Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит основные методы активизации позавательной деятельности : метод проектов ,применение презентации, ппроблемного изложения, использование исторических задач, ролевых игр.

Оглавление

Введение
Глава I. Общие основы активизации учебной деятельности учащихся.

1 Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса.
2. Формы активизации познавательной деятельности на уроках истории.
2.1 Использование исторических задач и проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.

2.2 Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

2.3 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках, путем применения исследовательского методов.
2.4 Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания
Глава II. Практическое использование игры на уроках истории.
1. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
2. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
Заключение
Методические приложения
Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

 

1.       Домашнее задание по группам:

- составить политический портрет Н.С,Хрущева;

- написать эссе «Оттепель», как я ее вижу.

 

 

 

 

Приложение №7

 

 

 

Урок – практикум по обществознанию для 10-11 класса с применением интерактивных методов: работа в группах, ролевая и деловая игра.

 

 

Тема: Моделирование предвыборной ситуации и выборной кампании.

 

После занятий учащиеся смогут:

1.       практически применить полученные знания по курсу «обществозниние»

2.       тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, выступать на публике.

 

Методическое оснащение:

- учебник Мухаева «Политология»

- учебник Боголюбова «Человек и общество

Ход занятия:

1.Мотивация:

Вводное слово учителя о теме и цели урока – практикума. В ходе интерактива

происходит выяснение целей и задач электората и независимых экспертов.

 

2.Интерактивное упражнение . Работа в группах.

а) учащиеся класса произвольно делятся учителем на 3 -4 группы

        и работают над составлением программ своих партий (блоков,

             движений) – с выдвижением лидера, кандидата в депутаты.

             (Учащиеся могут сделать агитационные листы, плакаты в поддержку 

            своего кандидата).

         б) Назначается группа независимых экспертов из числа учащихся,

              которые должны будут следить за ходом предвыборной кампании

              и процесса выборов.

 

3.       «Ролевая игра»

Презентация лидерами программных установок своих групп (партий), ответы на вопросы электората, экспертов и соперников.

 

4.Голосование (тайное) по избирательным бюллетеням.

 

5.Рефлексия.

Подведение итогов выборной кампании независимыми экспертами.

Анализ проведенного практикума в виде обобщения сделанного учителем.

 

 

 

Приложение №8

 

 

 

Урок – исследование по истории  России для 11класса с применением активного метода – работы в группах.

 

Тема: «Альтернативные пути развития России: от февраля к октябрю 1917г.» 

Цель: Отработка умений и навыков использования дополнительной литературы для самостоятельного приобретения знаний, развитие мыслительной деятельности учащихся.

 

1)      Подготовительный этап включает в себя задания для работы групп, дополнительные источники и материалы, музыкальное сопровождение урока, расстановку учебных столов для работы в группах.

 

2)      Основной этап:

 

1.       Беседа о судьбе России, о значении событий 1917г. для дальнейшего развития страны. Формулирование проблемного вопроса: доказать, что, исходя из сложившейся ситуации, у России были альтернативные пути развития. Почему они не были реализованы.

 

2.       Работа в группах. Каждой группе дается задание на карточке: проанализировать предложенную литературу и подготовить ответ по следующему алгоритму:

 

            А) название политической партии;

 

            Б) положения партийных программ;

                - о власти и социально – политическом устройстве;

                - о войне и мире;

                - о решении аграрного вопроса

                - о перспективах демократических преобразований;

 

            В) средства реализации программных установок;

 

            Г) причины победы или краха партии.

 

       3)  Проверка выполнения заданий (отчеты лидеров групп; помощь оказывают члены группы или лидеры других групп).

 

       4)  Аргументированные ответы – обоснования на проблемный вопрос.

 

      5) Долгосрочное домашнее задание, (сравнить развитие политических событий в России 1917г. февраль-октябрь, с развитием политической жизни России в постперестроечный период.

 

 

 

 

Приложение №9

 

 

 

 

Урок по обществознанию для 10-11 класса с применением интерактивного метода – ролевая игра.

 

Тема «Когда и как обращаться за юридической помощью?»

 

Занятие логично продолжает деятельность по знакомству учеников со способами разрешения социальных проблем, введению в систему права и механизма правовой защиты (то есть разрешение проблем с позиций права).Практически в жизни гражданина этот подход прежде всего проявляется в определении возникшей проблемы как правовой и обращении к профессиональным юристам за юридической помощью.

 

Цель занятия:

Социализация: Данное занятие предполагает освоение практических  оснований и правил обращения за юридической помощью, приобретение навыков работы с юристом, формирование вдумчивого, ответственного отношения  к процессу защиты своих прав и законных интересов с помощью юристов; отработка навыков активного слушания и коммуникации: умения выслушивать различные точки зрения, отстаивать свои собственные права и права других людей; критического мышления: нахождение значимой информации, критическая оценка доказательств; сотрудничества и позитивного решения конфликтов.

Воспитание: Чувства ответственности за свои действия; чувства человеческого достоинства, собственной значимости и значимости других независимо от разного рода различий; чувства справедливости, равенства уважения  разнообразия

 

План занятия:

1.       Введение – 5 мин.

2.       Демонстрация «На приеме у юриста» - 10 мин.

3.       Ролевая игра «На приеме у юриста» -10 мин.

4.       Подведение итогов – 5 мин.

 

Ресурсы к занятию: Раздаточный материал для учащихся( практические советы когда стоит обращаться за юридической помощью; дельные советы деда Мазая);памятки попс-формулы и правил работы в малых группах и проведения дискуссий на доске.(приложение 3)

 

1.Введение

Вступительное слово учителя о целях занятия, фронтальная беседа с классом по вопросам: Обращались ли вы сами (с родителями) за юридической помощью, куда, по поводу?

Почему россияне мало обращаются за юридической помощью?

Нужно ли в современной России большое количество юристов?

Кто хочет стать юристом? Почему?

 

2. Демонстрация.

Ребята, вспомните еще раз советы Деда Мазая  и внимательно проследите за демонстрацией, критически оценивая действия  клиента (юриста) руководствуясь раздаточным материалом.

Учащимися разыгрываются заранее подготовленные сценки

После демонстрации беседа с классом по вопросам:

     Какие ошибки допустил клиент?

Как нужно было себя вести?

С каким вопросом нужно было обратиться к юристу?

Нужно ли вообще обращаться к юристу с подобной проблемой?

К какой отрасли относится проблема?

К кому вообще можно обратиться за помощью с подобной проблемой?

Есть ли в нашем городе подобные организации?

 

3. Ролевая игра «На приеме у юриста»

  Учащиеся поделены на группы по 4 человека, каждая четверка – отдельная группа. Учащиеся должны разыграть сценку визита к юристу. Сначала первые номера будут юристами, а вторые сыграют Татьяну Туристикову. Третий и четвертый номера будут наблюдать и затем прокомментируют действия клиента с помощью советов Деда Мазая.

Ситуация: Татьяна Туристикова купила палатку, которая оказалась рваной. Продавец отказывается даже разговаривать с ней.

Затем третьи номера будут юристами, а четвертые сыграют Раису Работягину. Первый и второй соответственно наблюдают и комментируют.

Ситуация: Раисе Работягиной второй месяц задерживают зарплату.

После окончания ролевых игр, обсудить, как вели себя клиенты? Нужно ли с такой проблемой обращаться за помощью? Куда? К какой отрасли права относится проблема? Куда можно обратиться с такой проблемой в нашем городе? 

 

5.       Подведение итогов.

Обратите внимание что   от правильно поставленного вопроса во многом зависит точность консультации. Грамотный юрист не станет отвечать на вопросы: Что мне делать? Как мне быть? Не поинтересовавшись перед этим: «А что вы хотите, в чем ваш интерес?»

Обратите внимание что  чаще всего мы имеем возможность обратиться за консультацией одновременно в несколько разных мест.

Рефлексия: попросить учащихся вспомнить, что мы вместе делали на этом занятии, какие методы использовали.

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов