Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 09:27, курсовая работа
Цель данной работы является определение круга нормативных актов регулирующих правоотношения, возникающие при исполнении судебных актов и актов иных органов, выявление общих тенденций в развитии и совершенствовании нормативной базы исполнительного производства.
Задачами исследования являются:
o определения понятия исполнительного производства как комплексного правового образования;
o анализ правоотношений, возникающих при исполнении судебных актов и актов иных органов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ПРОЦЕССА 5
1.1. Сущность исполнительного производства 5
1.2. Участники исполнительного производства 8
1.3. Исполнительные документы 13
ГЛАВА 2: МЕХАНИЗМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 16
2.1. Стадии и меры исполнительного производства 16
2.2. Приостановление, возобновление, прекращение, окончание
исполнительного производства 19
2.3. Защита прав взыскателя и должника в исполнительном
производстве 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ПРОЦЕССА
1.1. Сущность
исполнительного производства
1.2. Участники исполнительного производства 8
1.3. Исполнительные
документы
ГЛАВА 2: МЕХАНИЗМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 16
2.1. Стадии и меры исполнительного производства 16
2.2. Приостановление, возобновление, прекращение, окончание
исполнительного
производства
2.3. Защита прав взыскателя и должника в исполнительном
производстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
34
ВВЕДЕНИЕ
В курсовой работе на тему: «Исполнительное производство в гражданском процессе» проведено исследование стадии исполнения в области гражданско-процессуального права.
В ходе написания курсовой работы были рассмотрены наиболее важные положения, касающиеся вопросов об исполнительном производстве.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по федеральным законам «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле над процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов.
Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неизбежность имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте.
В данной курсовой работе охарактеризована стадия исполнения гражданского процесса. Где раскрываются такие вопросы, как деятельность судебных приставов-исполнителей, субъекты стадии исполнения судебных актов, исполнительные документы, исполнительные действия, совершаемые субъектами в стадии исполнения.
Предметом исследования является законодательство в сфере исполнительного производства, проблемы исполнительного производства.
Цель данной работы является определение круга нормативных актов регулирующих правоотношения, возникающие при исполнении судебных актов и актов иных органов, выявление общих тенденций в развитии и совершенствовании нормативной базы исполнительного производства.
Задачами исследования являются:
В качестве методов использовались: теоретические – анализ литературы, архивных материалов и документации, а также математические, как способ обработки материалов.
Новизна
исследования заключатся в том
что, произошла реформа исполнительного
производства, вступили в действия
новые Федеральные законы РФ
«Об исполнительном производстве»
и «О судебных приставах»,
которые внесли существенные
изменения в порядок принудительной
реализации актов юрисдикционных
органов. В то же время
продолжает действовать ряд
положений старого законодательства.
Постоянно принимаются новые
нормативные акты, которые затрагивают
отдельные вопросы исполнительного
производства. Все это предопределяет
новизну исследования.
ГЛАВА 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов1.
Стадия исполнения является заключительной и обязательной стадией гражданского процесса. Во-первых, она является следствием рассмотрения и разрешения гражданского дела, и, во-вторых, защита субъективных гражданских прав и законных интересов находит в ней свое реальное воплощение.
Конечной
целью рассмотрения любого гражданского
дела является постановление законного
и обоснованного судебного
Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об исполнительном производстве"2, который является основным нормативным актом, регулирующем процессуальную деятельность в стадии исполнения до принятия нового Гражданского процессуального кодекса 3 РФ. Статья 1 Закона определяет сферу его действия, условия и порядок Принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения. Этим самым Федеральный закон "Об исполнительном производстве" распространяет свое действие на исполнение постановлений всех правоприменительных органов, осуществляющих защиту субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Исполнение нельзя рассматривать только как применение мер принудительного характера, направленных на выполнение должником возложенных на него обязанностей. Применение мер принудительного характера как правовая гарантия исполнения не подменяет собой возможность добровольного исполнения, которое прямо предусмотрено законодателем.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения, который не может превышать 5 дней, по истечении которого исполнение производится в принудительном порядке с взысканием с должника исполнительского сбора и всех расходов по совершению исполнительных действий. Добровольное исполнение касается и случаев немедленного исполнения, но добровольность исполнения возможна во всяком положении дела и зависит от воли субъекта обязательства.
Одновременно с Законом "Об исполнительном производстве" был принят Федеральный закон "О судебных приставах"4, которым создана совершенно новая структура должностных лиц - подразделения судебных приставов, входящие в единую систему органов Министерства юстиции РФ. Согласно этому Закону судебные приставы подразделяются на две ветви: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности всех судебных органов Российской Федерации, и судебные приставы-исполнители, которые обеспечивают принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов.
Отношения, возникающие в исполнительном производстве, регулируются не только этими нормативными актами, но и иными федеральными законами, устанавливающими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К ним, в частности, следует отнести законы, которыми в Закон об исполнительном производстве будут вноситься соответствующие изменения и дополнения, ГПК (разд. V), Арбитражный процессуальный кодекс5 (разд. IV), Гражданский кодекс6 (нормы, регламентирующие порядок проведения торгов, — ст. 448, 449), Семейный кодекс7, Налоговый кодекс 8, Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже»9 и др.
Суммируя
все вышесказанное, мы пришли к выводу,
что исполнение – это стадия гражданского
и арбитражного процессов, представляющая
собой совокупность процессуальных действий
органов исполнения и всех лиц, участвующих
в исполнении, по добровольному и принудительному
осуществлению (реализации) субъективных
гражданских прав и законных интересов,
подтвержденных постановлениями судов
общей юрисдикции и арбитражных судов,
а также иных юрисдикционных органов.
1.2. Участники исполнительного производства
Участники исполнительного производства в гражданском процессе подразделяются на четыре большие группы.
1. Органы
принудительного исполнения в лице судебных
приставов-исполнителей и в целом всей
службы судебных приставов в той мере,
в какой ее отдельные должностные лица
наделены
полномочиями по разрешению вопросов
в стадии исполнительного производства.
2. Суд как участник исполнительного производства. Организационное отнесение исполнительного производства к ведению органов исполнительной власти не снимает с судов целого ряда существенных полномочий по решению вопросов его развития, начиная с выдачи исполнительного листа, заканчивая прекращением исполнительного производства.
Участие суда в исполнительном производстве может быть сведено в основном к следующему.
Во-первых, на суд возлагается разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения.
Во-вторых,
судебные приставы-исполнители
В-третьих, в компетенции суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например выдача исполнительного листа либо возможность выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту, решение вопросов восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к взысканию, разъяснение судебного акта для целей его исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения, поворот исполнения решения, отложение, приостановление, прекращение исполнительных действий и целый ряд других вопросов в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и ГПК.
В-четвертых, суд осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава. Жалобы заинтересованных лиц на их действия и постановления подаются в суд с учетом вида исполнительного документа.
После введения в действие нового АПК возник положительный конфликт подведомственности. АПК изменил правила подведомственности, в том числе и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. В частности, в ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК в основу разграничения предметов ведения с судами общей юрисдикции положен не критерий "кем выдан исполнительный документ", а, прежде всего, предметный критерий - спор должен быть связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью. В этом плане в сферу подведомственности арбитражных судов с точки зрения подходов нового АПК подпали споры в сфере исполнительного производства, связанные с исполнением не только исполнительных документов, выданных арбитражными судами, но и других исполнительных документов, которые затрагивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности указанные в пп. 5 и 6 п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Информация о работе Исполнительное производство в гражданском процессе