Основы идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

Файлы: 1 файл

контрольная1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Внешняя политика  РБ в рамках  СНГ.

    Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент,  обеспечивающий  ее  выживание  и  развитие. Поэтому   отправной    точкой    для    определения   базового    постулата внешнеполитической  доктрины  Беларуси  должна  выступать  оценка   основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

    В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ  на  ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних  конфликтах,  поиске и привлечении в республику тех крох иностранных  инвестиций,  которые  можно найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные  инвестиции  и  небольшие собственные ресурсы будут  направляться  на  структурную  перестройку  части белорусской экономики в  сторону  ее  интеграции  в  сферу  геополитического притяжения ЕС.

    Основными направлениями политики на международной  арене являются:

- вхождение  в  мировое  сообщество  в   качестве  равноправного  суверенного независимого государства;

- активное  взаимодействие  с  международными,  прежде  всего  европейскими, структурами и организациями;

-  способствование   строительству  новой  мировой   и   европейской   систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;

- участие  в многостороннем международном  экономическом сотрудничестве;

- энергичное  сотрудничество  в  международных   организациях,  прежде  всего системы ООН.

    Республика  Беларусь – одно из немногих  на  постсоветском  пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с  соседями,  межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.

    В 2000 году открыты посольства в Венгрии,  Ираке,  Ливии,  Объединенных Арабских Эмиратах.

    К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в  43 странах  мира,  из  них:  посольств  –  41,  Генеральных  консульств  –   6, Постоянных  представительств  –  2  (Нью-Йорк,  Женева).  Открыты  также:  9 отделений  Посольства  Республики  Беларусь   в   Российской   Федерации   в Калининграде,    Санкт-Петербурге,    Краснодаре,     Тюмени,     Мурманске, Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в  ФРГ  в г. Бонне. Кроме этого,  16  Чрезвычайных  и  Полномочных  Послов  Республики Беларусь назначены и аккредитованы послами по совместительству в 26  странах мира.

    В обращении Президента А. Лукашенко  белорусскому  народу  и  парламенту говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах  мира,  где  это экономически  выгодно  и сообразно ее  национальным  интересам.   Действия белорусской дипломатии на  основных  внешнеполитических  направлениях  будут оцениваться, главным образом, с позиции  их  экономической  эффективности  и реализации мирных инициатив» Беларусь, в силу специфики своей  экономики  не  может  позволить  себе роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против  России. Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также  как  не  до РБ  Европейскому  Союзу,  а  собственных  сил  навязать   свою   волю   этим геополитическим монстрам у республики нет.

    Выходом  из  этой  диллемы  может  стать  стратегическое   политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы  на  себя  защиту части   геополитических  интересов  в  регионе,   а   Россия   должна   дать возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и  сырья  и  закрепления за  Беларусью  приемлемой   для   нее   формы   региональной   экономической специализации. Скорее всего,  РБ  будет  по-прежнему  специализироваться  на точном   машиностроении,   радиоэлектронике,   химической    промышленности, развитии транспорта.

    21 февраля 1995 года был подписан  Договор о  дружбе,  добрососедстве  и сотрудничестве  между  Российской   Федерацией   и   Республикой   Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996  года  был  заключен Договор об образовании Сообщества  Беларуси  и  России.  Процесс  дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел  свое  отражение в подписании 2  апреля  1997  года  Договора  о  Союзе  Беларуси  и  России.

    Развитие  Союза  Беларуси  и  России   осуществлялось   в   соответствии   с направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем  единении  Беларуси  и России от 25 декабря 1998 года. 26 января 2000  года  вступил в силу  Договор о создании  Союзного государства. Важнейшими  этапами  его  реализации  являются  создание  общей правовой  базы  Союза  Беларуси  и  России,  а  также  формирование  единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

    К сожалению, надо признать,  решение  большинства  белорусских  проблем невозможно силами одной лишь  Беларуси.  Слишком  масштабны  и  дорогостоящи алгоритмы их решения для небольшой страны.

    Решение наиболее важных белорусских проблем  лежит вне Беларуси, ибо:

    - Беларусь живет в условиях  экологической катастрофы, выживание   крупных белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства;

    - новый виток научно-технической  революции в развитых странах ставит под вопрос  судьбу  белорусской  промышленности  в  случае  промедления  с модернизацией производственных технологий;

    - приближение к границам Беларуси  НАТО и ЕС создаёт принципиально   новую геополитическую ситуацию, к которой  Беларусь  должна  адаптироваться.

    Региональные  приоритеты Республики Беларусь выстраиваются  в  следующем порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша,  Европа,  США,  Азия. Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения с Украиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным  человеческим, экономическим и научным потенциалом.  Сотрудничество  с  Украиной  не  имеет каких-либо препятствий как в политической, так и в  экономической  областях.

    Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью. Шанс активизировать белорусско-украинские отношения на межпарламентском уровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой  Рады Украины А.  Ткаченко.  Однако  последовавшие  в  Украине  выборы  заморозили двусторонние контакты до  весны  2002  года,  когда  в  Санкт-Петербурге  А. Войтович встретился с вице-спикером Верховной Рады А. Зинченко. В основу отношений  с  Украиной  на  перспективу  Беларусь  закладывает всемерное   развитие   торгово-экономического    сотрудничества.    Беларусь заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился  у  нас с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к  Беларуси  отличается  прагматизмом: есть контакты на политическом уровне,  основное  внимание  они уделяют развитию экономических отношений.

    В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в рамках   разноскоростной   интеграции   имеет   Евразийское    экономическое сообщество  (ЕАЭС).  Основные  внешнеполитические   и   внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в его рамках на современном  этапе  заключаются в создании на основе этого  союза  единого  экономического  пространства.  В перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого  экономики государств-участников   Евразийского   экономического    сообщества    будут интегрироваться в мировую экономическую систему и  прежде  всего  в  мировую торговлю. Значительная роль в создании единого  экономического  пространства отводится социальному, научно-технологическому и  информационному  аспектам. Решение этого комплекса вопросов будет естественным  образом  способствовать сближению экономик государств-участников.

    Политика  Беларуси  на  российском  направлении,  а  также   в   рамках Евразийского экономического сообщества  неразрывно  связана  с  политикой  в Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ  не уступает  сегодня  ни  одной  из   трех   главных   экономических   коалиций современного мира –  Североамериканской  зоне  свободной  торговли  (НАФТА), Европейскому   Союзу   (ЕС)   и    Азиатско-Тихоокеанскому    экономическому сотрудничеству  (АТЭС).  По  оценкам  независимых  экспертов,  на  долю  СНГ приходится  40  процентов  мировых  запасов  газа,  а   по   запасам   нефти Содружество  уступает  только  Саудовской  Аравии.  Промышленный   потенциал Содружества  составляет  10  процентов  мирового,  запасы   основных   видов природных ресурсов – четверть мировых.

Безусловно,  политический  вес   СНГ   всегда   будет   адекватен   его экономическим показателям. При этом активизация интеграционных  процессов  в рамках  Содружества  по  принципу  того  же  Европейского  Союза   неизбежно потребует передачи части  властных  полномочий  наднациональным  структурам. Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ,  которых  принято относить  к  «равноудаленным»,  но  и страны,  входящие  в   более   тесные экономические и политические  союзы  в  рамках  Содружества,  –  к  примеру, участники «пятерки» или ГУУАМ (Грузия,  Украина,  Узбекистан,  Азербайджан, Молдова).

    Беларусь  последовательно соблюдает все  достигнутые в рамках Содружества договоренности.  В  стране  завершены  все   внутринациональные   процедуры, связанные с формированием зоны свободной торговли. На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего  в  создании полноценной  зоны  свободной  торговли  государств-участников   Содружества, необходимой  с  точки  зрения  формирования  в  СНГ   полноценной   рыночной инфраструктуры,   перехода   к   более   высоким   ступеням   хозяйственного сотрудничества,  развития  в  будущем  общего  экономического  пространства, основанного  на  свободном  перемещении  товаров,  услуг,  рабочей  силы   и капиталов.

    Доминантой  политики СНГ  и  сегодня,  и  на  перспективу  должно  стать формирование реального интеграционного  сообщества  постсоветских  республик при максимальном использовании возможностей политического  и  экономического взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.

    Республика  Беларусь  последовательно  выступает  за  развитие  процесса военно-политической   интеграции   в   рамках   Договора   о    коллективной безопасности   (ДКБ)   государств-участников   СНГ,   объединяющем   сегодня Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан.

    Ещё одной важной частью внешней политики РБ является таможенный союз. Совместное заявление о формировании Таможенного союза подписали 19 декабря 2009 года в Алматы главы трех государств Александр Лукашенко, Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев.

    Создание  Таможенного союза позволит Беларуси, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15%. Создается  огромный рынок, совокупные объемы запасов  нефти которого составляют 90 млрд. баррелей. Общий объем ВВП - $2 трлн., совокупный товарооборот - $900 млрд., объем сельхозпродукции - $112 млрд.

    Таможенный  союз открывает перед странами огромные дополнительные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций. Беларусь, Казахстан и Россия смогут свободно торговать между собой, будут созданы новые рабочие места, повысится конкуренция на рынках стран. Можно более эффективно использовать транзитный потенциал. Предприятия получат лучшие условия для выхода на международные рынки.

    Таможенный союз является основой для создания в будущем Единого экономического пространства, подготовка нормативной базы которого будет завершена в 2011 году.

    Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также план действий по его созданию были приняты 6 октября 2007 года в Душанбе главами государств Беларуси, России, Казахстана. Для обеспечения условий функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий постоянно действующий орган - Комиссия Таможенного союза. Три страны начали готовить пакет необходимых документов для создания Таможенного союза.

    Беларусь, Россия, Казахстан, на территории которых  проживают около 180 млн. человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего  СССР, их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Остальные государства - члены ЕврАзЭС будут присоединяться к Таможенному союзу постепенно, по мере своей готовности.

    В Минске 27 ноября 2010 года высшим органом  Таможенного союза был рассмотрен и одобрен ряд принципиальных стратегических решений, определяющих перспективы развития Таможенного союза. «В ходе непростых, но содержательных переговоров мы вышли с компромиссной и сбалансированной договоренностью, реализация которой способна запустить механизмы глубокой экономической интеграции с элементами единого экономического пространства», - сказал президент Беларуси Александр Лукашенко.

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства