Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит основные методы активизации позавательной деятельности : метод проектов ,применение презентации, ппроблемного изложения, использование исторических задач, ролевых игр.

Оглавление

Введение
Глава I. Общие основы активизации учебной деятельности учащихся.

1 Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса.
2. Формы активизации познавательной деятельности на уроках истории.
2.1 Использование исторических задач и проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.

2.2 Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

2.3 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках, путем применения исследовательского методов.
2.4 Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания
Глава II. Практическое использование игры на уроках истории.
1. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
2. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
Заключение
Методические приложения
Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

 

3. Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей по сравнению с другими русскими князьями в XIV веке.

 

5. Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейца.

 

6. Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что общего между ними и в чем отличия ?

 

7. Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке.

 

 

2. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и

обобщение исторического материала.

 

К  дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры. В свою очередь игры с правилами делятся на словесно-логические и игры – головоломки.

Словесно – логические – это игры, в которых на основе  создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста.

К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции. Примерами словесно-логических игр могут быть игры: «Аукцион», «Исторический снежный ком», «Вассал-сеньор», «Реставрация», «Исторические пятнашки», «Историческая азбука», «Отгадай героя», «Отгадай термин», «Продолжи рассказ», «Ассоциации» и т. д.

Рассмотрим игру «Ассоциации». В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Ведущий называет какого-либо героя (или исторический термин). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Петр I может ассоциироваться с российским флотом, с Меньшиковым, но могут быть ассоциации не совсем понятные, например, с Иваном Грозным. В этом случае можно попросить объяснить, почему возникла такая ассоциация. Воображение у всех детей разное, и поэтому некоторые ассоциации могут быть далёкими от истории. В этом случае лучше не заострять на них внимание.

Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством этой игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания: «Ребята, с помощью ваших ассоциаций мы повторили с вами почти всё, что изучили о Петре I, но что же мы всё-таки пропустили?»

Игры – головоломки – это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания.

Побуждает школьников к этим играм стремление проявить смекалку, ловкость в умственной деятельности. К играм – головоломкам относятся такие, как: «Слово по вертикали», «Карты прошлого и настоящего», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие.

Подробнее рассмотрим игру «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко – да – Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. Допустим, современный историк решил пройти тем же путём, каким когда-то шёл исследуемый им герой. По каким географическим пунктам ему надо следовать теперь?

Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания географической (исторической) карты.

«Игра слов»

Этот вид работы очень нравится ребятам. Они активно включаются в поиски нужных слов, изу¬чая не только материал учебника, но и дополнительную литературу, подключая своих родителей, родственников и друзей. На собраниях мне часто приходится слышать, что не только дети, но и их папы и мамы, благодаря совместным исследованиям, узнают много нового и интересного. А сами ребята постоянно стараются продемонстрировать перед классом свои открытия, тем самым подталкивая одноклассников к новым поискам. Хорошие знания, расширение кругозора, творческая инициатива, стремление к самосовершенствованию, высокие оценки - чем не отличный результат активизации познавательной деятельности?

Вот несколько примеров:

По какому предлогу можно плавать? (По реке По в Италии.)

Если в названии места, где ремонтируются суда, изменить одну букву, то получится

славянская соседская община. (Верфь - вервь)

Если в названии физкультурного снаряда изменить одну букву, то получится состязание

средневековых рыцарей. (Турник-турнир)

Какой дикий зверь является источником жизни многих поколений людей государств Передней

Азии? (Река Тигр в Междуречье)

Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства? {Вена}

Игра «Разгадай-ка!» (составление и разгадывание шарад)

Шарада - род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом, и затем даётся описание смысла каждого из этих слов. Иногда в форме стихотворений или инсценировок. Этот вид работы нравится ребятам не меньше, чем игра слов. Я предлагаю им составлять шарады дома (в форме дополнительного творческого задания), на уроке во время соревнования команд (задание для команды соперников) и т. д. Часто прямо во время урока, по ходу повторения или даже изучения новой темы ребята сами придумывают шарады. Данный вид работы очень ценен тем, что развивает у ребят внимание, творческие способности, грамотность, учит их чётко и правильно давать определения словам, историческим понятиям и терминам, одновременно идёт повторение союзов, предлогов, местоимений и других частей речи (связь с русским языком), а также затрагиваются практически все предметы - география, химия, физика, музыка и т. д. Так в игровой форме развивается активная познавательная деятельность учащихся.

