Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и проанализировать процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.
Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие защиты прав потребителей, изучить законодательные основы, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей
2. Определить порядок рассмотрения судом производства по гражданским делам о защите прав потребителей;
3. Рассмотреть особенности производства дел о защите прав потребителей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей………………………………5
Понятие защиты прав потребителей………………………………………..5
Законодательные основы защиты прав потребителей…………………...7
Глава 2. Порядок рассмотрения дел о защите прав потребителей в гражданском судопроизводстве………………………………………………..12
2.1. Возбуждение дел о защите прав потребителей…………………………12
2.2. Подготовка дел о защите прав потребителей к судебному разбирательству…………………………………………………………………15
2.3. Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судебном заседании…………………………………………………………………………20
2.3.1. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей…………….20
2.3.2 Доказывание и доказательства в делах о защите прав потребителей…23
Глава III Судебное решение по делам о защите прав потребителей…..29
3.1. Содержание судебного решения по гражданским делам о защите прав..29 потребителей
3.2. Апелляционное и кассационное обжалование решений суда по гражданским делам о защите прав потребителей……………………………..30
3.3. Заочное решение в делах о защите прав потребителей…………………35
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

2) наличие гарантийного  срока (срока годности) для этого  товара;

3) дата уведомления потребителем  продавца о недостатке товара (уведомление должно быть в  пределах гарантийного срока  товара);

4) наличие понесенных  потребителем убытков вследствие  приобретения товара ненадлежащего  качества;

5) иные обстоятельства в конкретном случае.

Распределение обязанностей по доказыванию. По общему правилу ч. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция обязательство, квитанция заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возвращены ответчиком, и другие документы). Помимо общего правила распределения обязанности по доказыванию выделяются и специальные. Обязанность доказывания может быть законодателем переложена на одну из сторон. При этом необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 18 и п. 6 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», когда Закон допускает возможность освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, бремя доказывания отсутствия вины лежит на продавце (изготовителе, исполнителе).

Когда сторона в силу объективных причин (например, тяжелая болезнь, отдаленность места жительства и плохое транспортное сообщение) испытывает затруднения в сборе необходимых доказательств, суд оказывает ей помощь в предоставлении тех или иных документов, истребуя их от соответствующих лиц.

Для подтверждения предмета доказывания в суд необходимо представить необходимые доказательства по делу. Таковыми по рассматриваемому виду дел будут:

• документ, подтверждающий покупку товара в соответствующем  торговом месте. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»  отсутствие у потребителя кассового  или товарного чека либо иного  документа, удостоверяющих факт и условия  покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его  требований. Однако на потребителя  возлагается обязанность доказать, что именно в этом торговом месте  был куплен товар. Подобным доказательством  могут служить: отметки о продаже  в паспорте товара, договор купли  продажи, квитанция, транспортная накладная;

• заключение специалиста. В случае если при рассмотрении спора  в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные  познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена  экспертиза;

• заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях в технически сложных товарах;

• претензия потребителя  ответчику с указанными требованиями с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии продавцу;

• ответ на претензию. По общим правилам гражданского права  срок, в течение которого ответчик должен дать письменный ответ, устанавливается  в один месяц;

• доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества.

Особенности доказывания  при предоставлении услуг

Следующим разделом Закона РФ «О защите прав потребителей» является защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Для многих видов  услуг или работ существуют специальные  правила, регулирующие частные вопросы  такой деятельности, например, Правила  оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. №1235, Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. №290. Все они в качестве базового документа используют Закон РФ «О защите прав потребителей». При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы.

Предмет доказывания.

При предъявлении требований потребитель услуг должен доказать:

1) факт выполнения услуг  соответствующей организацией или  лицом;

2) факт нарушения сроков  выполнения услуг или ненадлежащего  качества выполненной работы;

3) факт обращения к  исполнителю с предостережением  о возможном нарушении сроков  выполнения работы, если становится  очевидным, что она не будет  выполнена в срок;

4) факт обращения к  исполнителю с просьбой о выполнении  последствий нарушения исполнителем  сроков выполнения работ (ст. 28 Закона РФ «О защите прав  потребителей»);

5) факт обращения к  исполнителю с просьбой о выполнении  последствий ст. 29 Закона РФ «О  защите прав потребителей» при  обнаружении недостатков выполненной  работы.

Подлежит доказыванию в судебном процессе факт отказа исполнителем произвести указанные выше действия. Судом выясняются:

1) гарантийный срок выполненной  работы;

2) причины несоблюдения  исполнителем срока выполнения  работы, произошло ли несоблюдение  сроков вследствие непреодолимой  силы или вины потребителя;

3) причины недостатков  выполненной работы (услуги), произошло  ли это после принятия работы  потребителем вследствие нарушения  им правил использования результата  работы (услуги), действий третьих  лиц или непреодолимой силы;

4) даты начала и окончания  выполнения работы, дата уведомления  потребителем исполнителя о нарушении  срока или обнаружении недостатков  выполненной работы;

5) наличие понесенных  потребителем убытков вследствие  нарушения срока выполнения работы  или недостатка выполненной работы;

6) иные обстоятельства  в соответствии с конкретными Правилами оказания услуг.

Необходимые доказательства. Для подтверждения фактов, перечисленных в предмете доказывания, сторонам необходимо представить суду доказательства по делу. Ими должны быть:

• документ, подтверждающий выполнение указанной работы (оказанной  услуги) исполнителем. Подобным доказательством  могут служить договор об оказании услуг, выполнении работы; квитанция; транспортная накладная;

• надлежаще оформленный  акт об объеме выполненной работы с указанной в договоре датой  окончания выполнения работы (оказания услуги) (при доказывании нарушения  исполнителем сроков выполнения работы). Для установления даты начала и окончания  выполнения работы представляется акт  о начале работы и акт о завершении выполнения работы;

• заключение специалиста  о недостатках выполненной работы. В случае если при рассмотрении спора  в суде возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные  познания, по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена  экспертиза;

• претензия к исполнителю  работы по выполнению требований Закона (при нарушении сроков или обнаружении  недостатков выполненной работы) с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии исполнителю работы;

• ответ на претензию  исполнителя;

• доказательства, подтверждающие убытки потребителя вследствие нарушения  срока выполнения работы или недостатка выполненной работы.

Таким образом, процессуальные особенности рассмотрения дел о  нарушении прав потребителей выступают  на стороне потребителя.

Законодательство допускает  возможность участия общественных организаций в отстаивании интересов  потребителей, в том числе на правах незаинтересованных лиц. Общественные организации могут вступать в  судебные разбирательства на любой  стадии, при этом рассмотрение дела начинается с самого начала.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Судебное решение по делам о защите прав потребителей.

 

3.1. Содержание судебного решения по гражданским делам о защите прав потребителей

После рассмотрения дела по существу по правилам, предусмотренным ГПК РФ, суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ст. 195 ГПК)

Согласно ст. 198 ГПК содержание решения суда состоит из 4 частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

В вводной части решения  суда должны быть указаны дата и  место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в  деле, их представители, предмет спора  или заявленное требование (п.1 ст. 198 ГПК)

Описательная часть решения  суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика  и объяснения других лиц, участвующих в деле (п. 2 ст. 198 ГПК)

В мотивировочной части решения  суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым  суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. 

В случае отказа в иске в  связи с признанием неуважительными  причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд  в мотивировочной части решения  суда указывается только на установление судом данных обстоятельств (п. 3 ст. 198 ГПК)

Резолютивная часть решения  суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью  или в части, указание на распределение  судебных расходов, срок и порядок  обжалования решения суда.

В соответствии со ст. 198 ГПК, решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.

 

3.2. Апелляционное  и кассационное обжалование решений  суда по гражданским делам  о защите прав потребителей

 

Согласно ст. 209 ГПК РФ принятое по результатам рассмотрения дела решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное  или кассационное обжалование, если оно не было обжаловано.

В случае подачи апелляционной  жалобы решение мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если решением районного суда отменено или изменено решение мирового судьи и принято  новое решение, оно вступает в  законную силу немедленно.

Согласно ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции  вправе:

- оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения;

- изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение;

- отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.

В соответствии со ст. 329 ГПК  РФ второе право реализуется в  форме апелляционного решения, а  первое и третье - в форме определения. Оба акта суда апелляционной инстанции  вступают в законную силу со дня  принятия.

Основания для отмены или  изменения решения мирового судьи  в апелляционном порядке закреплены в ст. 330 ГПК РФ:

 При оставлении апелляционных  жалобы, представления без удовлетворения  суд обязан указать в определении  мотивы, по которым доводы жалобы, представления признаны неправильными  и не являющимися основанием  для отмены решения мирового  судьи.

В случае подачи кассационной жалобы на решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Порядок обжалования решения суда в порядке кассационного производства полностью регламентируется нормами гражданско-процессуального законодательства, закреплёнными в главе 41 ГПК.

Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет, что на решения  всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением  решений мировых судей, сторонами  и другими лицами, участвующими в  деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим  в деле, может быть принесено кассационное представление.

Содержание кассационных жалоб и представлений определяется ст. 378 ГПК. В содержании должны быть указаны: наименование суда, в который они подаются; наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; указание на судебные постановления, которые обжалуются; указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях; просьбу лица, подающего жалобу, представление.

Информация о работе Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей