Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:11, курсовая работа
Согласно ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации(далее Конституции РФ) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод . Право на судебную защиту реализуется через совокупность процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав граждан. Одним из таких процессуальных средств является установленная разделом IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) возможность исправления, в частности в порядке надзора, судебных ошибок путем пересмотра решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу .
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..............3
ГЛАВА 1 Возбуждение надзорного производства по гражданским делам…………6
1.1 Возникновение и развитие судебного надзора в РФ……………………….…6
1.2 Лица, имеющие право подавать надзорную жалобу, представления……....16
1.3 Порядок подачи и содержание надзорной жалобы или представления прокурора……………………………………………………………………………………....18
ГЛАВА 2 Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции…………………………………………………………………………22
2.1 Рассмотрение надзорной жалобы и дела, истребованного в суд надзорной инстанции…………………………………………………………………………………...…22
2.2 Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение постановления ……….24
2.3 Полномочия суда надзорной инстанции………………………………..........27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………32
5) на вступившие в законную
силу решения и определения
Верховного Суда РФ, принятые
им по первой инстанции; на
определения Кассационной
Согласно ст. 378 ГПК РФ они должны содержать17:
1) наименование суда, в который они адресуются;
2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
В надзорной жалобе или представлении
прокурора на вынесенное в надзорном
порядке определение Судебной коллегии
по гражданским делам Верховного
Суда РФ или Военной коллегии Верховного
Суда РФ должно быть указано, в чем
состоит нарушение единства судебной
практики, и должны быть приведены
соответствующие обоснования
В надзорной жалобе обязательно указывается, в чем состоит существенность нарушения норм материального или процессуального права. На данное положение обращено внимание в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»18: основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными. В связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 378 ГПК РФ требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона.
Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано уполномоченным на то прокурором (ч. 4 ст. 377 ГПК РФ).
К надзорной жалобе или представлению
прокурора прилагаются
ВЫВОД: Судебный надзор – это функция суда, направленная на проверку законности и обоснованности вступивших в силу постановлений нижестоящих судов, исправление их ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой с целью обеспечения строгой законности правосудия.
Подача надзорной жалобы или представления прокурора в суд надзорной инстанции еще не влечет возбуждения надзорного производства.
Только после их предварительной
проверки на соответствие закону приемлемые
обращения рассматриваются
В надзорном производстве можно выделить следующие этапы: изучение надзорной жалобы или представления прокурора на предмет их приемлемости; рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора по существу; изучение истребованного дела по надзорной жалобе или представлению прокурора; рассмотрение дела по существу судом надзорной инстанции. На каждом этапе надзорного производства судьей (судом) осуществляются процессуальные действия, направленные на достижение предусмотренного процессуальным законом результата, который определяется основаниями их совершения.
2. Процессуальный порядок
2.1 Рассмотрение надзорной жалобы и дела, истребованного в суд надзорной инстанции
После поступления в суд надзорной инстанции надзорная жалоба по поручению председателя соответствующего суда или его заместителя передается на рассмотрение судьи данного суда.
Судья первоначально изучает жалобу
и вправе возвратить ее без рассмотрения
по существу в течение десяти дней
со дня поступления в суд
– до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
– жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ.
Как разъяснено в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», судья, которому в соответствии со ст. 379 ГПК РФ переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора, должен проверять, указано ли в жалобе или представлении, нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании ст. 380 ГПК РФ должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по существу.
В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ – не более чем два месяца. По результатам рассмотрения надзорной жалобы судья выносит определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления либо об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу. В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве19.
Председатель соответствующего суда либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае они выносят свое определение об истребовании дела.
Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда РФ – не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев. По результатам рассмотрения дела судья выносит одно из двух определений: об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции либо о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы по существу в суд надзорной инстанции. Однако председатель соответствующего суда и его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
В случае передачи дела на рассмотрение суда надзорной инстанции лицам, участвующим в деле, направляются копии соответствующего определения суда и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.
Следует иметь в виду правила ст. 389 ГПК РФ, согласно которым председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности. По смыслу закона такое представление может быть внесено и при отсутствии обращения участвующих в деле лиц без соблюдения общего порядка подачи и рассмотрения надзорных жалоб20.
2.2 Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения
Если пересмотр не вступивших в
законную силу решений и определений
суда первой инстанции допускается
в единственной кассационной инстанции,
то в порядке надзора дело может
«пройти» всю систему судов, поступая
из одной инстанции в другую. По
общему правилу такое движение должно
быть последовательно восходящим, т.е.
после нижестоящей надзорной
инстанции допускается
Поскольку суд надзорной инстанции
выполняет функции контроля, то дела
рассматриваются постоянными
Судья, участвующий в рассмотрении дела по первой или второй инстанции, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции (ст. 17 ГПК РФ).
Судебное заседание надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:
– должностное лицо, органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.
В подготовительной части заседания
председательствующий выясняет, кто
из лиц, извещенных о времени и
месте рассмотрения дела, явился в
заседание, объявляет состав суда, после
чего решается вопрос об отводах. Затем
приглашенным в заседание лицам
разъясняются их права и обязанности.
Далее суд обсуждает
Вторая часть заседания – рассмотрение материалов дела – начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику21.
Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу или представление прокурора, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.
По результатам рассмотрения дела
суд надзорной инстанции
Информация о работе Надзорное производство в гражданском процессе