Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа
Работа содержит основные методы активизации позавательной деятельности : метод проектов ,применение презентации, ппроблемного изложения, использование исторических задач, ролевых игр.
Введение
Глава I. Общие основы активизации учебной деятельности учащихся.
1 Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса.
2. Формы активизации познавательной деятельности на уроках истории.
2.1 Использование исторических задач и проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.
2.2 Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
2.3 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках, путем применения исследовательского методов.
2.4 Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания
Глава II. Практическое использование игры на уроках истории.
1. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
2. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
Заключение
Методические приложения
Использованная литература
Вопрос: Как вы оцениваете положение, в котором оказалось большинство населения США во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Как вы думаете почему в указанный период значительно возрос процент самоубийств среди мужчин 25-40 лет ?
Познавательные задания логического плана очень близки познавательным задачам. Познавательная задача – это такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведут к открытию новых способов действий с историческим материалом. Методисты их подчас отождествляют с творческими, поскольку задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся. Задачи – прогнозы направлены на умение выстраивать причинно – следственные связи и аргументировано обозначать конечный результат. Задания – альтернативы требуют аргументированного выбора. Задания – дискуссии требуют самостоятельной выработки решения на основе нескольких точек зрения. В задании – противоречии сталкиваются новые знания со старыми. В заданиях – размышлениях, фантазиях важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности.
Упражнения – это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями. В упражнениях нужно знать материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения приемов по заданному образцу. Все три типа заданий способствуют формированию умений по истории. В современной школе они входят в комплекты рабочих тетрадей по всем курсам.
3. Использование информационных технологий
Цели:
- совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе за счет применения информационно-комуникационных технологий;
- формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.
Практика показала, что школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.
Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.
Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания и во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора на уроках.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Например, при изучении тем по всемирной истории, истории Отечества, обществознания, можно использовать электронные учебный материал, видеофрагменты по всем темам изучаемого курса.
Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся.
В изучении курса истории используются следующие формы работы: доклады, рефераты, разработка творческих проектов. Использование Интернета позволяет учащимся расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы и ее использования в изучении курса истории.
При работе над презентацией в программе Power Point школьники должны провести предварительно научно-исследовательскую работу, использовать большое количество различных источников информации, что позволяет избежать шаблонов в разработке творческого проекта.
Методика разработки творческого проекта заключается в следующем: после изучения темы учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная работа может занять длительное время, что позволяет школьникам успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.
Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.
В практике обучения учащихся чаще всего используются такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы.
По содержанию проекты в значительной мере межпредметны, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусству, информатики.
Опыт работы над проектами позволяет сделать некоторые выводы.
При коллективной работе над проектом очень важно соблюдать следующие этапы:
1. Замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп.
2. Планирование, распределение ролей (в коллективном проекте).
3. Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта).
4. Выполнение проекта.
5. Описание проекта.
6. Защита проекта.
7. Оценка результатов.
Задача учителя заключается в организации проектной деятельности учащихся.
При создании индивидуального творческого проекта по курсу истории каждый слайд отражает внутреннее отношение автора к изучаемому вопросу. Данный вид учебной деятельности способствует развитию логического мышления, творческих умений, навыков.
В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.
Результативность
Систематическое использование персонального компьютера при изучении курса истории приводит к ряду выводов:
1. Развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся при изучении курса всемирной истории, истории Отечества, обществознания.
2. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
3. Установление межпредметных связей.
4. Организация проектной деятельности учащихся под руководством учителей информатики и истории.
5. Использование информационных технологий в изучении курса истории.
6. Субъект - субъектные, субъект – объектные отношения.
7.Умения и навыки информационно-поисковой деятельности (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).
В своей работе учитель использует ИКТ при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, проведении лабораторных работ, контроле знаний учащихся и т.д. Учителем практикуется проведение уроков – презентаций.
С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.
5.2. Исследовательская деятельность учащихся
Цели:
- приобретение учащимися первоначальных знаний и навыков исследовательской деятельности;
- развитие у учащихся умения устанавливать истину, оценивать свою деятельность и возможные последствия;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения);
- создание информационно-обучающей среды, обеспечивающей мотивацию учащихся к самостоятельным исследованиям.
В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы(можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта. Как правило, презентация проекта проходит в несколько этапов: урок-презентация, выступление на школьной научно-практической конференции, а затем участие в творческих конкурсах различного масштаба - от муниципального уровня до всероссийского.
Результативность
Повышается интерес к изучаемому предмету, облегчается усвоение учебного материала, включается в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирают более творческую работу. Чаще всего эссе – завершающий этап работы над той или иной темой, поэтому ученики выполняют это задание дома, а в классе проводятся конкурсы эссе.
Весь 2008 год – Год Семьи ребята занимались исследованием своих корней. Результатом явилось – участие и выступление детей на открытом общешкольном мероприятии “Древо жизни, или моя Семья”! Ученик десятого класса в 2011году принимал участие в конкурсе исследовательских проектов «История моей семьи в истории России»
Глава II. Практическое использование игры на уроках истории.
1. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала.
Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала.
Организация изучения нового материала на уроке достигается:
- посредством устного изложения материала;
- посредством работы с печатным текстом;
- в процессе работы с наглядностью;
- в ходе практической работы учащихся.
Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приёмов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.
Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др. Примером могут быть следующие игры: «Устный диафильм», «Три предложения», «Из уст в уста», «Древо познания», «Земский собор».
В игре «Древо познания» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками). А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него. Разберём эту игру по структурным элементам (по времени она разбивается на два урока). На первом уроке проходят следующие этапы игры: сообщение об игре, объяснение её правил и подготовка к ней. Именно эти этапы и существенны для изучения нового материала, остальные этапы и само игровое действо проходят при повторении пройденного.
При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум.
Работа с наглядностью на уроке истории строится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерный приём-беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания.
Примером могут быть следующие игры: «Живая картина», «Экскурсия», «Китайские иероглифы».
Игру «Экскурсия» можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника.
Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определённое время готовит содержание «экскурсии» о данном экспонате, но для разных групп экскурсантов: