содействии  епископа Ильи, который официально  благословил, при многочисленных  свидетелях, преподобную Ефросинью  на основание женского монастыря,  определив место обители – Сельцо, где была церковь Спаса и место погребения Полоцких епископов. Отправляясь туда, преподобная Ефросинья взяла с собой только свои книги - "все свое имение".

Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его  насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная - Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная - Евпраксия (в миру Звенислава). Ефросинья учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители. Постепенно Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители Ефросинья начала строительство каменной Спасо-Преображенской церкви на месте бывшей деревянной. Строительство Спасо-Преображенской церкви  было закончено в 1161 году, она сохранилась до нашего времени (сейчас в некоторых источниках эту церковь называют Спасо-Ефросиньевской). Неподалеку от Спасо-Преображенской обители игуменья Ефросинья возвела еще одну церковь - Богородицкую, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь (ни церковь, ни монастырь не сохранились).

 

 Задумав в середине 12 столетия строительство храма для своего монастыря, полоцкая просветительница обратилась к монаху Иоанну, который имел опыт строительства храмов – храмы святых Параскевы-Пятницы, Бориса и Глеба. По Житию, строительство шло быстро. Всего потребовалось 30 недель, то есть 7 с половиной месяцев, что указывает на четкую организацию строительства. В Житие, в повествовании о строительстве храма присутствует обязательное для таких произведений диво: в конце возведения храма у каменщиков закончился кирпич и не было чем «верха окончати», но назавтра после молитв пресвятой Ефросиньи мастера нашли «плиты в печи». Однако настоящее диво совершили не молитвы, а талант Иоанна. Ефросинья, безусловна, была не только основательницей храма, но и советчицей, помощницей и вдохновительницей знаменитого мастера. Поддержанные просветительницей новаторские идеи Иоанна начали быстро расширятся не только на полоцкой земле, но и в соседних княжествах. Исследователи часто обращались к храму преподобной Евфросинии Полоцкой. Здание действительно удивляет с самого начала своими пропорциями, двускатным, явно поздним перекрытием, необычайной вытянутостью барабана... Загадочным казался и интерьер церкви, странно загруженный массивными столбами при очень толстых стенах.

Информация о работе Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой