Основы идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

Файлы: 1 файл

контрольная1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    Таможенный  союз - единая таможенная территория, в  пределах которой во взаимной торговле действует Единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам - участникам Таможенного союза необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, сейчас у России насчитывается около 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Беларуси - 40.

    Высшим  органом Таможенного союза являются межгосударственные советы на уровне глав государств и глав правительств. Все задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в договоре от 6 октября 2007 года. В 2009 году высший орган Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза и правительства трех стран провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда Таможенного союза. 
 

                                      

                                                                   

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Российско-белорусские  отношения. Создание  союзного государства.

    Беларусь, в силу специфики своей  экономики  не  может  позволить  себе роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против  России. Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также  как  не  до РБ  Европейскому  Союзу,  а  собственных  сил  навязать   свою   волю   этим геополитическим монстрам у республики нет.

    Выходом  из  этой  диллемы  может  стать  стратегическое   политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы  на  себя  защиту части   геополитических  интересов  в  регионе,   а   Россия   должна   дать возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и  сырья  и  закрепления за  Беларусью  приемлемой   для   нее   формы   региональной   экономической специализации. Скорее всего,  РБ  будет  по-прежнему  специализироваться  на точном   машиностроении,   радиоэлектронике,   химической    промышленности, развитии транспорта.

    21 февраля 1995 года был подписан  Договор о  дружбе,  добрососедстве  и сотрудничестве  между  Российской   Федерацией   и   Республикой   Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996  года  был  заключен Договор об образовании Сообщества  Беларуси  и  России.  Процесс  дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел  свое  отражение в подписании 2  апреля  1997  года  Договора  о  Союзе  Беларуси  и  России.

    Развитие  Союза  Беларуси  и  России   осуществлялось   в   соответствии   с направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем  единении  Беларуси  и России от 25 декабря 1998 года.

    26 января  2000  года  вступил   в  силу  Договор  о   создании  Союзного

государства. Важнейшими  этапами  его  реализации  являются  создание  общей правовой  базы  Союза  Беларуси  и  России,  а  также  формирование  единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства. В

    В то  же  время белорусско-российское  межгосударственное  объединение базируется  на  принципах   суверенного   равенства   государств-участников, добровольности, добросовестного  выполнения  взаимных  обязательств.  Каждое государство-участник сохраняет суверенитет,  независимость,  территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный  флаг, герб и другие атрибуты государственности.

    В среднесрочной перспективе определенные  расхождения  в  экономических структурах России  и  Беларуси  сохранятся,  но  два  государства  заключили Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях  интересов белорусских и российских граждан.

    Серьезным итогом  интеграционной  работы  стало  подписание  Соглашения между  Республикой  Беларусь  о   введении   единой   денежной   единицы   и формировании единого  эмиссионного  центра  Союзного  государства,  а  также соглашений, направленных на создание условий  по  введению  единой  денежной единицы на заседании Высшего Государственного Совета 30  ноября  2000  года, межправительственного  Соглашения  о  создании  унифицированного  налогового законодательства   и   проведении   единой   налоговой   политики   Союзного государства на заседании Совета Министров Союзного  государства  30  августа 2000  года,  межправительственного Соглашения  о завершении  унификации  и создании единой системы тарифного  и  нетарифного  регулирования  в  Союзном государстве на заседании Совета Министров  Союзного  государства  17  января 2001 года.

    Одним из наиболее  эффективных  и  значимых  направлений  экономической интеграции  наших  стран  является  сотрудничество   топливно-энергетических комплексов,  базирующееся  на  формировании  совместных  балансов   поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления  нефти, газа,   угля   и   электроэнергии,   а   также   взаимопоставки    продуктов нефтепереработки.

    В основе интеграции Беларуси и России лежат  не  только  стратегические интересы двух государств,  но  и  многовековые  духовные  традиции  народов, насущные   житейские   проблемы   людей.   Будущее    Союзное    государство провозглашено как государство социальное,  поэтому  важнейшим  фактором  его создания и функционирования  является  проведение  согласованной  социальной политики.

    Развитие  торгово-экономического,  научно-технического  и   культурного сотрудничества  с  регионами  Российской  Федерации  является   неотъемлемой частью интеграционных процессов  по  созданию  Союзного  государства.  Всего между  российскими  регионами   и   органами   государственного   управления Республики  Беларусь  подписано   более   140   соглашений   и   протоколов, направленных  на  создание  взаимовыгодных  условий  для  развития  торгово- экономических, научно-технических и культурных связей.

    В  Республике  Беларусь  открыты  13   Представительств   администраций регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский,  Приморский  и Алтайский  края,  Орловская,  Калининградская,  Ярославская,  Мурманская   и Челябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и Бурятия).

    Среди всех регионов России – торговых партнеров  Республики  Беларусь  – можно выделить десять, товарооборот  с  которыми  составляет  более  70%  от общего  объема  товарооборота  с  Российской   Федерацией:   город   Москва, Тюменская   область,   город   Санкт-Петербург,   Московская,    Смоленская, Ярославская, Брянская, Калининградская и  Челябинская  области  и  Алтайский край.

    В рамках реализации Программы согласованных действий в области  внешней политики  государств-участников  Договора  внешнеполитическими   ведомствами двух государств осуществляется постоянная  координация  деятельности,  обмен информацией,  оказание  содействия  по  вопросам,  представляющим   взаимный интерес.

    В  сложившихся  условиях  стратегический  интерес  Беларуси  состоит  в дальнейшем развитии Союза Беларуси и  России,  придании  союзным  отношениям новой динамики.

    «Мы переживаем один из сложнейших  этапов  развития  интеграции.  Но  к числу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что даже  при изменении подходов  российского  руководства  к  нашему  Союзу  нам  удалось сохранить, отстоять достигнутый уровень  белорусско-российских  отношений  и принципы, на которых основывается Союз.

    Руководство Беларуси считает  дискуссию  о  вхождении  нашей  страны  в состав России исчерпанной.  Суверенитет,  государственная  самостоятельность Беларуси (как и России) останутся незыблемыми - это не предмет  переговоров. Путь поглощения большим государством меньшего - исторический  анахронизм,  к которому нет смысла возвращаться.

    У российского руководства есть понимание  позиции белорусской стороны  и готовность к конструктивному поиску путей дальнейшего становления  Союза  на основе  принципа  суверенного  равенства»,  – заявил  в   своем   ежегодном обращении к народу и Парламенту Президент РБ.

    Принятый  на референдуме Конституционный  акт  станет  документом  высшей юридической силы, правовым  фундаментом  строительства  полноценных  органов Союзного  государства.  При  этом  Лукашенко  говорит  в   своем   обращении парламенту: «Я хочу честно  сказать  вам  и  народу,  в  руководстве  России бытует,  я  считаю,  ошибочное  одностороннее  мнение  о  том,  что  она  на сегодняшний день не  может  по  многим  причинам,  прежде  всего  внутренним изменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это касается  и государственного строительства,  и  единой  валюты  будущего  Союза.  Многие считают, что мы чуть ли не можем войти завтра в  состав  России,  однако  не учитывают при этом последствий, прежде всего  политических.  Если  кто-то  в России думает о том, что Беларусь станет ее  субъектом,  то  это  их  грубая ошибка. Если мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли  не  едином государстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и  направлений,  которые возникнут  при  этом,  —  и  экономические   и   политические,   и   военно- стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые  силы России и Беларуси могут согласиться  на то,  что  Беларусь  станет  каким-то краем в Российской Федерации.

    Как в политической сфере исключается  поглощение  одной  страны  другой, так и  в  финансовой  -  недопустимо  механическое  замещение  одной  валюты другой. Единственно приемлемым для   Беларуси  вариантом,  является   равный статус  Национального  банка  Республики  Беларусь  и   Центрального   банка Российской Федерации с  делегированием  функций  органа  управления  единого эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу.

    Еще  один  принципиальный  вопрос  -  это  равенство   белорусского   и российского укладов  экономической  жизни  в  рамках  Союзного  государства. Часть  российской  политической  и  экономической  элиты  пытается   ставить перспективу  Союза  в  зависимость  от  принятия  нашей  страной  российской неолиберальной  экономической  модели,  для  которой  характерны  присвоение основной части национального  богатства  небольшой  группой  так  называемых олигархов, неприемлемо  высокий  разрыв  между  сверхбогатыми  и  беднейшими слоями общества. Сложившаяся в  Беларуси  модель  социально  ориентированной рыночной экономики рассматривается этими кругами как препятствие белорусско- российской экономической интеграции.

    Разница  в  подходах  к  регулированию  экономической   жизни   реально существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать.     Но из этого надо делать правильные выводы.  Прежде  всего не  отвечает действительности  тезис   о   том,   что   разница   экономических   укладов препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и  Гонконг, объединенные по принципу «одна страна - две системы»,  -  убедительное  тому доказательство.

    Правила экономической жизни Союзного  государства  должны создаваться, ориентируясь на самые современные, передовые международные стандарты. Исключительно  важную  роль   в   формировании   правовой   основы   единого экономического пространства призван играть Парламент Союзного государства.

    Отрадно уже то, что именно белорусско-российский союз дает  пример  для понимания необходимости интеграции и поддержки в странах  СНГ  этой  идеи  и только что  изложенной  мною  модели.  Но  мы  можем  предложить  Российской Федерации и другой вариант государственного устройства  Союза.  Я  не  стану подробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения мною даны.  Мы можем  предложить  более  радикальный  вариант,  если  Российская  Федерация готова с ним согласиться. И в ближайшее время на  встрече  с  моим  коллегой Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он  не подлежит публичному обсуждению»

    Что же за «другой вариант» имеет в виду Президент РБ? Не  будет ли  он отступлением от  только  что  провозглашенных  им  же  принципов  устройства союзного государства? Вопрос пока остается без ответа.

    Итого: Союзное государство (также в прессе встречаются названия Союз России и Белоруссии (СРБ), Соююзное Государство России и Белоруссии (СГРБ), Союз Беларуси и России, Соююзное государство Беларуси и России) — союз Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства