Судебные доказывания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:47, реферат

Краткое описание

По содержанию судебное познание представляет собой процессуальную деятельность по сбору, исследованию и оценке судом сведений о фактах, имеющих юридическое значение для решения дела. Судебное доказывание – процессуальная деятельность лиц, участвующих в деле, по сбору и представлению доказательств, обосновывающих требования и возражения.
Цель судебного познания заключается в установлении действительных обстоятельств дела (движение от незнания к знанию). Судебное доказывание (его цель) заключается в убеждении суда в правоте своей позиции, т.е. по структуре это от знания к знанию других (убеждение).

Файлы: 1 файл

Граданский процесс. Грель. 2011.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

Решение суда о признании НПА недействующим имеет специфику – по общему правилу он признается не действующим с даты его принятия (ч.2 статьи 253 ГПК), а также иные случаи – т.е. с иного времени, указанные в ФЗ.

НПА может набрать обороты уже с начала его принятия, поэтому если признать недействующим с момента его принятия, то ставятся под сомнения все юридические действия, которые были до этого совершены. Пленум говорит, что если данный НПА действовал и лица пользовались правами и обязанностями в соответствии с ним, то можно признать его недействующим с момента принятия судебного решения.

Также есть специфика исполнения судебного решения – такое решение публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован данный НПА. Т.е. это обязанность органов публичной власти.

Производство об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц

Глава 25 ГПК + постановление пленума от 10.02.10 № 2

Говоря о действиях, решениях, бездействиях – мы рассматриваем конкретные правоотношения, конкретные результаты реализации, в том числе и неправильные.

Объект обжалования

Разновидности всех возможных действия, решений органов власти достаточно широки, поэтому различный правовой порядок оспаривания данных разновидностей.

Объект обжалования образует 3 категории:

1)      Решения

Т.е. это акты органов власти, должностных лиц и т.д. и т.д., содержащие властные волеизъявления и порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций; иными словами решения – это юридический факт (акт)

Действия – властные волеизъявления, которые не облечены в формы решения (какие это действия? Органы провели проверку в соответствии с 269 ФЗ и установили, что требования пожарной безопасности нарушены – надо устранять либо деятельность приостановят – это возможно, но вряд ли это объект обжалования)

Бездействие – неисполнение органом власти, должностным лицом обязанностей, возложенных на них НПА (обратились за регистрацией прав на объекты недвижимости – а он отказался принять документы и не принял – «приходите завтра, сегодня очень загружены»)

Специфика – могут быть оспорены в порядке главы 25 решения и действия органов, которые не являются органами власти в юридическом смысле, но наделены властными полномочиями. К данным органам относятся (призывная комиссия при принятии решения об отсрочке)

ч.1 п. 3 – оспариваются решения о прекращении полномочий, либо решения об отставке

Помимо этих органов предметом обжалования могут быть решения, действия организаций, юридических лиц, в том числе ИП, принятых ими при осуществлении ими деятельности в установленном порядке.

Срок обращения в суд (cтатья 256 – гражданин имеет право обратиться в течение 3 месяцев в суд со дня, когда ему стало известно о нарушении его права). Принципиальные отличия с исковой давности – исковая давность – срок для защиты гражданских прав, а срок статьи 256 – защита прав и законных интересов, вытекающих из публичных отношений; таким образом данный срок применяется по инициативе суда + пропуск срока не является абсолютным основанием для отказа в принятии заявления, поэтому если причины пропуска суд признает уважительными, то жалобы он принимает к производству.

Существуют иные специальные сроки – решения действий, бездействий судебного принципа оспариваются в 10 дневный срок со дня должного совершения действия или бездействия.

Подведомственность – в АПК говорится, что ненормативные правовые акт, затрагивающие законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, а также с учетом специальной подведомственности, установленной в статье 33 АПК рассматривается в арбитражных судах. Проблема концентрируется в разграничении производств судов общей юрисдикции.

Необходимо разграничивать, что в порядке главы 25 ГПК  не рассматриваются такие решения, действия, которые составляют предмет УПК, КоАП, кроме того в данном порядке не рассматриваются дела о защите избирательных прав (глава 26 ГПК), также не рассматриваются такие дела, которые рассматриваются к категории особого производства; дела о совершенных нотариальных действиях или отказе их совершения; критерий разграничения – умысел; также характер правоотношений – говорится что отношения гражданско-правовые и иные – вытекают из ГП.

Подсудность

Необходимо признать, что подсудность родовая, определяется в рамках органа (статьи 24, 27); территориальная подсудность – по месту органа, которые принял данное решение, но при этом часть 2 статьи 84(?) – заявление может быть подано по месту жительства заявителя. Обжалование во внесудебном порядке не является обязательным (нарушение налоговой инструкции)

Субъекты, которые участвуют – физические и юридические лица, чьи права и законные интересы нарушаются принятым решением, действием или бездействием. При этом субъектами могут быть органы гос.власти, должностные лица, если принятые по ним действия, решения не связаны с осуществлением заявителем властных полномочий.

Заявление должно соответствовать критериям статьи 131 ГПК (должно быть указано, какие решения являются незаконным, какие права нарушаются + должно быть приложено сведение, подтверждающее факт нарушения).

ВС РФ говорит, что основание для отказа в принятии заявления – выяснилось то, что решение уже отменено либо бездействие стало действием. Судья не вправе заявить производство по делу, если решение отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела (чтобы выяснить, восстановлены ли права заявителя).

Объект рассмотрения – законность и обоснованность принятых решений, действий. В данном случае законность включает в себя такие вопросы, как компетенция уполномоченного органа и должностного лица, при этом суд не вправе расценивать целесообразность принятия того или иного НПА.

Законность подразумевает процедуру принятия решения; содержание ненормативного акта требованиям закона или иного НПА, регулирующего отношения; проверяется факт нарушения прав и законных интересов.

Решение суда

Суд при удовлетворении заявления обязывает органы власти устранить нарушения в полном объеме. Механизм исполнения решения прописан в ГПК – решение направляется в тот орган, который допустил нарушение в течение 3 дней со дня вступления в законную силу. Нарушитель обязан в течение месяца на решение отреагировать и известить суд о том, что было сделано для его исполнения. Суд не вправе выходить за пределы исковых требований, поэтому суд не вправе решать существо решения, которое должно быть вынесено органам государственной власти (это касается оспаривания бездействия). При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать либо на признание незаконного решения и в необходимых случаях на принятие мер, необходимых для восстановления нарушенных прав и свобод. В резолютивной части указывается либо на признание незаконности бездействия на орган власти – необходимо совершить действие. В таком случае месячный срок относится к информированию суда.

Особое производство

Это скорее всего административное правосудие. Особое производство в нынешнем ГПК представлено в эллиптичном виде. Лучше всего его модернизировать или убрать вообще.

Понятие, сущность и отличия от искового и публичного производства

В отличие от искового, публичного производства, существует мнение, что особое производство характеризуется отсутствием спора о субъективном праве, т.е. отсутствуют противоположные стороны, - это бесспорное производство.

Статья 263 устанавливает, что если выясняется наличие спора о праве – заявление оставляется без рассмотрения. А если спор отсутствует, о каком правосудии можно говорить? Идет ли речь о нарушении прав? Нарушение прав – это не только пьяные дебоширы, но и неопределенность в правовом положении юридического факта; неопределенность статуса лица, вещи. Сущность особого производства выражается в том, чтобы судебная защита оказывалась устранением этой неопределенности – она должна стать определенной; но есть один существенный момент – установление определенности не может быть использовано в качестве основания для предъявления иска, т.е. не может быть использовано в качестве основания для защиты субъективного права.

Там, где неопределенность мешает нам обратиться в суд с иском – это неопределенность – предмет искового производства (либо публичного).

Круг дел особого производства перечислен в статье 262 ГПК.

Данный перечень является не совсем правильным, ведь в него включены те дела, в которых имеется спор о праве (напрямую) – например,  о принудительной госпитализации, когда человек не согласен; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния.

Объектом судебной защиты является не субъективное право, а охраняемый законом интерес в устранении существующей неопределенности. Устранение этой неопределенности связано с наступлением юридически значимого последствия.

Деятельность суда сводится к определению, констатации правового статуса гражданина, имущества судебного документа, посредством установления юридических фактов, с которым норма права связывает юридические последствия. В исковом производстве, в публичном юридические факты устанавливаются с целью подтверждения определенных вещей, но это не конечная цель, а лишь промежуточная.

Субъекты – это сами заявители, т.е. те лица, для которых устранение неопределенности повлечет юридические последствия, а также другие заинтересованные лица – лица, чьи отношения с заявителем зависят от факта признания отношений; органы, учреждения, в которых заявитель намерен использовать данное судебное решение (установление факта трудового стажа – орган пенсионного фонда); органы власти, чьи действия оспариваются в исковом производстве; граждане, в отношении которых определяется правовой статус – умершие, безвестно отсутствующие и т.д.; должностные лица, которые участвуют в дела в целях дачи заключения (прокурор, органы опеки).

Реализация самого судебного решения осуществляется не в рамках исполнительного производства, а непосредственно органами гос.власти, должностными лицами, юридические последствия, которые порождают установленные судом юридический факт – эти последствия затрагивают компетенцию этих органов и должностных лиц.

 

(пропуска нет, просто Яков что-то не то читает)

Говоря о субъективных ошибках судей, мы говорим об ошибках в системе контроля (вышестоящий суд контролирует нижестоящие); говоря об объективных ошибках – подход не носит институционный характер и ошибки устраняются судом, рассматривающим дело

Говоря о первом подходе – мы говорим о таких пересмотрах, как в порядке аппеляционного, кассационного и надзорного пересмотров. Говоря о втором подходе – мы имеем ввиду, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам, отмену решения суда в качестве самоконтроля.

Возможность обжалования решений в своем значении имеет 2 стороны:

1)      Предоставляя эту возможность мы изначально закладываем механизм, противоречащий системе правосудия

2)      Возможность – неотъемлемая составляющая права на судебную защиту (то есть право на обжалование – часть права на судебную защиту)

Нужно найти баланс, чтобы система пересмотра была ясной, по времени оптимальной, а в случае отмены решения нижестоящего суда ситуация разрешалась по возможности тем судом, который пересматривает дело.

С точки зрения методологии системы пересматриваемых судебных актов различают 2 подхода:

1)      Пересмотр в порядке аппеляции

Аппеляция – вторичный пересмотр дела вышестоящим судом. В зависимости от возможности рассмотрения, может быть полная и неполная аппеляция (есть или нет ограничений). Аппеляция может быть ограниченной и неограниченной в зависимости от того, что может быть обжаловано (любые акты или те, которые прописаны в законе). Исторически у нас ограниченная аппеляция. В ряде стран Европе существует определенный имущественный ценз на аппеляцию (в зависимости от предмета иска).

Таким образом, есть 2 признака аппеляции:

    1. Объем проверки – проверка с фактической и юридической стороны (насколько решение суда законно и обоснованно)
    2. На новое рассмотрение дело не возвращается (Терехина сказала бы come backов здесь не будет – слова Греля)

2)      Пересмотр в порядке ревизии

Ревизия судебных актов – прерогатива судов более высоких инстанций. Характерной чертой является то, что объем ревизии – вопросы, связанные с законностью судебного акта. Суд ревизионной инстанции не занимается исследованием новых доказательств – если суд приходит к выводу, что имеются «белые пятна» по некоторым вопросам с фактической стороны и страдает правоприменение, то имеется возможность подать ревизионную жалобу, отменить судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.

В конце 2010 года был принят новый закон о судах второй инстанции, поэтому главы старые сбрасываем, и изучаем новый 353 ФЗ (шпаргалки, которые дали уже по новому закону).

 

Производство в суде аппеляционной инстанции

Объект аппеляции – решение судов первой инстанции (ранее было решение мировых судей). Т.е. все решения всех судов принятые по первой инстанции (пускай даже Верховный Суд республики Хакассии) подлежат обжалованию в аппеляционном производстве.

Информация о работе Судебные доказывания