Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и проанализировать процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.
Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие защиты прав потребителей, изучить законодательные основы, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей
2. Определить порядок рассмотрения судом производства по гражданским делам о защите прав потребителей;
3. Рассмотреть особенности производства дел о защите прав потребителей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей………………………………5
Понятие защиты прав потребителей………………………………………..5
Законодательные основы защиты прав потребителей…………………...7
Глава 2. Порядок рассмотрения дел о защите прав потребителей в гражданском судопроизводстве………………………………………………..12
2.1. Возбуждение дел о защите прав потребителей…………………………12
2.2. Подготовка дел о защите прав потребителей к судебному разбирательству…………………………………………………………………15
2.3. Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судебном заседании…………………………………………………………………………20
2.3.1. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей…………….20
2.3.2 Доказывание и доказательства в делах о защите прав потребителей…23
Глава III Судебное решение по делам о защите прав потребителей…..29
3.1. Содержание судебного решения по гражданским делам о защите прав..29 потребителей
3.2. Апелляционное и кассационное обжалование решений суда по гражданским делам о защите прав потребителей……………………………..30
3.3. Заочное решение в делах о защите прав потребителей…………………35
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

В законе ««О защите прав потребителей» даётся определение основных субъектов рассматриваемых правоотношений:

  •      потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или    приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  •     изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
  • исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
  • продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

 

Закон ««О защите прав потребителей» гарантирует следующие права потребителя:

  • Право потребителя на качественный товар.

Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю  товар, пригодный для целей, для  которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец, при заключении договора, был поставлен потребителем в известность о конкретных целях  приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный  для использования в соответствии  с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если стандартом предусмотрены  обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю  товар, соответствующий этим требованиям.

  • Следующее право потребителя вытекает из права и обязанности изготовителя (продавца)  в области установления срока службы, срока  годности товара, а также гарантийного срока на товар (статья 5 Закона "О защите прав потребителей")

На товар, предназначенный  для длительного использования, изготовитель вправе установить срок службы - период, в течение которого  изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

На продукты питания, парфюмерно-косметические  товары, медикаменты, товары бытовой  химии и иные подобные товары изготовитель обязан установить срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации. 

Продажа товаров по истечении  установленного срока годности, а  также товара, на который должен быть установлен срок службы или годности, но не установлен, запрещается.

Изготовитель вправе устанавливать  на товар гарантийный срок - период в течение, которого в случае обнаружения  в товаре недостатка изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя.

  • Одним из важнейших прав потребителей является право потребителя на безопасность товара. Данное право предусмотрено ст. 7 Закона

Потребитель имеет право  на то, чтобы товар при обычных  условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был  безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются  в порядке,  определяемом законом.

  • Право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Это право потребителя предусмотрено статьей 8 Закона.

Потребитель вправе потребовать  предоставления необходимой и достоверной  информации об изготовителе (продавце)  и о товаре. Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставить потребителю информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

  • Право потребителя на информацию о режиме работы продавца. Режим работы продавца доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.
  • Право потребителей на просвещение. Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; для осуществления потребителем права на информацию о товаре, его изготовителе, продавце.

Глава 2. Порядок рассмотрения дел о защите прав потребителей в гражданском судопроизводстве

2.1.    Возбуждение  дел о защите прав потребителей

 

В соответствии  со ст. 11 Гражданского  Кодекса РФ (далее - ГК) защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это  является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 46).  Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя  по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью  товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять  иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах  неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона).

По общему правилу предъявление исков осуществляется по месту нахождения (жительства) ответчика. Однако Закон  устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель вправе по своему выбору обратиться в суд по своему месту жительства, по месту нахождения (жительства) ответчика или по месту  причинения вреда (ч. 2 ст. 17 Закона).

Тем не менее, выбор суда зависит не только от усмотрения потребителя, но и от некоторых других обстоятельств: содержания нарушенного права, время нарушения (в период гарантийного срока или после), лица, несущего ответственность в конкретных обстоятельствах.

Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя. На практике потребитель  чаще обращается сначала к продавцу, изготовителю с обоснованным требованием. Вместе с тем, по некоторым услугам  законодательством предусмотрено  обязательное предъявление претензий (например, по спорам, вытекающим из договоров перевозки).

Для реализации права на обращение за судебной защитой необходимо, во-первых, наличие определенных предпосылок  и, во-вторых, соблюдение всех предпосылок.

Следовательно, принимая исковое  заявление от обратившегося к нему лица, судья должен, прежде всего, убедиться в том, есть ли те предпосылки, о которых далее пойдет речь.

  1. Лицо, предположительно являющееся обладателем спорного права или охраняемого законом интереса, самостоятельно обратившееся в суд за их защитой, либо в интересах которого имеет место такое обращение другим уполномоченным на то субъектом, иначе истец, должен обладать процессуальной правоспособностью, т.е. способностью быть стороной в процессе. Гражданская процессуальная правоспособность - это способность иметь гражданские процессуальные права и нести обязанности (ст. 36 ГПК РФ).
  2. Вторая важная предпосылка заключается в том, что заявление, с которым обращаются за судебной защитой, подлежит рассмотрению судами общей юрисдикции первой инстанции. Иными словами, дело должно быть подведомственно этим судам.
  3. Отсутствие вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или отсутствие вступившего в законную силу определения суда о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска, либо утверждение мирового соглашения между сторонами, а также отсутствие в производстве суда тождественного спора.

4.       Четвертая предпосылка, имеющая, как и третья, негативный характер, заключается в том, что для наличия права на предъявление иска в суд необходимо, чтобы не было ставшего обязательным для сторон, вынесенного по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения третейского суда (за исключением случаев, когда суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или возвратил дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение, но рассмотрение дела в том же третейском суде оказалось невозможным)

Важным условием реализации права на обращение в суд является

соблюдение требований о  форме и содержании искового заявления.

В частности, в иске указывается: наименование суда, фамилия, имя, отчество потребителя, его адрес, наименование и место нахождения ответчика, требования потребителя.

В случае предъявления иска, подлежащего оценке, в заявлении  должна быть указана его цена. Она  определяется по правилам ч. 1 ст. 91 ГПК  РФ и указывается истцом, но в  случае явного несоответствия указанной  цены действительной стоимости имущества  цену иска определяет судья при принятии искового заявления (ч. 2 ст. 91 ГПК РФ).

Вопросы и подсудности  дел о защите прав потребителей регулируется нормами Закона и Гражданским процессуальным кодексом РФ. Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей, установленных законом на момент подачи заявления, по общему правилу подсудны мировому судье, а при цене иска свыше указанного размера - районному суду.

При обращении в суд  необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций  защищаются лишь в течение определенного  срока исковой давности. ГК РФ в ст. 196, 197 предусматривает общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.

От сроков исковой давности следует отличать другие сроки, устанавливаемые  законодательством, в частности  сроки для осуществления самого права. Истечение этих сроков, называемых пресекательными, означает утрату права  на определенное требование. Эти сроки, как правило, не могут быть продлены или восстановлены, порядок их исчисления отличается от порядка исчисления сроков исковой давности. К этим срокам относятся гарантийные сроки, сроки годности и службы, другие сроки, предусмотренные ст. 18 и другими статьями Закона «О защите прав потребителей». Если сроки исковой давности Законом не установлены, они определяются в соответствии с ГК РФ.

На некоторые требования исковая давность вообще не распространяется (ст. 208 ГК РФ). В частности, это относится  к требованиям вкладчиков к банку  о выдаче вкладов, к требованиям  о возмещении вреда, причиненного жизни  или здоровью гражданина.

Спецификой дел о защите прав потребителей является то, что  в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребители по искам, связанным  с нарушением их прав, а также иные субъекты права, уполномоченные обращаться в суд с иском (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы)) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

 

2.2. Подготовка  дел о защите прав потребителей  к судебному разбирательству

 

До рассмотрения дела по существу суд в обязательном порядке  должен подготовить его к судебному  разбирательству. Данная стадия судопроизводства имеет большое значение для обеспечения всестороннего и быстрого рассмотрения дела, вынесения обоснованного и законного решения. Учитывая указанные обстоятельства, в ГПК РФ регулированию этих вопросов посвящена специальная глава 14, подробно регламентирующая действия всех участников процесса. Неправильная организация процесса подготовки дела к судебному разбирательству может негативно сказаться как на скорость и качество рассмотрения дела, так и на авторитете правосудия в целом.

В соответствии со ст. 147 ГПК  РФ после принятия заявления судья  выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству  и указывает действия, которые  следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки  совершения этих действий для обеспечения  правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.

Подготовка к судебному  разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей.

Задачи этой стадии процесса определены ст. 148 ГПК РФ следующим  образом:

  • уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;

Стороны могут заблуждаться относительно тех фактов, которые  входят в предмет доказывания. При  таком положении судья на основе норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, разъясняет им, какие фактические обстоятельства относятся к предмету доказывания  и какие из них обязана доказывать та или иная сторона. Необходимо отметить, что закон не предусматривает  специальной формы, в которой  отражаются действия судьи по определению  предмета доказывания и разъяснению  сторонам их места и роли в доказывании  обстоятельств, имеющих значение для  правильного разрешения дела. Однако важность в фиксации таких процессуальных действий очевидна, поскольку они  носят обязательный для сторон характер в рамках требования закона о распределении обязанностей по доказыванию.

  • определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон;

Определение правоотношений сторон и закона, которым следует  руководствоваться. Невозможно установить предмет доказывания без четкого  определения правоотношения сторон и того материального закона, который  регулирует эти конкретные отношения.

Информация о работе Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей