Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:09, контрольная работа

Краткое описание

Во многих странах кооперативы занимают важное место в сельскохозяйственном и мелком промышленном производстве, в области сбыта, снабжения, кредита, предоставлении различных услуг. В настоящее время нет такой страны, в которой не функционировал бы тот или иной вид кооперации.
Одной из крупнейших международных неправительственных организаций является учрежденный в 1895 г. Международный кооперативный альянс (МКА) - признанный мировой центр кооперативного движения. К началу 1980 г. членами МКА состояли 346 млн. кооператоров из 64 стран мира.

Оглавление

Введение
3
История возникновения движения в защиту прав потребителей
4
Потребительское движение в России
8
Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов
12
Задача
19
Тестовое задание
22
Список литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.docx

— 50.03 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Стр.

Введение

3

  1. История возникновения движения в защиту прав потребителей

4

  1. Потребительское движение в России

8

  1. Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов

12

  1. Задача

19

  1. Тестовое задание

22

Список литературы

23


 

 

Введение

Кооперативное движение формировалось в течение более 150 лет и представляет сегодня массовое жизнеспособное социально-экономическое движение, объединяющее свыше 800 миллионов человек.

Во многих странах кооперативы  занимают важное место в сельскохозяйственном и мелком промышленном производстве, в области сбыта, снабжения, кредита, предоставлении различных услуг. В  настоящее время нет такой  страны, в которой не функционировал бы тот или иной вид кооперации.

Одной из крупнейших международных неправительственных организаций является учрежденный в 1895 г. Международный кооперативный альянс (МКА) - признанный мировой центр кооперативного движения. К началу 1980 г. членами МКА состояли 346 млн. кооператоров из 64 стран мира.

Международные общественные организации играют всевозрастающую роль в жизни современного общества. Они объединяют сотни миллионов участников профсоюзного, кооперативного, женского, молодежного и других массовых движений.

Как массовое общественное движение, выступающее в современную эпоху с антимилитаристскими, антимонополистическими и антиколониалистскими лозунгами, кооперативное движение помогает вовлекать миллионы трудящихся и представителей средних слоев города и деревни в борьбу против империализма, колониализма и расизма, за мир и разоружение, демократизацию экономической и общественной жизни.

За последние годы практически на всех общественных форумах, обсуждавших вопросы защиты демократии, помощи развивающимся странам, борьбы за мир и разоружение, против расизма и апартеида, принимали активное участие представители национальных и международных кооперативных организаций.

 

  1. История возникновения движения в защиту прав потребителей

Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль, как в бизнесе, так и в политике. Термин "консьюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей".

В 60-80 годах ХIХ века прокатились  первые компании в целях защиты интересов  потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство  поставило под свой контроль железнодорожные  тарифы и создало специальный  орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами.

В начале ХХ века идет борьба вокруг законодательства о надзоре  за качеством пищевых продуктов  и медикаментов, активисты этой компании получили название "разгребатели грязи". В 1899 году появляется Национальная лига потребителей, которая принимала  активное участие в компании по "разгребанию  грязи". 1935 году создается Союз потребителей, который насчитывает в своих  рядах в наши дни свыше 5 миллионов  человек. Именно деятели этого Союза  первыми призвали к бойкоту товаров  из фашистской Германии в 30-е годы.

Р. Нейдер создал Центр, занимающийся исследованием качества продукции  различных фирм, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности конкретных производств для экологической  обстановки вблизи них. В этот же период появились несколько "однопроблемных" групп: Центр за безопасность автомобиля, Исследовательская группа по здравоохранению, Центр исследования и действия по телекоммуникациям и др. Эти группы занимаются заявленными в их названиях  проблемами, сбором и публикацией  материалов, касающихся интересов и  прав потребителей. Итоги проводимых исследований публикуются в специальных  потребительских изданиях "Multinational monitor" и "Consumer Peport". Стратегия  Р.Нейдера предусматривает прямое правительственное регулирование тех областей экономики и социальной сферы, где рыночные силы не имеют полной возможности обеспечивать охрану окружающей среды, безопасность работника на рабочем месте. Вместе со своими многочисленными последователями, прозванными "десантом Нэйдера", он добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковке пищевых продуктов, о контроле радиационной обстановки и запрещении использования ДДТ (DDT) в качестве пестицида.

В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию  потребителей, со штаб-квартирой в  Вашингтоне. Ее основные цели - координация  программ защиты потребителей от низкого  качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.

Постепенно консьюмеристское движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США "Специальное послание о защите интересов потребителей", в котором  провозглашались основные права  потребителя: право на выбор; право  на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя  в экономике: без способности  граждан потреблять, покупать нет  экономического развития, невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций 15 марта  объявила Всемирным днем потребителей.

Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный  совет по делам потребителей, преобразованный  в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса  США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют  подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний публикуются отдельными изданиями стенографические отчеты.

В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций  в 72 странах мира.

В США Комиссия по безопасности товаров имеет право потребовать  от промышленников или продавцов  исправления, замены, изъятия товара, если он не соответствует утвержденным правилам и стандартам.

После второй мировой войны 1939 - 1945 гг. консьюмеризм набирает силу во многих западноевропейских государствах.

