Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и проанализировать процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.
Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие защиты прав потребителей, изучить законодательные основы, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей
2. Определить порядок рассмотрения судом производства по гражданским делам о защите прав потребителей;
3. Рассмотреть особенности производства дел о защите прав потребителей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей………………………………5
Понятие защиты прав потребителей………………………………………..5
Законодательные основы защиты прав потребителей…………………...7
Глава 2. Порядок рассмотрения дел о защите прав потребителей в гражданском судопроизводстве………………………………………………..12
2.1. Возбуждение дел о защите прав потребителей…………………………12
2.2. Подготовка дел о защите прав потребителей к судебному разбирательству…………………………………………………………………15
2.3. Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судебном заседании…………………………………………………………………………20
2.3.1. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей…………….20
2.3.2 Доказывание и доказательства в делах о защите прав потребителей…23
Глава III Судебное решение по делам о защите прав потребителей…..29
3.1. Содержание судебного решения по гражданским делам о защите прав..29 потребителей
3.2. Апелляционное и кассационное обжалование решений суда по гражданским делам о защите прав потребителей……………………………..30
3.3. Заочное решение в делах о защите прав потребителей…………………35
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

 

НОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ» (ИНСТИТУТ)

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО»

НА  ТЕМУ «Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей»

 

 

 

                                                                  Выполнил: студент 5 курса гр. 26.03

        Борщевский А.С.

 Проверил:  Преподаватель Шелехова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1.   Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей………………………………5

    1. Понятие защиты прав потребителей………………………………………..5
    2. Законодательные основы защиты прав потребителей…………………...7

Глава 2. Порядок рассмотрения дел о защите прав потребителей в гражданском судопроизводстве………………………………………………..12

2.1. Возбуждение дел о защите прав потребителей…………………………12

2.2. Подготовка дел о защите прав потребителей к судебному разбирательству…………………………………………………………………15

2.3. Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судебном заседании…………………………………………………………………………20

2.3.1. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей…………….20

2.3.2 Доказывание и доказательства в делах о защите прав потребителей…23

Глава III Судебное решение по делам о защите прав потребителей…..29

3.1. Содержание судебного  решения по гражданским делам о защите прав..29 потребителей

3.2. Апелляционное и кассационное  обжалование решений суда по  гражданским делам о защите  прав потребителей……………………………..30

3.3. Заочное решение в  делах о защите прав потребителей…………………35

Заключение………………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………………..39

 

 

 

 

Введение

В условиях формирования рыночных отношений необходимость обеспечения  интересов граждан, защита их прав на рынке потребительских товаров и услуг, а также перевод этих отношений в цивилизованное русло является объективной предпосылкой развития законодательства о защите прав потребителей и практической реализации прав потребителей.

Защита прав потребителей достаточно новое понятие в современной России, появившееся 20 лет назад. Действия по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

Потребности населения в  различных товарах и услугах  обеспечивают производители, продавцы, исполнители работ и услуг. По данным Госкомстата численность населения России на 1 января 2013 года более 143 млн. человек. Из них более 130 млн. человек в возрасте от 14 лет ежедневно совершают многочисленные покупки и оплаты услуг, начиная от  покупок продуктов питания, проездных билетов, оплаты мобильной связи, заканчивая автомобилями, квартирами и земельными участками.  Если предположить, что каждый из 130 млн. совершает как минимум 2 покупки в день (предметы первой необходимости), то получается, что ежедневно количество сделок купли – продажи составляет более четверти миллиарда в сутки. Ни одна организация не в состоянии проконтролировать добросовестность такого количества сделок.  Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.

Учитывая нестабильную обстановку на потребительском рынке страны, перевод вопроса в практическую плоскость, то есть предъявление исков в защиту прав потребителей, - это объективное веление времени, один из наиболее эффективных способов воздействия на нарушителей прав потребителей.

Обеспечение защиты прав потребителей ограничивается закреплением в правовых актах требований, которые потребитель  может предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю). Однако проблема судебной защиты прав потребителей является весьма сложной и требует применения не только соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РФ "О защите прав потребителей", но и гражданско-процессуального законодательства.

Большая актуальность выбранной  темы основывается на том что, несмотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся потребительского законодательства, споров и нарушений в этой области становится не меньше. Рассмотрение судами подобных дел о защите прав потребителей имеет процессуальные особенности, которые мы попытаемся проанализировать и отразить в данной работе.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  при рассмотрении судом дел о  защите прав потребителей.

Предмет исследования - нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.

Цель исследования заключается  в том, чтобы выявить и проанализировать процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.

Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих  задач:

1. Рассмотреть понятие  защиты прав потребителей, изучить законодательные основы, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей

2. Определить порядок  рассмотрения судом производства по гражданским делам о защите прав потребителей;

3. Рассмотреть особенности производства дел о защите прав потребителей;

4. Охарактеризовать судебные  решения по делам о защите  прав потребителей.

Глава 1.   Понятие защиты прав потребителей.  Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

 

    1. Понятие защиты прав потребителей.

После длительного господства административно-командной системы  в экономике России на рубеже 80-х  и 90-х гг. начался переход к  рыночным отношениям, что потребовало  огромных изменений в законодательстве страны. Придавая содержанию принципа «клиент всегда прав» силу федерального закона, государство намеревалось заложить правовую основу для создания цивилизованного потребительского рынка в России. С учетом накопленного исторического опыта, как отечественного, так и зарубежного, представляется совершенно естественным, что правоотношения с участием потребителей основаны на приоритете интересов потребителей над желаниями и устремлениями их контрагентов – продавцов (изготовителей, исполнителей) товаров и услуг. Простой и удобный порядок защиты прав потребителей в суде является важнейшей гарантией соблюдения прав и интересов граждан на потребительском рынке.

Защита прав потребителя — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим или имеющим намерение  приобрести товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя:

  1. Установление конкретных прав потребителей;
  2. Формы возможных нарушений прав и механизм их защиты;
  3. Ответственность за нарушение прав потребителей.

Содержанием термина «защита  прав потребителей» является не только конституционное право о судебной защите прав и свобод гражданина, но и  деятельность органов власти РФ, заключающаяся в применении  предусмотренных законодательством РФ мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленная на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Что же касается действий потребителя  по защите своих прав, то в настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном (ст. 17 Закона и ст. 11 ГК РФ), так и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты. Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права; возмещение убытков; взыскание неустойки; возмещение морального вреда; изменение или прекращение правоотношения. Каждый из этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления. Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности.

Исходя из актуальности данной работы, мы рассматриваем судебный порядок защиты прав потребителей. Судебный порядок защиты прав потребителей значительно выделяется среди других категорий дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, своей простотой, доступностью и демократичностью.

 

 

 

 

 

    1. Законодательные основы защиты прав потребителей

 

В Российской Федерации как  в государстве-участнице Организации  Объединенных Наций действуют «Руководящие принципы для защиты прав потребителей», принятые 9 апреля 1985 года Генеральной  Ассамблеей Организации Объединенных Нации. В этом документе отмечается, что потребители находятся в  неравном положении с точки зрения экономических условий, уровня образования  и покупательской способности, поэтому  одна из целей стран-участниц – содействие в установлении и дальнейшем обеспечении  защиты своего населения как потребителей.

Российская Федерация  с 24 февраля 1996 года является членом Совета Европы, для которого в силу Устава Совета Европы обязательна резолюция 25-й консультативной ассамблеи  Европейского Союза № 543 от 1973 года «Хартия защиты прав потребителей». Хартия закрепляет право на возмещение любого ущерба или потери от поставки товаров или услуг, если они являлись результатом неверного описания, низкого качества товара или услуг.

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере  защиты прав потребителей была создана  с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей».

Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и  принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основным нормативным  актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон  РФ «О защите прав потребителей» (далее «Закон») от 7 февраля 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. Данный Закон действует сейчас в редакции от 25 июня 2012г. Данный закон охраняет безопасность различных объектов: самого потребителя (его жизни, здоровья), имущества потребителя, окружающей среды.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.

Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договоров  розничной купли-продажи; аренды, включая  прокат; найма жилого помещения, в  том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором  находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению  предоставления нанимателю необходимых  коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; отношения вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг.

Закон Российской Федерации  «О защите прав потребителей», другие федеральные законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации  применяются к отношениям в области  защиты прав потребителей, если:

  • это предусмотрено ГК РФ (например, п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ);
  • ГК РФ не содержит такого указания, однако названные выше Федеральные законы и нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (например, ст. ст. 8 — 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»), либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения (например, ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»);
  • указанные законы и другие нормативные правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и нормативными правовыми актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Информация о работе Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей