История Белорусского театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:33, доклад

Краткое описание

Разделение началось с достижения определенного уровня цивилизации, когда возникла необходимость в опытных мастерах, специалистах своего дела. Первыми профессиональными белорусскими актерами были скоморохи, которые до XI века назывались по-разному: гудцы, плясцы. В их творчестве синтезировались все виды сценического искусства - драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное, цирковое, эстрадное. Традиции скоморохов, которые выступали в разных формах фольклорного театра, дожили до XX века.

Файлы: 1 файл

истор бел нац театра.docx

— 14.38 Кб (Скачать)

Белорусское сценическое  искусство зародилось в то время, когда человек начал осознавать свое место в окружающем мире. Истоками послужили на родные верования, ритуалы, обряды. Сначала в обрядах, хороводах, народных играх принимали участие  все, без разделения на актеров и  зрителей.

Разделение началось с достижения определенного уровня цивилизации, когда возникла необходимость  в опытных мастерах, специалистах своего  дела. Первыми профессиональными  белорусскими актерами были скоморохи, которые до XI века назывались по-разному: гудцы, плясцы. В их творчестве синтезировались  все виды сценического искусства - драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное, цирковое, эстрадное. Традиции скоморохов,  которые выступали в разных формах фольклорного театра, дожили до XX века.

Широкое распространение  с начала XVI века получил школьный театр. Он функционировал во многих городах  и местечках при католических и православных духовных учебных  заведениях. Так в Минской губернии возник театр при иезуитском коллегиуме. Он был польского происхождения  и стал средством борьбы католицизма  против право-славья и лютеранства. Сюжеты для театра заимствовались из Библии и Евангелия, а спектакли  ставились исключительно на религиозные  темы. Они проходили на торжественных  школьных актах или по случаю политических праздников.

В свецкой жизни  значительное место заняли сценки интермедий на свецкие темы, преимущественно  комедийного, бурлескного плана. Еще  большей популярностью и народной любовью пользовался кукольный  театр батлейка. Показы проходили  не только в городах, но и в отдаленных крестьянских домах. Батлейка на протяжении долгого сущест-вования переросла  в уникальную театральную газету, поражающую и удивляющую зрителей и  в нашем XX веке.

Наивысшим достижением  фольклорного театра стала народная драма, которая сильно приблизилась к профессиональному искусству. Немногочисленная по каноническим сюжетам,  она вновь же очень богата  интермедийными народными сценами.

Многогранной выдалась театральная жизнь в XVIII веке. В  этот период были основаны многие частные, городские и крепостные театры. 13 июня 1746 года в Альбе под Несвижем была сыграна комедия В.Радивила "Дасцiпнае каханне", ровно на десять лет раньше, чем появился первый спектакль в Ярославле "отце русского театра" Ф.Волкова. Работали коллективы в Несвиже, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве, Чечерске и в ряде других городов и местечек. Так в конце XVIII века в губернских городах Беларуси были построены зимние и летние театры. Строительство проходило на пожертвования  и казенные деньги. Открывались кафе-шантаны - рестораны с возвышением  для  сценических представлений, репертуар  которых состоял из песен, романсов, танцев прошлых лет, часто непристойного  характера. Строились цирки, балаганы, устанавливались льготы для зазывания  публики.

С 40-х годов XIX столетия В.Дунин-Марцинкевич ведет целенаправленную работу по созданию белорусской профессиональной драматургии и организации национального  театра современного типа. Усилия завершились  постановкой 9 февраля 1852 года в Минске спектакля "Сялянка" на либретто В.Дунина-Марцинкевича , музыку С.Манюшки  и Кржижановского, выступал симфонический  оркестр под руководством Д.Стефановича. После восстания 1863 года выступления  театра на белорусском языке были запрещены царскими властями, и на протяжении нескольких лет спектакли шли нелегально. Было разрешено гастролировать по губерниям Беларуси русским и украинским театрам, а также труппам императорских артистов. В 1890 году был построен городской театр архитекторами Введенским и Козловским. Теперь это здание театра им. Я. Купалы.

При театрах Минской, Витебской, Могилевской и Гродненской  губерний были созданы выбранные  из представителей городских ведомств театральные дирекции, которые занимались зрелищными мероприятиями. Дирекция приглашала гастролеров, заключала договора с  антрепренерами, сдавала в аренду театральные помещения.

Возрождение белорусского сценического искусства происходило  в начале XX века. Фцндамент закладывали  драматурги К.Каганец, Я.Купала, Я.Колас, К.Буйло, Ф.Олехнович, Л.Радевич и  другие. Театральную работу вели И.Буйницкий, А.Бурбис, Ф.Жданович.

Первая половина и середина 20-х годов прошла в  общем русле белоруссизации и  было немало достижений в области  драматургии, режиссерского и актерского творчества. С конца 20-х и в 30-е  годы усиливается идеологическое давление, ряд драматургов и театральных  деятелей были репрессированы. Большой  потерей стало закрытие в 1937 году Третьего белорусского театра.

В годы Великой Отечественной  войны крупнейшие коллективы были эвакуированы в тыл, где продолжали ставить  спектакли. На оккупированной территории работал Минский белорусский  театр, в партизанских отрядах развивалась  самодеятельность.

В послевоенный период большинство театров возобновило  работу в Беларуси, ставились в  основном спектакли на современную  и военную тематику.

В конце 50-х начале 60-х годов на сценическое искусство  меньше давила идеология. Это позволило  осуществлять стилистические интерпретации, обогащалась образная палитра спектаклей. В 90-х годах возможность самовыражения  переросла в создание альтернативных театров.  

Сегодня в Беларуси систематично проводятся фестивали, конкурсы, смотры сценического искусства. В Гомеле фестиваль "Славянскiя тэатральныя  сустрэчы" из регионального перерос  в международный. Международный  фестиваль "Белая вежа" проводится в Бресте. Показ спектаклей малых  форм проходит в Молодечно на фестивале "Маладзечанская сакавiца". В Минске периодически организовываются международные  фестивали кукольных театров, а  также драматических моноспектаклей. Вместе с этим белорусские коллективы все чаще участвуют в фестивалях, которые проводятся в Англии, Германии, Польше, Испании. О их участниках и  достижениях более полно Вы сможете  узнать, посетив ссылки на историю  отдельных театров.

Информация о работе История Белорусского театра