Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и проанализировать процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.
Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие защиты прав потребителей, изучить законодательные основы, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей
2. Определить порядок рассмотрения судом производства по гражданским делам о защите прав потребителей;
3. Рассмотреть особенности производства дел о защите прав потребителей;
Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей………………………………5
Понятие защиты прав потребителей………………………………………..5
Законодательные основы защиты прав потребителей…………………...7
Глава 2. Порядок рассмотрения дел о защите прав потребителей в гражданском судопроизводстве………………………………………………..12
2.1. Возбуждение дел о защите прав потребителей…………………………12
2.2. Подготовка дел о защите прав потребителей к судебному разбирательству…………………………………………………………………15
2.3. Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судебном заседании…………………………………………………………………………20
2.3.1. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей…………….20
2.3.2 Доказывание и доказательства в делах о защите прав потребителей…23
Глава III Судебное решение по делам о защите прав потребителей…..29
3.1. Содержание судебного решения по гражданским делам о защите прав..29 потребителей
3.2. Апелляционное и кассационное обжалование решений суда по гражданским делам о защите прав потребителей……………………………..30
3.3. Заочное решение в делах о защите прав потребителей…………………35
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………..39
НОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ» (ИНСТИТУТ)
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО»
НА ТЕМУ «Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей»
Борщевский А.С.
Проверил: Преподаватель Шелехова Л.В.
Нижний Новгород
2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 2. Порядок рассмотрения
дел о защите прав потребителей в гражданском
судопроизводстве……………………………………
2.1. Возбуждение дел о защите прав потребителей…………………………12
2.2. Подготовка дел о защите
прав потребителей к судебному разбирательству………………………………………
2.3. Особенности рассмотрения
дел о защите прав потребителей в судебном
заседании………………………………………………………
2.3.1. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей…………….20
2.3.2 Доказывание и доказательства в делах о защите прав потребителей…23
Глава III Судебное решение по делам о защите прав потребителей…..29
3.1. Содержание судебного решения по гражданским делам о защите прав..29 потребителей
3.2. Апелляционное и кассационное
обжалование решений суда по
гражданским делам о защите
прав потребителей……………………………..
3.3. Заочное решение в
делах о защите прав
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В условиях формирования рыночных
отношений необходимость
Защита прав потребителей достаточно новое понятие в современной России, появившееся 20 лет назад. Действия по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, продавцы, исполнители работ и услуг. По данным Госкомстата численность населения России на 1 января 2013 года более 143 млн. человек. Из них более 130 млн. человек в возрасте от 14 лет ежедневно совершают многочисленные покупки и оплаты услуг, начиная от покупок продуктов питания, проездных билетов, оплаты мобильной связи, заканчивая автомобилями, квартирами и земельными участками. Если предположить, что каждый из 130 млн. совершает как минимум 2 покупки в день (предметы первой необходимости), то получается, что ежедневно количество сделок купли – продажи составляет более четверти миллиарда в сутки. Ни одна организация не в состоянии проконтролировать добросовестность такого количества сделок. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.
Учитывая нестабильную обстановку на потребительском рынке страны, перевод вопроса в практическую плоскость, то есть предъявление исков в защиту прав потребителей, - это объективное веление времени, один из наиболее эффективных способов воздействия на нарушителей прав потребителей.
Обеспечение защиты прав потребителей ограничивается закреплением в правовых актах требований, которые потребитель может предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю). Однако проблема судебной защиты прав потребителей является весьма сложной и требует применения не только соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РФ "О защите прав потребителей", но и гражданско-процессуального законодательства.
Большая актуальность выбранной темы основывается на том что, несмотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся потребительского законодательства, споров и нарушений в этой области становится не меньше. Рассмотрение судами подобных дел о защите прав потребителей имеет процессуальные особенности, которые мы попытаемся проанализировать и отразить в данной работе.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при рассмотрении судом дел о защите прав потребителей.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.
Цель исследования заключается
в том, чтобы выявить и
Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие защиты прав потребителей, изучить законодательные основы, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей
2. Определить порядок рассмотрения судом производства по гражданским делам о защите прав потребителей;
3. Рассмотреть особенности производства дел о защите прав потребителей;
4. Охарактеризовать судебные решения по делам о защите прав потребителей.
Глава 1. Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
После длительного господства
административно-командной
Защита прав потребителя — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим или имеющим намерение приобрести товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя:
Содержанием термина «защита
прав потребителей» является не только
конституционное право о
Что же касается действий потребителя по защите своих прав, то в настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном (ст. 17 Закона и ст. 11 ГК РФ), так и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты. Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права; возмещение убытков; взыскание неустойки; возмещение морального вреда; изменение или прекращение правоотношения. Каждый из этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления. Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности.
Исходя из актуальности данной работы, мы рассматриваем судебный порядок защиты прав потребителей. Судебный порядок защиты прав потребителей значительно выделяется среди других категорий дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, своей простотой, доступностью и демократичностью.
В Российской Федерации как
в государстве-участнице
Российская Федерация
с 24 февраля 1996 года является членом Совета
Европы, для которого в силу Устава
Совета Европы обязательна резолюция
25-й консультативной
В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей».
Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее «Закон») от 7 февраля 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. Данный Закон действует сейчас в редакции от 25 июня 2012г. Данный закон охраняет безопасность различных объектов: самого потребителя (его жизни, здоровья), имущества потребителя, окружающей среды.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.
Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; отношения вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если:
Информация о работе Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей