Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:11, контрольная работа
Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.
Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами в рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в Беларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее деятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ. Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому соблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства во внутриполитические процессы.
Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейского финансово - политического центра, который по своим потенциальным возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром. Беларусь имеет все предпосылки для превращения в одно из влиятельных государств Европы за счет:
- использования преимуществ геополитического положения на путях транзита российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей в Европу;
- грамотного использования нарастающих противоречий между основными европейскими государствами (Германия, Франция) и США, что может создать РБ предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским сообществом;
- развития тезиса о Беларуси как о примере европейского государства, в котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника для разрешения этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо учитывать, что европейским центром противостояния американской экспансии в политической, экономической и культурной областях является германо - французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в наличии в государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров, лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных конструктивно работать во имя их реализации.
У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны быть хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз это понимает. «Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть и от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государства на мировые процессы немаловажно»
Восточное партнерство (EaP) - проект, официально предлагаемый Европейским союзом. Он был представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете по внешним отношениям 26 мая 2008 года. 7 мая 2009 года в Праге — столице председательствующей на тот момент в ЕС Чехии — состоялась учредительная встреча в рамках программы «Восточное партнерство». Главная цель проекта это сближение ЕС с 6 странами бывшего СССР — Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.
Является дополнением к Северному измерению и к Средиземноморскому союзу как почва для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами — восточными соседями, заменяя дискуссии о расширении Евросоюза и вступления туда этих государств. В Восточное партнерство приглашаются Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. Россия будет приглашаться для обсуждения некоторых местных инициатив, например, относящихся к Калининградской области. Поскольку Восточное партнерство не имеет собственного секретариата, оно будет контролироваться непосредственно Европейской Комиссией.
Дискуссия
о Восточном Партнерстве
Чехия подписала предложение в полном объёме, в то время как Болгария и Румыния были гораздо осторожнее, полагая, что Black Sea Forum for Partnership and Dialogue и Организация черноморского экономического сотрудничества будут торпедированы Восточным партнерством. Такие государства как Германия и Франция полагают, что Восточное партнерство будет неочевидно выглядеть, как очередная небольшая ступенька к потенциальному членству в Евросоюзе для государств-участников, особенно для Украины, хотя Польша и другие восточноевропейские государства считают, что это именно так.
Восточное партнерство напоминает Соглашение о стабилизации и ассоциации, работающее на Балканах, где, например, Хорватия участвует с 2000 года без особых перспектив вхождения в члены ЕС, а другие государства присоединились ещё позднее. Возможно расширение Восточного партнерства в систему свободного рынка труда, вроде BAFTA или CEFTA.
Проект «Восточное партнерство» появился по инициативе Польши и Швеции. Один из его разработчиков, сотрудник польского МИДа Мариуш Машкевич рассказывает, что идея более интенсивного сотрудничества со странами Восточной Европы, не членами ЕС, возникла около двух лет назад.
К примеру, Европейская политика соседства предусматривает финансирование различных проектов и программ на каждые семь лет в пределах 12 миллиардов евро. Но эта перспектива включает как восточных соседей, так и страны Северной Африки и Ближнего Востока.
По словам Мариуша Машкевича, проект «Восточное партнерство» позволяет учитывать разные сферы соседства Европы. «Одно дело – это страны, которые никогда не будут членами ЕС по разным причинам, а другое –страны, которые стремятся к ЕС и хотят поднять уровень своей государственности и инфраструктуры до уровня, который позволит им получить все привилегии, связанные с присутствием в объединенной Европе», - говорит политик.
На проекты в рамках «Восточного партнерства» в течение ближайших двух лет Еврокомиссия планирует выделить 350 миллионов евро. Причем, как признается Мариуш Машкевич, приоритетной страной в «Восточном партнерстве» является Украина. «Главный партнер для Польши и других стран ЕС - это Украина. Если получится в Украине, то получится везде, в перспективе и в России».
Мариуш Машкевич сообщает, что для Беларуси место в «Восточном партнерстве» тоже есть. Но пока сотрудничество планируется только на техническом уровне, поскольку Беларусь не подписала договор о Европейской политике соседства. Белорусский МИД позитивно реагирует на новую инициативу ЕС, но, как говорит Машкевич, «в Европе не уверены, что администрация при Лукашенко войдет в такой европейский проект. Видно, что там есть колебания. С одной стороны, хотелось бы взять все преимущества, связанные с этой инициативой – проекты, деньги. А с другой стороны, не хотелось бы жертвовать чем-нибудь».
Белорусские
эксперты приветствуют новый проект
Евросоюза, однако обращают внимание на
сложности, которые могут возникнуть
на пути его практического
Кирилл Коктыш, политолог из Москвы, напоминает Евросоюзу про специфику белорусского режима, которая может влиять на ход ведения диалога. По мнению политолога, «режим легитимирует себя как традиционный доиндустриальный патриархальный режим – «погнали наши городских».
Белорусский философ и политолог Сергей Паньковский также обращает внимание на экономический прагматизм, который присутствует во внутренней и внешней политике Беларуси. По мнению Паньковского, любая инициатива ЕС, в том числе «Восточное партнерство», расценивается белорусской властью с точки зрения «либо геополитического интереса, либо экономической заинтересованности». «В этих рамках белорусское государство в лице его руководства и намерено сотрудничать с Европой, - говорит Паньковский. - Александру Григорьевичу вовсе не претит даже потенциальное вступление в ЕС, если не будет затронута его политическая идентичность».
В
то же время Сергей Паньковский уверен,
что любой формат взаимодействия
Евросоюза с Беларусью является
важным, в отличие от попыток изоляции.
По мнению эксперта, сотрудничество с
Европой подготавливает Беларусь к жизни
в 21 веке. «Это сотрудничество удерживает
белорусский режим от радикальных шагов
и открывает для белорусского общества
возможности взаимодействия с европейскими
странами, - считает политолог. По словам
Сергея Паньковского, «Беларусь уже является
нормальной европейской страной, и когда в
стране произойдут структурные политические
изменения, она вполне будет готова участвовать
в европейской жизни».
4. Новое направление.
Развитие дружественных отношений с такими влиятельными государствами как Китай, Индия, Вьетнам, Иран – важное направление внешней политики Беларуси в Азии. Нашей стратегической задачей является приведение достаточно скромных, к сожалению, в настоящее время масштабов экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических отношений с этими странами.
Неплохо развивается наше сотрудничество со странами Ближнего Востока, с африканскими странами, особенно Северной Африки. Главной целью внешней политики Беларуси в этом регионе мира остается наращивание торгово- экономических связей, и в первую очередь привлечение инвестиций богатых арабских государств в нашу экономику.
Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие политических и торгово-экономических отношений со странами Азии и Африки. В значительной степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной еще во времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними, сохраняющейся там конкурентоспособностью белорусской продукции, а также перспективами наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы.
«Говоря о развитии наших отношений со странами Азии, хотел бы особо выделить перспективы белорусско-китайских отношений. Экономическая мощь и политическое влияние Китая на международной арене будут неуклонно возрастать.
Информация о работе Основы идеологии белорусского государства