Ефросинья Полоцкая - белорусская просветительница ХII ст

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:54, реферат

Краткое описание

Первым великим сеятелем духовных зерен, то есть духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на старорусских землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре нашей писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся способности и силы без остатка.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………..2
2. Детство Предславы ……………………………………3
3. В стенах монастырских………………………………..4
4. Просветительская деятельность Ефросиньи…………5
5. Роль Ефросиньи в развитии белорусского
Зодчества………………………………………………..6
6. Ювелирный шедевр Древней Руси……………………7
7. Паломничество в Иерусалим…………………………..8
8. Канонизация Ефросиньи Полоцкой………………….. 8
10. Заключение…………………………………………… 9
11. Список литературы……………………………………10

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 68.50 Кб (Скачать)

      Ювелирный шедевр Древней Руси 

     Особое  место было отведено для уникального напрестольного креста.

Изготовлен  в 1161 году полоцким ювелиром Лазарем  Богшей по заказу Ефросиньи, игуменьи Полоцкой, как ковчег для хранения христианских реликвий. Создание задуманного  стоило такой большой работы и  усилий, требовало таких значительных материальных средств, что на боковых пластинах Креста преподобная заказчица благословила выгравировать надпись, чьим старанием, для какой церкви был сделан Крест и сколько это стоило. Знаменитые князья иногда жертвовали для храмов очень дорогие вещи, но равного Кресту Ефросиньи Полоцкой не было. Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Сначала Крест находился в церкви игуменьи Ефросиньи. В XIII веке он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. После перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Ефросиньевского монастыря свидетельствовал, что святая реликвия вернулась на то место, которое определила Кресту игуменья Ефросинья. Здесь православной святыне надлежало находиться почти 90 лет. В 1928 году директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 году Крест преподобной Ефросиньи Полоцкой  он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии. Началась Отечественная война 1941 года. В растерянности и спешке вывозилось оборудование заводов. Музейные ценности, вероятно, не спасали. Крест бесследно исчез. Все дальнейшие усилия его разыскать не дали результата.

     В 1992 году по благословению Экзарха Белорусской Церкви митрополита Филарета начались работы по воссозданию Евфросиньевского Креста. В течение пяти лет брестский мастер Н. П. Кузьмич трудился над воссозданием древней святыни. Современный Крест-ковчег является копией древнего Воздвизального Креста преподобной Евфросинии Полоцкой и содержит в себе те же святыни. 24 августа 1997 года в кафедральном соборе во имя преподобного Симеона Столпника в Бресте митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, было совершено торжественное освящение Креста. «Возрождение святыни, почитаемой во всем православном мире и особо покровительствующей Белой Руси, – отмечал по этому поводу Синод Белорусской Православной Церкви, – стало делом воистину всенародным. В нем – наше покаяние, наша вера, надежда и любовь к Богу и Отечеству». В 1997 году, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, воссозданный Крест был торжественно привезен в Полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь, где и находится в настоящее время. 
 

     Паломничество в Иерусалим 

     На  склоне лет Ефросинья Полоцкая решила совершить паломничество в Константинополь  и Иерусалим. Прибыв в Иерусалим, поселилась  в монастыре Святой Богородицы и три дня посвящает  молитвам у Гроба Господня. Также  здесь она получила аудиенцию  у патриарха Луки. На третий день Ефросинья попросила всевышнего, чтобы позволил ей умереть в Святом городе, где произошло искупление рода человеческого. Вскоре Евфросиния Полоцкая умирает от болезни и ее хоронят в монастыре преподобного Феодосия, недалеко от Иерусалима. Через 14 лет после ее кончины, в 1187 году, останки Евфросинии перевозят в Киево-Печерскую лавру. 7 столетий мощи покоились в Киеве и только 1910 году были перенесены в Полоцкий Свято-Евфросиньевский монастырь. На том месте, на высоком берегу Днепра, в Речице, где останавливалась процессия, следовавшая с мощами преподобной из Киева в Полоцк, через 85 лет состоялось освещение памятника-часовни с Благодатным огнем от Гроба Господня.  
 

     Канонизация Ефросиньи Полоцкой 

     После ее смерти святость ее признали как русская православная, так и католическая церковь. Однако значительно раньше полочане, узнав о смерти Ефросиньи и не дожидаясь официальной канонизации, признали ее святой и начали праздновать день ее памяти 23 мая.

     В 1984 году Ефросинья Полоцкая была причислена к Собору Белорусских Святых. Её имя носят церкви в Саут-Ривер (США) и Торонто (Канада). 
 

     Заключение 

     Игуменья  Ефросинья стала первой белорусской  меценаткой, собиравшей вокруг себя таланты: по ее заказу был построен храм Спаса, мастером Лазарем Богшем создан знаменитый Крест – национальная святыня Беларуси, и с ее именем связано появление из Византии в нашей стране бесценной иконы Матери Божьей Одигитрии, написанной самим апостолом Лукой.

     В земной жизни ей выпал особый удел  быть миротворцем в своем Отечестве, и сегодня святая соединяет духовно Россию, Белоруссию и Украину и одновременно как бы связывает русские земли с центром мира  Иерусалимом. Первая «матушка русской земли» и одна из первых наставниц русских женщин в таинствах духовной жизни, она напоминает о том, что дух монашества – это мир, любовь и радость.

 

     Список  использованной литературы: 

1. Вялiкiя i славутыя  людзi беларускай зямлі. Бутрамееў  У., Марціновіч А., Масляніцына А. 

2. Журнал  «Святая  Русь».

3. Крест Преподобной.  Материалы  А.Д.Кокоши http://starbel.narod.ru/72/72.htm

4. Подвижницы  благочестия земли Русской. История  женской русской святости Х-ХХ  веков. Издательство храма святой  мученицы Татианы.

5. Подвижники  и страдальцы за веру православную  и землю святорусскую. Составил свящ. Михаил Едлинский.

4. Путь непечален.  Исторические свидетельства о  святости Белой Руси. А.А. Мельников.

5. Святая земля.  Генри В. Мортон. 

Информация о работе Ефросинья Полоцкая - белорусская просветительница ХII ст