Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:09, контрольная работа
Во многих странах кооперативы занимают важное место в сельскохозяйственном и мелком промышленном производстве, в области сбыта, снабжения, кредита, предоставлении различных услуг. В настоящее время нет такой страны, в которой не функционировал бы тот или иной вид кооперации.
Одной из крупнейших международных неправительственных организаций является учрежденный в 1895 г. Международный кооперативный альянс (МКА) - признанный мировой центр кооперативного движения. К началу 1980 г. членами МКА состояли 346 млн. кооператоров из 64 стран мира.
Введение
3
История возникновения движения в защиту прав потребителей
4
Потребительское движение в России
8
Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов
12
Задача
19
Тестовое задание
22
Список литературы
По инициативе МСПО в 1912 г. был учрежден Московский народный банк, ставший кредитным центром всех видов дореволюционной кооперации и сыгравший существенную роль в развитии кооперативного движения в стране. Уже тогда МСПО осуществлял и внешнеторговые функции. Позднее он открыл сеть своих контор в Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае и других городах.
В дореволюционной
экономике потребительская
Потребительское движение в России было организовано в сентябре 1988 года. Впервые подобная организация была создана в Америке, а с шестидесятых годов 20-го века стала распространяться во многие страны Европы. Россия, а в том время еще СССР одна из республик, где подобные организации образовались позднее всего. В СССР еще в начале 80-х годов 20-го века зарождались общества, клубы, организации и ассоциации по защите прав потребителей. Сначала был создан Ленинградский клуб потребителей, а затем и Московский союз потребителей. А в 1989 году официально была создана Федерация обществ потребителей СССР.
В 1990 году организован Союз потребителей СССР, который объединял свыше 100 республиканских, краевых, областных и городских, районных общественных объединений. А уже в 1992 году организация была преобразована в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В нее объединились потребительские общества России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. КонфОП являлось членом Международной организации союзов потребителей.
В 1995 году был создан Российский фонд
защиты прав потребителей. Основной его
задаче было поддержание конституционных
прав граждан в области
Первый Закон СССР «О защите прав
потребителей» был создан 22 мая 1991
года, правда, в связи с распадом
СССР он так и не ступил в силу.
В 1992 году уже в РФ был введен Закон
«О защите прав потребителей». Он зафиксировал
право потребителей на государственную
и общественную защиту своих интересов,
как потребителей. Этот закон способствовал
поддержанию охраны прав граждан
в сфере потребления. Последние
поправки к Закону были приняты в
2007 году. Министерство на антимонопольной
политики и поддержке
А под всей национальной системой защиты понимается совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Основная задача Союза потребителей является квалифицированная правовая помощь потребителей. Консультации, составление претензий и исков, проведение независимой потребительской экспертизы, ведение дел в судах, проверки соблюдений правил торговли и бытового обслуживания – все это и много другое ведется Союзом и входящими в него общественными объединениями.
Это каждодневная защита потребителей. За все 20 лет существования организации правовую помощь получили свыше двух с половиной миллионов граждан. Сейчас, консультацию по всем вопросам, касающимся прав потребителей модно получить и через Интернет. Начиная с 2007 года, создаются консультационные центры по всей России, оказывающие бесплатную правовую помощь.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ, ч. 1, 2, 3), Законом РФ «О защите прав потребителей», а также принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами РФ.
Основы правового
Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
ГК РФ дает определение договора купли-продажи, определяет основные права и обязанности сторон по данному договору, устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение предоставленных сторонам правомочий, регулирует множество других вопросов.
Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, которые возникают из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров:
1) розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения);
2) аренды, включая прокат;
3) найма жилого помещения, в том числе социального найма;
4) в части выполнения
работ, оказания услуг по
5) подряда (бытового, строительного,
подряда на выполнение
6) перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии;
7) хранения;
8) на оказание финансовых
услуг, направленных на
9) возмездного оказания услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных), медицинских, образовательных, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных услуг;
10) других договоров,
Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей ГК РФ (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»). При этом Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется независимо от того, есть или нет на него ссылка в ГК РФ, в случаях, если Закон РФ «О защите прав потребителей»:
1) конкретизирует и детализирует положения ГК РФ;
2) регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ;
3) предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами.
В тех случаях, когда отдельные
виды гражданско-правовых отношений (например,
договоры перевозки, энергоснабжения)
помимо норм ГК РФ регулируются и специальными
законами РФ, к отношениям с участием
потребителей, вытекающим из таких
договоров, Закон РФ «О защите прав
потребителей» может
Кроме того, с 20 декабря 1999 г.
(времени опубликования
В соответствии с п. 4 ст. 3 ГК РФ на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей.
В частности, в соответствии
со ст. 26, 38 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Правительство РФ вправе утверждать
правила отдельных видов
При этом нельзя забывать и о том, что ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает положений о том, что регулирование отношений в области защиты прав потребителей может осуществляться нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личными (бытовыми, семейными, домашними).
Учитывая это, законодательство
о защите прав потребителей не применяется
при разрешении споров, вытекающих
из отношений между гражданами, вступающими
в договорные отношения между
собой с целью удовлетворения
личных, семейных, домашних и иных нужд,
не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, а также из отношений,
возникающих в связи с
Исходя из смысла ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие гл. III Закона РФ «О защите прав потребителей», регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относятся договор банковского вклада, а также договор страхования.
Так, например, договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, в соответствии с п. 2 ст. 834 ГК РФ признается публичным договором. Это возмездный договор, содержание которого – оказание банком услуги вкладчику. Следовательно, отношения, вытекающие из договора банковского вклада с участием гражданина, регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».
Вместе с тем отношения, возникающие между банком и его клиентами (вкладчиками) по внесению ими в банк денежных сумм (вкладов), их возврату и выплате процентов по ним, а также правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по указанному договору регламентируются гл. 44 ГК РФ «Банковский вклад» и специализированным законодательством РФ.
С учетом изложенного и
положений ст. 39 Закона РФ «О защите
прав потребителей» к отношениям,
вытекающим из договора банковского
вклада с участием гражданина, должны
применяться общие правила
Так как законодательством
о защите прав потребителей регулируются
отношения, возникающие только из возмездных
договоров, то отношения, вытекающие из
безвозмездных гражданско-
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей также отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
К таким отношениям, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.
Информация о работе Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов