Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:33, доклад
Разделение началось с достижения определенного уровня цивилизации, когда возникла необходимость в опытных мастерах, специалистах своего дела. Первыми профессиональными белорусскими актерами были скоморохи, которые до XI века назывались по-разному: гудцы, плясцы. В их творчестве синтезировались все виды сценического искусства - драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное, цирковое, эстрадное. Традиции скоморохов, которые выступали в разных формах фольклорного театра, дожили до XX века.
Белорусское сценическое искусство зародилось в то время, когда человек начал осознавать свое место в окружающем мире. Истоками послужили на родные верования, ритуалы, обряды. Сначала в обрядах, хороводах, народных играх принимали участие все, без разделения на актеров и зрителей.
Разделение началось с достижения определенного уровня цивилизации, когда возникла необходимость в опытных мастерах, специалистах своего дела. Первыми профессиональными белорусскими актерами были скоморохи, которые до XI века назывались по-разному: гудцы, плясцы. В их творчестве синтезировались все виды сценического искусства - драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное, цирковое, эстрадное. Традиции скоморохов, которые выступали в разных формах фольклорного театра, дожили до XX века.
Широкое распространение с начала XVI века получил школьный театр. Он функционировал во многих городах и местечках при католических и православных духовных учебных заведениях. Так в Минской губернии возник театр при иезуитском коллегиуме. Он был польского происхождения и стал средством борьбы католицизма против право-славья и лютеранства. Сюжеты для театра заимствовались из Библии и Евангелия, а спектакли ставились исключительно на религиозные темы. Они проходили на торжественных школьных актах или по случаю политических праздников.
В свецкой жизни
значительное место заняли сценки интермедий
на свецкие темы, преимущественно
комедийного, бурлескного плана. Еще
большей популярностью и
Наивысшим достижением фольклорного театра стала народная драма, которая сильно приблизилась к профессиональному искусству. Немногочисленная по каноническим сюжетам, она вновь же очень богата интермедийными народными сценами.
Многогранной выдалась театральная жизнь в XVIII веке. В этот период были основаны многие частные, городские и крепостные театры. 13 июня 1746 года в Альбе под Несвижем была сыграна комедия В.Радивила "Дасцiпнае каханне", ровно на десять лет раньше, чем появился первый спектакль в Ярославле "отце русского театра" Ф.Волкова. Работали коллективы в Несвиже, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве, Чечерске и в ряде других городов и местечек. Так в конце XVIII века в губернских городах Беларуси были построены зимние и летние театры. Строительство проходило на пожертвования и казенные деньги. Открывались кафе-шантаны - рестораны с возвышением для сценических представлений, репертуар которых состоял из песен, романсов, танцев прошлых лет, часто непристойного характера. Строились цирки, балаганы, устанавливались льготы для зазывания публики.
С 40-х годов XIX столетия
В.Дунин-Марцинкевич ведет
При театрах Минской, Витебской, Могилевской и Гродненской губерний были созданы выбранные из представителей городских ведомств театральные дирекции, которые занимались зрелищными мероприятиями. Дирекция приглашала гастролеров, заключала договора с антрепренерами, сдавала в аренду театральные помещения.
Возрождение белорусского сценического искусства происходило в начале XX века. Фцндамент закладывали драматурги К.Каганец, Я.Купала, Я.Колас, К.Буйло, Ф.Олехнович, Л.Радевич и другие. Театральную работу вели И.Буйницкий, А.Бурбис, Ф.Жданович.
Первая половина и середина 20-х годов прошла в общем русле белоруссизации и было немало достижений в области драматургии, режиссерского и актерского творчества. С конца 20-х и в 30-е годы усиливается идеологическое давление, ряд драматургов и театральных деятелей были репрессированы. Большой потерей стало закрытие в 1937 году Третьего белорусского театра.
В годы Великой Отечественной войны крупнейшие коллективы были эвакуированы в тыл, где продолжали ставить спектакли. На оккупированной территории работал Минский белорусский театр, в партизанских отрядах развивалась самодеятельность.
В послевоенный период
большинство театров
В конце 50-х начале
60-х годов на сценическое искусство
меньше давила идеология. Это позволило
осуществлять стилистические интерпретации,
обогащалась образная палитра спектаклей.
В 90-х годах возможность
Сегодня в Беларуси
систематично проводятся фестивали, конкурсы,
смотры сценического искусства. В Гомеле
фестиваль "Славянскiя тэатральныя
сустрэчы" из регионального перерос
в международный. Международный
фестиваль "Белая вежа" проводится
в Бресте. Показ спектаклей малых
форм проходит в Молодечно на фестивале
"Маладзечанская сакавiца". В Минске
периодически организовываются международные
фестивали кукольных театров, а
также драматических