Вот несколько примеров:

Первое - деталь автомобиля, освещающая дорогу, второе - местоимение, целое - правитель Египта в древности, (Фара-он - фараон)

 

Первое - народ (в переводе с греческого), второе - прибор для укладки волос, целое - знаме¬нитый оратор Древней Греции, (Демос-фен - Демосфен)

 

Первое - название священной горы греков, второе - соединительный союз, третье - самая хвастливая буква алфавита, целое - город в Пелопоннесе, известный всей Греции. (Олимп-и-я -Олимпия)

Первую часть поймёт любой - это цыгане бредут толпой, затем - союз, потом -местоимение, в целом - участники средневекового освободительного движения. (Табор-и-ты - табориты)

 

Первый слог - нота, второй - установленный образец одежды, целое - изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма - реформа)

Первый слог – крик барана, второй – часть игры, целое – английский ученый 18 века. (Бе-кон – Бекон.)

  Первый слог – морское животное, второй – междометие, целое –родина  фарфора . ( Кит-ай –Китай.)

 

  Первый слог – стихийное бедствие, второй – предлог, третий – принадлежность для игры в бильярд, целое – предводитель народного ополчения в 17 в. (пожар – ский – Пожарский.)

 

   Первый слог – крик вороны,  второй -  единица сопротивления в физике, третий – предлог, четвертый – хвойное дерево, целое – английский  государственный деятель 17 в.  (Кр -ом –в- ель – Кромвель) 

 

  5. Первый слог –  нагруженная  телега, второй слог- торжество, семейный праздник, целое – эпоха гуманизма. (Воз – рождение – Возрождение.)

 

Первый слог – кусок земли, второй – мычание коровы, третий – предлог, целое – свободный средневековый город. (Ком- му-на – коммуна.)

 

Первый слог – домашние птицы, второй – местоимение, целое -  участники  общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в одной европейской стране в 15 в. (Гуси - ты – гуситы.)

 

Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. ( Ре - форма – реформа.)

 

Первое – звук смеха, второе – верхняя часть женского платья, целое – правитель стран Востока в средние века. ( Ха - лиф – халиф.)

 

Первое – начальная буква алфавита, второе – человек, не имеющий  ни прав, ни собственности, целое – коренной житель Аравии( А- раб – араб.)

 

Первое – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второе – русское национальное блюдо, третье – предлог, целое – одна из феодальных повинностей (Бар-щи-на – барщина.)

 

Первое – бог солнца в Египте, второе – короткое торжественное музыкальное приветствие, третье – начальная буква алфавита, целое – здание городского совета в средневековом городе ( Ра-туш-а – ратуша.)

 

Первое – имя русского царя-преобразователя, второе – архитектурное сооружение, впервые примененное древними римлянами, целое – итальянский  поэт-гуманист, автор сонетов ( Петр-арка – Петрарка.)

 

 

Первое – народ в переводе с греческого, второе – прибор для укладки волос. Целое – знаменитый оратор Древней Греции. ( демос – фен – Демосфен)

 

 

Игра «Кто больше?» (работа с крылатыми выражениями)

Работа учащихся с крылатыми выражениями тоже способствует активизации познавательной деятельности. Данное задание лучше давать учащимся в качестве домашнего задания, например, подготовки к исторической игре, так как оно может потребовать использования дополнительной литературы. Например, класс делится на две команды, каждой из которых предлагается подготовиться к конкурсу «Кто больше?» (побеждает команда, которая назовёт больше крылатых выражений). Чтобы усложнить задание, можно предложить ребятам объяснить их значение и откуда они появились. Вот несколько примеров заданий: - Подберите выражения, означающие несложный труд или безделье. Ответ: «бить баклуши», «точить лясы», «работать спустя рукава», «играть в бирюльки», «ждать у моря погоды» и т. д.

Подберите выражения, означающие медленную, однообразную работу.

Ответ: «тянуть канитель», «тянуть волокиту».

Подберите выражения, означающие, что сделан решительный шаг, невозможно отступление Ответ: «Перейти Рубикон», «жребий брошен», «сжечь корабли», «сжечь мосты».

Подберите выражения, означающие бесконечную, бессмысленную работу.

Ответ: «Сизифов труд», «работа Пенелопы», «бочка Дананд», и т. д.

Игра «Жили ли они?»

Ганнибал Перикл Гефест

Хеопс Гомер Ксеркс

Спартак Прометей Траян

Аполлон Хаммурапи Нерон

Одиссей Кир

Геродот Фидий

Демокрит

 

     Ребусы

 

Иногда детям объявляешь тему урока так, как написано на учебнике, а лучше когда дети сами отгадывают, что же ждет их сегодня на уроке. Поэтому при сообщении темы иногда на доску вывешиваю ребус и предлагаю детям его отгадать. И сами вместе определяем цель урока: ознакомиться с деятельностью князя СВЯТОСЛАВА.

Такие ребусы использую и при проверке знаний, также задаю на дом, чтобы сами составили ребусы.

 

     Игра « Поиск» - использую для облегчения усвоения новых дат, имен, терминов. Эту игру провожу в конце урока в течение нескольких минут. Назначаю трех ассистентов и класс делю на 3 команды. Ребята в учебнике ищут новые даты, названия, термины. По истечении минуты начинаю опрос. За каждый правильный ответ команде выставляется 1 балл, за неправильный ответ 1 балл снимается.

 

 

Игра « Дата» для проверки запоминания дат.

 

Класс делю на команды по рядам. Учащиеся, сидящие за последними партами в каждом ряду на листке пишут номер команды. Ученик на листке пишет любую дату, связанную с пройденным материалом и передает листок, сидящему впереди. Тот тоже пишет дату и передает следующему, если ученик не вспомнил никакой даты, он передает листок дальше, ничего не написав. Игра идет 1 минуту, ассистенты собирают листочки, проверяют, верно ли записаны даты, производят подсчеты и определяют команду победительницу.

 

Узнай по стихотворному отрывку историческое событие.

 

1.       Ослепленный полководец,

На возу бесстрашно стоя,

Голосом, подобно грому,

Направляет ярость боя.

С ним один дружинник слева

И один дружинник справа,

Вместо глаз они герою

Служат верно, не лукаво.

                                            «Ян Жижка». Н.Ленау

 

2.       Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги!-…

Мы знаем и тонем сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебя не спасти! 

                                           «Иван Сусанин». К. Рылеев

 

3.      С вождём  покой в объятьях  сна

Дружина храбрая вкушала;

С Кучумом буря лишь одна

На их погибель не дремала

Страшись вступить с героем в бой,

Кучум  к шатрам, как тать  презренный,

Прокрался тайною тропой,

Татар толпами окружённый.

 

                                            «Смерть Ермака». К.Рылеев

 

4.      В субботу пятого апреля

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмной в строй.

На шапках- перья птиц весёлых,

На шлемах – конские хвосты,

Над ними на деревьях тяжёлых

Качались чёрные кресты

Под ними лёд, над ними небо,

За нами наши города,

Ни леса, ни земли, ни хлеба

Не взять им больше никогда.

 

                                         «Ледовое побоище» К.Симонов     

 

5.      И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу пробудить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

 

                                    «Медный всадник». А.Пушкин

 

6.      Вперёд, сыны Эллады, устремитесь в бой!

Освободите алтари родных богов,

Детей и жён своих. Ведь бой идёт за всё!

                                   «Персы». Эсхил

 

7.      Он родился свободным

     Под отеческим  кровом,

     Но в железные цепи

     Был врагами закован.

     Не за родину ныне

     Бьется он на чужбине,

     Не за милый, далёкий,

     За родительский кров

     Льётся в битве жестокой

     Гладиатора кровь.   

                         «Спартак». Р.Джованьоли

Кто сказал?

 

«Приди и возьми». (Ответ Спартанского царя Леонида послам персидского царя Ксеркса.)

 

«Мать черная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободная». (Слова принадлежат Салону, который отменил рабство для греков.)

«Лучше умереть от железа, чем от голода». (Слова приписываются Спартаку,

предводителю восстания рабов в Риме в 1 в.н. э.)

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов