Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:11, курсовая работа
Согласно ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации(далее Конституции РФ) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод . Право на судебную защиту реализуется через совокупность процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав граждан. Одним из таких процессуальных средств является установленная разделом IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) возможность исправления, в частности в порядке надзора, судебных ошибок путем пересмотра решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу .
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..............3
ГЛАВА 1 Возбуждение надзорного производства по гражданским делам…………6
1.1 Возникновение и развитие судебного надзора в РФ……………………….…6
1.2 Лица, имеющие право подавать надзорную жалобу, представления……....16
1.3 Порядок подачи и содержание надзорной жалобы или представления прокурора……………………………………………………………………………………....18
ГЛАВА 2 Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции…………………………………………………………………………22
2.1 Рассмотрение надзорной жалобы и дела, истребованного в суд надзорной инстанции…………………………………………………………………………………...…22
2.2 Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение постановления ……….24
2.3 Полномочия суда надзорной инстанции………………………………..........27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Возбуждение надзорного производства по гражданским делам…………6
1.1 Возникновение и развитие
судебного надзора в РФ……………………
1.2 Лица, имеющие право подавать надзорную жалобу, представления……....16
1.3 Порядок подачи и содержание надзорной
жалобы или представления прокурора………………………………………………………
ГЛАВА 2 Процессуальный порядок рассмотрения
гражданских дел судом
2.1 Рассмотрение надзорной
жалобы и дела, истребованного в суд надзорной
инстанции………………………………………………………
2.2 Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение постановления ……….24
2.3 Полномочия суда надзорной инстанции……………………………….........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………32
Введение
Согласно ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации(далее Конституции РФ) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод1. Право на судебную защиту реализуется через совокупность процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав граждан. Одним из таких процессуальных средств является установленная разделом IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) возможность исправления, в частности в порядке надзора, судебных ошибок путем пересмотра решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу2.
Существенной особенностью ранее действующего надзорного производства было то, что поводом к его возбуждению могла быть любая информация, поступившая к должностным лицам суда или прокуратуры, а основанием возбуждения дела в суде - протесты управомоченных должностных лиц. Протест приносился формально прокурором, председателем суда субъекта Федерации, Генеральным прокурором РФ, Председателем Верховного Суда РФ и их заместителями на основе проверки материалов вне рамок судопроизводства; порядок проверки ГПК не предусматривался. В новом процессуальном кодексе установлен единообразный порядок возбуждения надзорного производства: отменен протест должностных лиц; прокурор вправе обратиться в надзорную инстанцию с представлением, а должностные лица суда таким правом, как правило, не обладают; установлено право на обращение непосредственно в суд надзорной инстанции, и регламентируется весьма подробно порядок и условия возбуждения надзорного производства.
Со времени принятия ГПК РФ возникло
множество теоретических и
Данные вопросы имеют важное значение для науки и практики, поскольку верное решение позволит точно определить правовое положение лиц, обращающихся в суд надзорной инстанции, что будет способствовать достижению конституционных задач гражданского судопроизводства и производства в суде надзорной инстанции – правильное и своевременное рассмотрение надзорных жалоб, представлений прокурора и дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Актуальность темы курсовой работы В российском гражданском процессе и именно в надзорном производстве, несмотря на его постоянное реформирование, существует целый ряд проблем, которые все еще необходимо привести в соответствие с Европейской конвенцией по правам человека и практикой Европейского суда.
Объект исследования: надзорное производство в гражданском процессе.
Предметом изучения являются новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел в надзорной инстанции гражданского процесса.
Задачами курсовой работы являются:
–рассмотреть историческую ретроспективу
судебного надзора в Российской Федерации,
–рассмотреть особенности возбуждения
судебно-надзорного производства по гражданскими
делам,
–перечислить основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора,
–проанализировать порядок рассмотрения
дела в суде надзорной инстанции,
–собственно обозначить полномочия
суда надзорной инстанции.
Цель исследования – анализ и исследование
проблем, возникающих в процессе рассмотрения
гражданских дел в суде надзорной инстанции.
При подготовке и написании курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия по курсу гражданского процессуального права, научные статьи, монографии, комментарии к ГПК РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ и судебная практика, а также справочно-правовая система «Консультант: Высшая школа».
Структура работы включает введение, две основные главы, разделенные на подпункты, заключение, список источников и литературы.
1. Возбуждение судебно-
1.1 Возникновение и развитие
судебного надзора в
Институт пересмотра дел в порядке судебного надзора прошел сложный путь развития. Впервые идея создания в стране единого верховного судебного контроля законодательно была выражена в Декрете о суде от 7 марта 1918 г. №2, но ее реализация относится к 10 марта 1921 г., когда Декретом ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о высшем судебном контроле. Осуществление высшего судебного контроля первоначально возлагалось на Народный комиссариат юстиции РСФСР, который должен был пересматривать дела по требованию центральных, областных, губернских органов власти, а также по собственной инициативе. Таким образом, вначале высший судебный контроль складывался как централизованный порядок пересмотра по инициативе органов государственной власти вступивших в законную силу решений, противоречащих нормам советского права и общей политике правительства.
Вскоре функция надзора отошла к компетенции образованного Верховного Суда РСФСР, а с 1923 г. ее реализация была поручена также Верховному Суду СССР. Пленарное заседание Верховного Суда СССР получило право пересматривать в порядке надзора постановления Верховных судов союзных республик. Так, на первом этапе развития, к 1925 г. в СССР сложилась централизованная система судебного надзора3.
В дальнейшем развитие рассматриваемого института шло по пути децентрализации и расширения круга лиц, которые имели право приносить протесты на акты правосудия, вступившие в законную силу. Законом о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г. судебный надзор был сосредоточен в ведении Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик. Возврат к децентрализованной системе судебного надзора был осуществлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. «Об образовании президиумов в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей». Основные положения Указа, предоставившего надзорные полномочия судам так называемого среднего звена, были восприняты процессуальным законодательством, где действуют и в настоящее время, но с существенными коррективами, внесенными впоследствии.
Главная особенность судебного
надзора состоит в том, что
он является способом пересмотра вступивших
в законную силу актов правосудия.
Он призван решать одну из самых
важных задач гражданского судопроизводства
и гарантировать правильность осуществления
правосудия в стране. Это обстоятельство
дает возможность понять причины
постоянной заботы законодателя о последовательном
совершенствовании судебного
Таким образом, судебный надзор – это функция суда, направленная на проверку законности и обоснованности вступивших в силу постановлений нижестоящих судов, исправление их ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой с целью обеспечения строгой законности правосудия4.
При понимании существа надзорного пересмотра важно иметь в виду отличия объектов надзорного и кассационного пересмотра.
Объект судебно-надзорного пересмотра
шире объекта кассационного
– во-первых, предметом кассационного
обжалования служат только решения и определения
суда первой инстанции, а в надзорном порядке
допускается опротестование решений,
определений и постановлений судов
любой инстанции;
– во-вторых, по делу вследствие неоднократной
отмены решений с направлением его на
новое рассмотрение может состояться
несколько судебных актов, однако возможность
кассационного обжалования
касается только последнего решения, еще
не вступившего в законную силу. Законность
и обоснованность ранее отмененных решений
кассационная инстанция не проверяет.
В надзорном же порядке проверяются все
состоявшиеся по делу решения, определения
и постановления.
Остановимся подробнее на рассмотрении вопроса о моменте возбуждения надзорного производства, обозначенного во введении данной курсовой работы.
Данные вопросы имеют важное значение для науки и практики, поскольку верное решение позволит точно определить правовое положение лиц, обращающихся в суд надзорной инстанции, что будет способствовать достижению конституционных задач гражданского судопроизводства и производства в суде надзорной инстанции – правильное и своевременное рассмотрение надзорных жалоб, представлений прокурора и дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Одни ученые утверждают, что началом производства в суде надзорной инстанции следует считать момент разрешения вопроса о принятии надзорной жалобы или представления прокурора к производству5. Соответственно они выделяют три этапа:
1) разрешение вопросов о приемлемости надзорной жалобы и представления прокурора;
2) выявление оснований к отмене судебных постановлений в порядке надзора (по жалобе и истребованному делу);
3) непосредственная
проверка судом надзорной инстанции судебных
постановлений.
Другие полагают, что надзорное производство
включает только два этапа:
1) возбуждение надзорного производства и подготовительные действия к предстоящему судебному заседанию;
2) непосредственный
пересмотр судебного решения в надзорной
инстанции и принятие по нему решения
по существу. Их суждение основано на буквальном
содержании норм, регулирующих производство
в суде
надзорной инстанции, поэтому делают вывод
о его возбуждении с момента вынесения
постановления судьи, изучавшего надзорную
жалобу (представление прокурора), о передаче
ее на рассмотрение суда надзорной
инстанции6.
Примечательно, что ранее в теории высказывались схожие точки зрения относительно определения момента возбуждения надзорного производства и его периодизации.
Первая заключалась в том, что началом надзорного производства считался момент принятия должностным лицом суда или прокуратуры надзорной жалобы или иного обращения, содержащего сомнение в законности судебного постановления, вступившего в законную силу.
Согласно второй точке зрения началом надзорного производства является принесение протеста в порядке надзора. Данный подход к определению начала надзорного производства основывался на толковании статьи 319 ГПК РСФСР, устанавливающей, что вступившие в законную силу решения, определения и постановления всех судов РСФСР могли быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам должностных лиц, перечисленных в статье 320 ГПК РСФСР.
Ранее дискуссия о начале надзорного производства была развернута в связи с отсутствием в советском процессуальном законодательстве норм, регламентирующих порядок подачи надзорных жалоб и заявлений, а также деятельность судьи (суда) по их рассмотрению.
Действующее процессуальное законодательство предусматривает инициирование проверки в порядке надзора по обращениям лиц, участвующих в деле, а также лиц, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Однако при этом полемика относительно
момента возбуждения
Данной проблемы не существует в
арбитражном процессе, поскольку
Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации (далее – АПК
РФ) содержит нормы о вынесении
процессуального документа
Информация о работе Надзорное производство в гражданском процессе