Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:49, статья
История Полоцка — история целого Белорусского края — представляет почти еще девственное поле для ученых исследований. В настоящей статье я остановлюсь на одном из эпизодов богатой десятивековой истории Полоцка: я хочу сказать несколько слов о коллегии и академии иезуитов в Полоцке. Коллегия и академия иезуитов играли деятельную роль в окатоличивании и ополячении нашего края, искони православного и русского. «Неоспоримо,— говорит один из польских ученых,— неоспоримо, что католицизм, а вместе с ним и полонизм (polskosc’) не пали бы так быстро в тех (Белоруссии) странах, если бы иезуиты могли далее сеять здоровое
История Полоцка — история целого Белорусского края — представляет почти еще девственное поле для ученых исследований. В настоящей статье я остановлюсь на одном из эпизодов богатой десятивековой истории Полоцка: я хочу сказать несколько слов о коллегии и академии иезуитов в Полоцке. Коллегия и академия иезуитов играли деятельную роль в окатоличивании и ополячении нашего края, искони православного и русского. «Неоспоримо,— говорит один из польских ученых,— неоспоримо, что католицизм, а вместе с ним и полонизм (polskosc’) не пали бы так быстро в тех (Белоруссии) странах, если бы иезуиты могли далее сеять здоровое (?) зерно правды католической и неразлучного с нею полонизма». Из этих слов ясно, какую собственно цель преследовали иезуиты; цель эта, наконец, была понята, оценена по достоинству, и иезуиты были высланы из России.
31 августа 1579 года король польский
Стефан Баторий вырвал из рук
Грозного царя Полоцк, бывший
в течение 177 лет достоянием
русских. Не увлекаясь
Для приведения в исполнение своих целей Баторий избрал своих любимцев — иезуитов, испытанных деятелей на этом поприще: «одобряя их благочестие и способность выводить людей из заблуждений», он призвал их в Полоцк, дал землю на построение коллегиума, наделил богатыми имениями и поручил «исправлять нравы жителей учением и примером»4.
Что в призвании иезуитов главную, если не единственную, роль играли политические виды Батория, а вовсе не ревность к распространению просвещения, это, кажется, нечего много и доказывать; достаточно привести свидетельство лица вполне компетентного в этом вопросе, а именно известного иезуита [Антонио] Поссевино5: «В Руси (Russia), Подолии, Волыни, Литве и Самогитии, в областях, присоединенных к короне польской жители, хотя и состоят подданными католиков, упорно привязаны к греческой схизме (т.е. православию). Сенат и, прежде всего, король, который относится подозрительно к их вере,— желает, чтобы они сделались католиками (cupit eos catholicos fieri); жители уличены в тяготении, вследствие схизмы, к москвитянам; они публично молятся о даровании москвитянам победы над поляками»... Сделать жителей католиками — вот, следовательно, прямая цель Батория. Иезуит [С.]Ростовский в указанной выше книге так описывает водворение иезуитов в Полоцке:
«Король (Стефан Баторий), в тот же день, когда изгнал из Полоцка врагов, помня о своем обете, послал из лагеря грамоту к Петру Скарге, ректору Виленского коллегиума: да прибудет начальник со своею братиею и займет то, что он (король) посвящает Богу за дарованную победу; пусть они (Скарга с братиею) не завидуют тем из своих лузитанских и испанских собратий, которые в Азии и Америке приобретают поклонников Богу: они ближе к индейцам и японцам,— именно, в народе русском, у полочан, они найдут весьма невежественных в деле веры (in gente videlicet Polocensium Russica, rerum divinarum rudi oppido7). В то время, когда братия собиралась в дорогу, и сам король прибыл в Вильну 11 октября. Он в особенности приглашал Франциска Суннерия и Петра Скаргу. Исполняя данный Богу обет, король предназначил обитель для иезуитов в Полоцке и дал им угодия, поместья и русскую церковь, некогда созданную дочерью одного из полоцких князей, св. Пракседою (diva Praxede)8; эта церковь (fanum) и ныне, по имени Спасителя, называется по-русски Спас (Spas). Все пожертвованное королем и официально утвержденное грамотами, Петр Скарга занял 15 июля 1580 года именем своего провинциального начальника Суннерия, вызванного недавно в Польшу, и вызвал в колонию (in coloniam) ксендзов: Станисла а Ленциция, Иоанна Аланда и помощника Георгия Гинция.
Сам
коллегиум вначале был
В подвалах была сделана
С целью привлечения в него белорусского населения в коллегиуме было введено преподавание на белорусском языке, причем бесплатное. В конце XVI века жители Полоцка не желали посылать своих детей в иезуитский коллегиум, и в нем обучалось всего 5 человек.
Система образования у
Среди преподавателей коллегиума был и такой известный белорус, как Мартин Почобут–Одляницкий, будущий ректор Виленского университета, член–корреспондент Парижской академии наук.
В 1787 году при коллегиуме образовалась типография.
12
января 1812 года вышел указ Александра
I о возведении коллегиума в
ранг академии с правами
В стенах академии появилось первое периодическое издание Беларуси — «Месячник полоцкий». Издавался он на польском языке с 1818 по 1820 год, состоял из 6 разделов: литературы и свободных наук, физико–математического, морально–философского, исторического, критического и литературных новостей. Основал «Месячник полоцкий» профессор философии Винцентий Бучинский (король Бельгии пригласил его преподавать в местном Лювенском университете). Главным редактором издания стал профессор физики и доктор философии Юзеф Цытович. Авторами многих работ выступали профессора и студенты академии. Публиковались научные и идеологические споры с профессорами Виленского университета, которые печатались в «Дневнике Виленском».
Наследником
традиций «Месячника полоцкого» можно
считать современный научно–
Академия в Полоцке просуществовала 8 лет и стала первым высшим учебным заведением на территории Беларуси. На ее базе образовалось высшее училище ордена пиаров, а после его закрытия — Полоцкий кадетский корпус (в 1835 г.). В кадетском корпусе учились сын великого князя Константина Константиновича Олег, погибший в Первую мировую войну, будущий герой обороны Порт–Артура генерал Кондратенко, братья Кайгородовы, ставшие позже авторитетными учеными.
Сейчас в старинных зданиях размещаются факультеты Полоцкого государственного университета, успешно продолжающего научные, культурные и образовательные традиции своих достойных предшественников.