Основы идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

Файлы: 1 файл

контрольная1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. 25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией. Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Беларусь и Запад.  Восточное партнерство.

    Территория  РБ в современных границах сложилась  в результате длительного развития на рубежах Запада и Востока.  Республика,  не  обладая  практически богатыми  природными  ресурсами  имеет  высокий  коэффициент  транзитивности территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в  Западную Европу, и прежде всего в Германию.

    По  прогнозам  ООН  в  XXI  веке  сохранится  большая   потребность   в энергетических ресурсах, в первую очередь, в  газе.  Он  является  важнейшим энергетическим источником для  Западной  Европы.  Этим  объясняется  наличие многочисленных проектов строительства и расширения  газотранспортных  сетей.

    Эти   проекты   позволяют   создать   новые   формы   взаимозависимости   на общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной  и  Восточной   Европы, которые являются основными потребителями этого  вида  топлива,  сотрудничают со странами – производителями и  странами  транзита.  А  ведь  именно  через Беларусь проходят важнейшие  газо-  и  нефтепроводы.  С  этой  точки  зрения Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.

    Перспективы  сотрудничества  объединенной  Европы  и   Республики   Беларусь видятся в постепенной подготовке белорусов  к  индивидуализму  и  демократии через промежуточные формы экономической и политической жизни.     Немаловажным  фактором  интеграции  Беларуси  с объединенной   Европой видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями и партиями,  университетами  и  общественными  движениями,  предприятиями  и школами.   Формирование   гражданского   общества   должно   начинаться    с формирования новой психологии каждого. А  она,  в  свою  очередь,  не  может возникнуть в одночасье. Вот  почему  сотрудничество  объединенной  Европы  и Беларуси, несмотря на общую  неблагоприятную  и  возможно  неприемлемую  для Запада государственную политику,  следует  продолжать  со  смещением  центра тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.

    Смысл  процессов  глобализации  заключается  в  быстром  и  эффективном вхождении в  быстро  развивающиеся  всемирные  рыночные  отношения,  мировые информационные  и  коммуникативные  сети,  что  дает  возможность  на  более высоком уровне осуществлять экономические,  финансовые  и  иные  процессы  и трансферты.  По  характеру  экономических,  культурных   и   геополитических измерений, Беларусь  является европейской  страной.  Интеграция  Беларуси  в мировое  сообщество  будет  осуществляться  как  вхождение   в   европейское цивилизационное пространство. Значительную роль  при  этом  будут  играть  и субрегиональные  коммуникации,  развитие  отношений  с  соседними  странами: Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.

    Особенностью  интеграции  в  мировую  экономику  для  Беларуси  является интеграция в Европейское сообщество. Именно это  обстоятельство  значительно воздействует  на  развитие  внешних  факторов  жизни  страны.   Исторической ловушкой можно назвать  и  то,  что  после  горбачевской  эпохи   разрушения границ и  стен,  Беларусь  оказалась  перед  условным  выбором,  который  не является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией  и  ЕС.  Мы попали  в  специфическую  ловушку,   когда ценности  прошлого  и   будущего становятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. 

    Включение Беларуси в общеевропейский процесс  происходит сложно,  трудно и болезненно  в  силу  непризнания  европейскими  государствами  результатов ноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к Конституции  1994 г.

    Важное  направление  внешней  политики  Беларуси  –  укрепление   пояса добрососедства.

    Беларусь  сегодня немного озабочена  состоянием  политических  отношений или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы  находимся  в одном регионе,  мы  соседи,  мы  открыты,  готовы  развивать  добрососедские отношения,  укреплять  их.  Беларусь  понимает  значение,   которое   сейчас отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы,  и мы ни в коем случае не заинтересованы в том,  чтобы  Польша  превратилась  в то, чем была Беларусь в рамках СССР: той  стеной,  которую  переступить  или пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий  имеются. Основной задачей в двухсторонних  отношениях  с  Польшей  будет  снятие  тех острых вопросов,  которые  сегодня  препятствуют  нормализации  политических отношений и которые сказываются на уровне экономических отношений.

    Будущее место и роль Беларуси в системе  международного разделения труда в  Европе  неразрывно  связаны  со  степенью  ее   участия   в   европейских интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет  серьезное внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС).

    Во  взаимоотношениях с  Европейским  Союзом  Беларусь  готова  идти  так далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться  навстречу  Беларуси.  Расширение ЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских проблем.  Многие тревожные явления в сфере безопасности, в  политике,  в  социальной  области коренятся  в  экономической  разобщенности  Европы   –   военно-политические разделительные линии  пролегают,  как  правило,  по  социально-экономическим рубежам.  Поэтому  Республика  Беларусь  предлагает   конкретные   шаги   по преодолению этой разобщенности.

    С учетом расширения ЕС на Восток для  республики  приоритетное  значение приобретает сближение с Европейским союзом,  который  уже  сегодня  является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное  значение приобретает изучение опыта ЕС в области  осуществления  реальной  интеграции государств и его использование  в  процессе  сближения  Беларуси  и  России, Беларуси и европейских стран.

    Имевшее место в последние в годы снижение уровня  сотрудничества  стран ЕС с Беларусью  было  основано  преимущественно  на  субъективных  факторах. Приостановление контактов на высшем  и  высоком  уровне  вследствие  решений Совета ЕС от 15  сентября  1997  года  затруднило  полноценный  политический диалог с руководством западных стран, привело к тому, что  сегодня  Беларусь вынуждена поддерживать свою экономику и решать  сложные  социальные  вопросы фактически без помощи извне.

    Несмотря   на   ряд   ограничений,   наложенных   Заключениями   Совета Европейского союза на взаимоотношения  с  нашей  страной,  Беларуси  удалось добиться  важных  подвижек  в  области  сотрудничества  с  этой  влиятельной организацией.  Так,  Европейская  Комиссия  пролонгировала  до   2004   года Соглашение о торговле текстильными изделиями между  Республикой  Беларусь  и Евросоюзом  с  существенным   увеличением   квот   на   импорт   белорусских текстильных изделий;  смягчены  действующие  антидемпинговые  санкции  ЕС  в отношении импортируемых из Беларуси  калийных  удобрений;  удалось  добиться применения  Евросоюзом  режима  наибольшего  благоприятствования   (РНБ)   в торговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы  технического содействия странам СНГ и Монголии «ТАСИС».

    Многое  во  взаимодействии  России  и  ЕС   зависит   от   ситуации   в государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической  оси «Российская  Федерация  –  Европейский  союз»  велика.  Например,  с вводом белорусского  участка  газопровода  «Ямал  –  Западная  Европа»  доля  газа, транспортируемого из России в  Европу  через  Беларусь,  составит  более  30 процентов  российского  газового  экспорта.  Учитывая  транзитное  положение Беларуси, весьма важным, исходя из общих  интересов,  является  установление тесного  сотрудничества  с   европейскими   странами   в   деле   борьбы   с преступностью, незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом.

    Значительным  потенциалом обладают научные и  культурные связи.  Беларусь делает упор  на  развитие  непосредственных  контактов между учебными   и научными заведениями, учреждениями культуры, общественными  организациями  и фондами.  Сотрудничество  в  этих  областях,  основанное,  как  правило,  на обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно.

    Беларусь  намерена сохранить эту  тенденцию,  не  только  интенсифицируя свое   участие   в   научных,   образовательных,    культурных    программах сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким  важнейшим  направлениям, как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС.

    Серьезным инструментом строительства действительно  единого  континента призван  стать  Совет  Европы.  Важно,  чтобы  он  оставался  верен   своему назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран  в  гуманитарной сфере, действовал в духе сотрудничества, а  не  отчуждения.  Беларусь  будет взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места.

    Внешняя политика Беларуси  по  отношению  к  европейским  организациям, странам Центральной,  Восточной  и  Южной  Европы  будет  строиться,  прежде всего, на условиях партнерских  отношений.  В  этом  контексте  –  контексте европейского региона – основной и главной  задачей  является  восстановление отношений  с  европейскими  институтами,  прежде   всего,   с   европейскими парламентскими институтами: Парламентской  Ассамблеей  ОБСЕ,  НАТО,  Советом Европы и Евросоюзом.

    Этот  год начался с «развязки» вопроса о присутствии ОБСЕ в Беларуси. «Я хочу высоко оценить деятельность депутатов, сумевших добиться  разрешения абсолютно надуманного конфликта относительно  участия  нашего  Национального собрания Республики Беларусь в  Парламентской  ассамблее  ОБСЕ.  Разумные  и аргументированные  доводы  рано  или  поздно  находят отклик   и   собирают  необходимое  число  сторонников.  То  же  самое  я  могу  сказать  и  о  так называемых  визовых  ограничениях,  которые  сегодня,  похоже,  остались   в прошлом.

    Считаю,  что  в  таком  же  ключе   должна   продолжаться   работа  по восстановлению статуса специального приглашенного в Парламентской  ассамблее Совета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе. Беларусь вносит достойный вклад в укрепление  региональной  безопасности  и развитие общеевропейского сотрудничества.

    Мы  ожидаем, что  это  обстоятельство  будет  в  полной  мере  учтено  в разрабатываемой в настоящее  время  Евросоюзом  политике  новых  углубленных отношений с будущими соседями в рамках концепции  «широкой  Европы».  У нас здесь достаточно точек соприкосновения. Это  -  возрастание  внешнеторгового товарооборота,  общие  проекты   по   упрочению   безопасности,   ликвидации последствий Чернобыля и другие.

    Исходя  из  политических  и  прежде  всего   экономических   интересов, необходимо активнее  развивать  наши  отношения  и  с  государствами  других регионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу  и парламенту.

    Исходя  из того, что Организация  по  безопасности  и  сотрудничеству  в Европе является наиболее развитой  региональной  организацией,  единственным общеевропейским  институтом  поддержания  мира  и  безопасности,  Республика Беларусь  намерена  последовательно,  на   неконфронтационной  основе  вести диалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной повестки  дня, в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем.

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства