Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа
Работа содержит основные методы активизации позавательной деятельности : метод проектов ,применение презентации, ппроблемного изложения, использование исторических задач, ролевых игр.
Введение
Глава I. Общие основы активизации учебной деятельности учащихся.
1 Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса.
2. Формы активизации познавательной деятельности на уроках истории.
2.1 Использование исторических задач и проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.
2.2 Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
2.3 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках, путем применения исследовательского методов.
2.4 Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания
Глава II. Практическое использование игры на уроках истории.
1. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
2. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
Заключение
Методические приложения
Использованная литература
Когда, по вашему мнению, и где могли быть написаны или сказаны эти слова?
критический анализ источника
Работа с таблицей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
(ценностный) анализ Текста
Можно ли не зная биографии Булгакова, предположить, кем мог быть этот человек?
К кому могли быть обращены эти слова?
Можно ли точку зрения Булгакова считать объективной?
праксеологический анализ источника
О чем вы задумались, читая эти слова?
Согласны ли вы со словами Булгакова?
В чем, на ваш взгляд, видел призвание своей жизни С.Н.Булгаков?
Учитель: перед вами в таблице линии сравнения. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод.
Варианты выводов, сделанных учениками:
Со словами С. Н. Булгакова трудно согласиться. Ни одна линия сравнения не показывает, что убийство и смертная казнь –это одно и тоже.
Несмотря на объективность данных таблицы, фактически, приведение приговора в исполнение – это убийство. Пусть не изощренное и справедливое, но все же убийство. Даже маньяк и убийца тоже человек и имеет право на жизнь, гуманность и снисхождение.
Учитель: что же такое гуманность? Ответ нам даст словарь иностранных слов. (ученик читает определение гуманности)
Пункт плана № 7. “ДИЛЕММА”
Учитель: сторонники и противники смертной казни спорят о преимуществах и недостатках двух главных высших мер наказания. На самом деле здесь вам предстоит сделать выбор из двух равно неприятных возможностей. Такой выбор называют ДИЛЕММОЙ. Попробуем сравнить и выбрать мы.Линии сравнения Смертная казнь Пожизненное лишение свободы.
Нравственные, религиозные и духовные аспекты
Принцип справедливости
Принцип гуманности.
Судебная ошибка
Превенция (предупреждение новых преступлений)
Политический аспект
Экономический аспект
В процессе обсуждения таблица заполняется короткими пояснениями типа:Линии сравнения Смертная казнь Пожизненное лишение свободы.
Нравственные, религиозные и духовные аспекты Не соответствует данным принципам Соответствует данным принципам
Принцип справедливости Основано на индивидуальных взглядах Основано на индивидуальных взглядах
Принцип гуманности. Не гуманна Более гуманно
Судебная ошибка Не исправима Исправима
Превенция (предупреждение новых преступлений) На динамику преступности практически не влияет На динамику преступности практически не влияет
Политический аспект Не играет роли Не играет роли
Экономический аспект Экономически неэффективна Экономически намного эффективнее
Пункт плана № 8. “ПОРА ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ!”
(обобщающая дискуссия и рефлексия)
Учитель: вникнув в суть дела, мы понимаем, почему вопрос о применении смертной казни называют Гордиевым узлом. У этой проблемы много аспектов.
Почему же споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории? Можно ли сказать, что эта тема всегда нова и неисчерпаема?
В связи с какими последними событиями дискуссия приобрела остроту? Почему общество не может быть равнодушным к этой проблеме?
Почему сторонники и противники сметной казни не могут прийти к компромиссу? Какие аргументы выдвигают они в своем споре?
Какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы? Почему?
Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?
Перед вами тема нашего урока: “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.
Перед вами весы: если у вас перевесила чаша “да” - вы, скорее всего, сторонник смертной казни, если победила чаша “нет” - вы, вероятно, являетесь противником смертной казни. Примите ваше окончательное на этом уроке решение и поставьте запятую в соответствии с вашим внутренним убеждением.
Примечание. В классе 15 человек (13 юношей и 2 девушки). Результат итогового голосования:
“КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ” - 9 УЧЕНИКОВ
“КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ” - 6 УЧЕНИКОВ
Литература:
Э.Ф.Бутенко “Смертная казнь в законодательстве России XIXвека”, “История государства и права”, №8,2006 год
А.Ф.Кистяковский “Исследование о смертной казни”. Тула, 2000
Р.С.Нагорный “Смертная казнь: вопросы законодательства” // Российский следователь, серия публикаций 2006 года
“Смертная казнь: превентивная роль. Ужесточение наказания против неотвратимости наказания” // Российский следователь, серия публикаций 2006 года
“Смертная казнь: принципы гуманизма и справедливости” // Российский следователь, серия публикаций 2006 года
“Смертная казнь или пожизненное лишение свободы: за и против” // Российский следователь, серия публикаций 2006 года
С.Ф.Ширинский “Казнить нельзя – наказывать строго” // адвокат, 2002,№6
А.С.Никифоров “О смертной казни” // Государство и право. 2001, №4
И.Л.Петрухин “Еще раз о смертной казни”// Юридический мир. 2002. №4
В.Е.Квашис “Отмена моратория не защитит общество”, // Юридический мир. 2002. №7
Поделиться
Приложение №3
Деловая игра. “Будущее России”(11-й класс)
Цель игры: расширить знания учащихся по теме, способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции.
Подготовка игры:
- Знакомство с программой кандидатов в Президенты.
- Эссе “Будущее России: какое оно?”
- Выборы кандидатов в “президенты” из числа тех учеников, кто лучше всего справился с эссе.
- Интервью у родителей: “Почему они пойдут или не пойдут на выборы?”
- Распределение ролей.
Эпиграф “Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении”
К. Ясперс, философ.
Оборудование:
Тесты Конституций РФ.
Портреты кандидатов в Президенты.
Ход игры.
Вступительное слово учителя.
Тема деловой игры “Будущее России” выбрана не случайно. Скоро состоятся выборы президента страны. Президент Российской Федерации является главой государства(ст. 80 Конституции РФ).
Он
Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Охраняет суверенитет Российской Федерации, её независимость и государственную целостность обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов власти и т.д.
Президент Российской Федерации избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего избирательно права при тайном голосовании (Конституция РФ ст. 81)
От президента во много зависит будущее России. Сегодня пресса и другие средства массовой информации уделяют большее внимание кандидатам в Президенты страны. Давайте вспомним тех, кто балатируется на этот пост.
(Ученики называют имена кандидатов в Президенты, с программами которых они ознакомлены)
Мы предлагаем вам поучаствовать в деловой игре “Будущее России”
Действующие лица:
Избиратели.
Представители СМИ.
Кандидаты в Президенты.
- Кандидаты выступают со своими программами.
- Избиратели и представители СМИ задают им вопросы.
Затем происходит голосование.
Каждый избиратель получает бюллетень, в котором ставит галочку или плюсик напротив фамилии кандидата, программа которого больше всего понравилась.
Пока идет подсчет голосов заслушиваются ребята, которые взяли интервью у своих родителей “Почему они пойдут или не пойдут на выборы?”. Идет беседа с учащимися:
- Какова ваша позиция? Стоит ли идти на выборы?
Объявляются результаты выборов.
Слово учителя. Итак, наше общее желание- это достижение стабильности и благосостояния общества, поэтому избиратели должны голосовать на выборах за человека, способного стать лидером всего народа.
Деловая игра сложная форма деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Но она помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, помогает понять им значение активной жизненной позиции.
Приложение №4
Урок по истории России для 10 класса (с применением интерактивного метода – ролевой игры)
Тема: Общественное движение в первой половине 19 века.
Это занятие разработано по курсу истории России для 10 класса. Оно является частью тематического блока Россия в первой половине 19 века. Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги».
После занятия учащиеся смогут:
- повторить такие понятия, как «цивилизация», «западники», «славянофилы»,
«патриот»
- тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, критически
слушать.
- определить свою гражданскую позицию по вопросу о месте России.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Прочитать строки, написанные Ф.И. Тютчевым:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…
Беседа с классом по вопросам:
1. Какова позиция автора по вопросу о пути развития России?
2. Можно ли поэта назвать патриотом?
3. Был ли вопрос о пути развития России действительно актуальным в начале 19в.
2. Целеполагание.
Объявить цели занятия:
а) познакомиться с различными точками зрения о месте Российской цивилизации
и проанализировать эти данные
б) сделать вывод о пути развития России, ответить на вопрос: «С кем нам по пути»
3. Представление информации.
Информация по теме предоставляется в виде:
а) мини – лекции учителя по теме «Мыслители 19 века о пути развития России»
Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные и западные. К какому из них относится Россия? А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не вписывается в схему «Восток – Запад»?
Попытки найти ответы на эти вопросы уже в начале 19 века породили в российском обществе острые вопросы. В результате споров оформилось два основных направления общественной мысли: славянофильство и западничество. Из курса истории, вам известно, что к славянофилам относились И.В,Кириевский, А.С,Хомяков, К.С,Аксаков и другие. Они отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от стран Западной Европы. Любые попытки направить ее развитие в русло западных ценностей расценивались как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западниками являлись К,Д,Кавелин, Б.Н.Чичерин, Т.Н.Грановский и другие. Они, напротив, считали, что Россия, хоть и впитала, в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее, является европейской страной и будущее ее – в развитии по западному пути.
Были и иные точки зрения по этому вопросу. Например, русский философ В. Соловьев, считал, что три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.
Н.А.Бердяев, также писал о промежуточном положении России между Востоком и Западом, но он считал, что Россия стала «ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство Бердяев видел в культурном расколе общества. Традиционная культура больше свойственна низшим классам, а европейская культура высшим классам.
П.Я.Чаадаев в «Философских письмах» подвергает резкой критике прошлое России, ее изоляцию от остального мира, но также в последующих письмах пишет о высоком предназначении России.
б) дать ученикам предварительное задание – подготовить сценку
«Несуществующие диалоги»
Сценка «Несуществующие диалоги» В данном случае допускается не полное соответствие цитат, но без изменения смысла.
В «комнате» несколько человек, они слушают новое стихотворение К.С.Аксакова.
К.С,Аксаков (славянофил), стихотворение «Петру1» читает.
Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе и сила и отвага
И дух высокий обитал;
Но истребляя зло в отчизне,
Ты всю отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил…
Вся Русь, вся жизнь ее доселе
Тобою презрена была,
И, на твоем Великом деле,
Печать проклятия легла.
Грановский (западник) : - Позвольте с Вами, милостивый государь не согласиться. Я – историк, много изучал, да и путешествовал не мало, и не могу принять вашу оценку деятельности Петра. Куда мы без Европы? А, именно Петр, туда «окошко – то» и «прорубил».
Хомяков (славянофил): - А головушек русских, вместе с этим «окном» сколько слетело? Нет уж, нечего нам в хвосте Запада обретаться, объедками, да подачками их, питаться. У нас свой путь, особенный, Петр начал его ломать, а нам доламывать не след.
Кавелин (западник): - Не о старине седой, нужно думать, не жалеть, а по пути прогресса, господа, следовать. А прогресс и Запад – это одно и тоже сейчас. Как нам без Запада!
Бердяев: - Да, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой (не только при Петре), и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.