Великобритания. В 70-х годах ХХ века было образовано несколько организаций рассматривающих потребительские нужды и проблемы. В 1973 году были созданы Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей. Двумя годами позже был учрежден особый орган, осуществляющий защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти, - Национальный потребительский совет. Эта организация играет большую роль в деле просвещения граждан по вопросам потребительской тематики, ежегодно проводит конгрессы потребительских организаций. В этот же период в Великобритании появляются потребительские добровольные организации. В Великобритании есть также специальный потребительский журнал "Which?" ("Который?"). В стране созданы консультативные бюро, которые оказывают реальную помощь (дают советы, выдают справки) по многим потребительским проблемам. Помощь в наборе и обучении граждан, работающих в бюро, оказывает Национальная ассоциация таких бюро. Субсидирует Национальную ассоциацию консультативных бюро правительство Великобритании, а на местах финансовую помощь ей оказывают муниципальные власти.

ФРГ. По потребительским проблемам в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства, здравоохранения функционируют специальные отделы, оказывающие помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу. Под председательством министра экономики действует межминистерский Комитет по проблемам потребителей. На уровне земель функционируют потребительские центры, имеющие консультативные бюро во многих городах. Они предоставляют потребителям разнообразную информацию, рассматривают их жалобы и оказывают юридические услуги. Бюджет потребительских центров складывается из субсидий федерального и земельных правительств.

В стране приняты дополнения к законам, касающимся продовольствия; на основе этого усилена инспекция  продовольственных товаров. Экологически чистые и качественные продукты, награждаются особой премией, присуждаемой комиссией  при министерстве окружающей среды.

Швеция. В этом государстве с 1971 года учреждена должность омбудсмена по защите прав потребителей. Он назначается на конкретный срок законодательной властью государства. Институт омбудсмена был впервые создан в 1810 году в Швеции. Омбудсмен - это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады. В течение многих десятилетий это было единичное явление в мире. Практически только после второй мировой войны многие государства признали институт омбудсмена.

На сегодняшний день во многих государствах мира институт омбудсмена стал незаменимой частью правовой системы. Существует множество его модифицированных законодательных форм, среди которых  и специальные омбудсменовские  службы для защиты прав потребителей. Институт омбудсмена дает возможность  преодолевать противоречия между государством и личностью; безусловно, способствует формированию гражданского общества.

Согласно статистике, в  Государственное управление по делам  потребителей ежегодно поступает около 4 тысяч дел. Однако лишь около 20 дел  передаются на слушание в Коммерческий суд. Это свидетельствует о том, что практически все юридические  конфликты решаются на основе переговоров, результаты которых удовлетворяют  и бизнесменов, и потребителей. Омбудсмен, таким образом выступает своего рода недорогим институтом, который  быстро урегулирует споры между  гражданами и продавцами (исполнителями, изготовителями).

 

  1. Потребительское движение в России

Дореволюционную историю потребительской кооперации России можно подразделить на два периода: первый, охватывающий 1864-1904 гг., когда потребительская кооперация развивалась в условиях капитализма свободной конкуренции; второй - с 1905 по 1917 г., когда это развитие шло уже в условиях монополистического капитализма, накануне Октябрьской социалистической революции.

Первый период характеризуется медленным развитием потребительской кооперации. Рабочие были еще связаны с сельским хозяйством, добрая половина из них редко прибегала к услугам частных торговцев. В силу большого размера пая при низкой заработной плате многим рабочим кооперативы были просто недоступны.

В 1898 г. был организован  первый в стране союз потребительских обществ, учредителями которого стали 18 обществ потребителей из Москвы, Московской губернии, с Украины, Урала, из Сибири и Средней Азии. Он был назван Московским союзом потребительских обществ (МСПО), но фактически выполнял функции всероссийского центра потребительской кооперации, создание которого было запрещено царским правительством.

Всего за 1864-1904 гг. было образовано 1604 общества потребителей, из них 654 было закрыто. На начало 1905 г. в стране существовало 950 таких кооперативов. Количественно стали преобладать крестьянские потребительские общества. Из 227 рабочих обществ 224 были зависимыми и лишь 3 - независимыми.

В отличие от западноевропейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т. е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности кооперативного союза: МСПО стал выполнять функции двух центров - хозяйственного и организационного. В 1903 г. он приступил к изданию журнала «Союз потребителей». Из объединения первичных кооперативов МСПО все более превращался в союз союзов потребительских обществ.

Во втором периоде, начало которого совпало с первой русской революцией 1905-1907 гг., развитие потребительской кооперации ускорилось. Это объяснялось рядом причин. В ходе революции были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены грабительские выкупные платежи с крестьян за землю. Вместе с тем монополии искусственно попытали цепы на товары, пользующиеся спросом у рабочих и крестьян. За первые тринадцать лет XX в. цены на основные товары выросли на 36,8 %, а с 1913 по 1917 г. - более чем в 6 раз.

За 1905-1913 гг. в стране было вновь создано 9752 потребительских кооператива, из них было закрыто только 622, к началу 1914 г. функционировало 10080. Большинство потребительских обществ возникло среди крестьянства. С 3 до 100 увеличилось количество независимых рабочих кооперативов, которые часто создавались в пику зависимым. В независимых потребительских кооперативах устанавливался умеренный размер паевого взноса, вносить который разрешалось с рассрочкой. В члены кооператива могли вступить рабочие любого предприятия данной местности, но не принимались представители заводской администрации: кооперативными делами рабочие управляли самостоятельно. Активнее проводили эти кооперативы массовые, культурно-просветительные мероприятия.

Информация о работе Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов