Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – комплексный анализ особенностей защиты прав граждан на социальное обеспечение в административном и судебном порядке. Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть и охарактеризовать основные способы административной защиты
3
нарушенных социальных прав граждан;
- раскрыть порядок принятия и рассмотрения жалоб граждан в органах социального обеспечения и социальной защиты;
- проанализировать основные особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и социальной защиты;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ
ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ВИДЫ 10 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В
СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 15 3.1. Организация работы органов социального обеспечения и социальной
защиты с обращениями граждан 15
3.2. Рассмотрение и разрешение писем граждан 19
3.3. Сроки рассмотрения писем граждан и контроль за своевременным
их рассмотрением 21
3.4. Анализ обращений граждан 22 4. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

   В охранительных правоотношениях  в качестве субъектов выступают: граждане; органы, организации и  учреждения, предоставляющие обеспечение; юрисдикционные органы.

   Граждане обладают правомочиями  требовать восстановления нарушенных  прав и возмещения причиненного  ущерба. В свою очередь, юрисдикционные  органы обязаны удовлетворить  законные требования граждан  и потребовать от виновных  в нарушениях прав граждан органов, организаций и учреждений восстановить эти права, возместить причиненный ущерб.

   Обязанности органов, организаций  и учреждений заключаются в  выполнении решений, вынесенных  юрисдикционными органами.

   Большое значение имеет  вопрос о моменте возникновения охранительных правоотношений. Момент возникновения охранительных правоотношений

                                                                 8

зависит от того, когда произошло нарушение прав граждан и когда имело место обращение гражданина за защитой его прав. В одних случаях это происходит на стадии подготовки к обращению за защитой его прав. В одних случаях это происходит на стадии подготовки к обращению за обеспечением, в других – обращения за обеспечением, т.е. в процедурных правоотношениях. В третьих случаях обращение граждан за защитой своих прав происходит в материальных правоотношениях. Тогда и возникает охранительное правоотношение. При этом оно может существовать как наряду с процедурными и материальными правоотношениями, так и без них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                                                               9

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ИХ ВИДЫ

 

   Споры по вопросам социального обеспечения, заявленный гражданином и переданный на рассмотрение юрисдикционного органа, следует называть спором, связанным с защитой права на социальное обеспечение[6, с 234 ].

   Возникает указанный спор  при заявлении гражданина о  наличии правоотношения по социальному обеспечению между спорящими субъектами и о том, что органом социального обеспечения нарушено или оспорено его право на определенный вид социального обеспечения.

   Характерными признаками  спора по защите права на  социальное обеспечение являются:

  1. Возникает из правоотношений, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения;
  2. Предметом спора является материальное благо, предоставляемое гражданину в порядке социального обеспечения в денежной или “натуральной форме”;
  3. Сторонами спора выступают с одной стороны физическое лицо, а с другой стороны – орган социального обеспечения.

При этом в качестве органа социального обеспечения всегда выступает государственный либо любой другой допускаемый государством орган, обязанный предоставить социальное обеспечение.

   Классифицировать споры  по вопросам социального обеспечения  можно по следующим основаниям:

- по субъективному составу;

- по субъекту, инициирующему спор;

- по виду спорного правоотношения;                                                                                                                                                                                                                         - по характеру требований, содержащихся в обращении в юрисдикционный орган.

                                                             10

   Представляется, что наибольшее  практическое значение имеет  подразделение споров по вопросам  социального обеспечения по таким  критериям, как:

- субъективный состав;

- предмет судебной деятельности;

- вид социального обеспечения;

- порядок рассмотрения спора.

   По субъективному составу  споры подразделяются на споры  между гражданином, с одной стороны, и органами, осуществляющими социальное  обеспечение, с другой стороны. Такими органами являются органы социальной защиты населения, органы медико-социальной экспертизы, подразделения государственных внебюджетных фондов (ПФР, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), медицинские учреждения, социального обслуживания и др.

   По предмету судебной  деятельности можно выделить:

- споры, связанные с установлением  юридических фактов;

- споры, связанные с реализацией  права на тот или иной вид  социального обеспечения;

- споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, в том числе, в связи с возмещением ущерба, причиненного сторонами правоотношений.

   В зависимости от вида  социального обеспечения все споры можно подразделить на споры, возникающие из правоотношений по  поводу денежных выплат по системе социального обеспечения и споры, возникающие из правоотношений по поводу социального обеспечения в “натуральной форме”.

   При этом первая группа  включает в себя споры возникающие:

- из пенсионных правоотношений;

- из правоотношений по обеспечению пособиями и компенсациями;

- из правоотношений по обеспечению  страховыми выплатами, пострадавших  на производстве и их семей.

                                                                  11

   Споры из пенсионных отношений, в свою очередь, можно классифицировать на споры, возникающие:

  1. По поводу трудовых пенсий:

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.

2. По поводу государственного  пенсионного обеспечения:

- за выслугу лет;

- по старости;

- по инвалидности;

- социальной пенсии.

   Споры из правоотношений  по обеспечению пособиями и  компенсациями:

- по поводу пособия по временной  нетрудоспособности;

- по поводу пособия по безработице;

- по поводу пособия на погребение;

- по поводу пособий в связи  с материнством, отцовством и  детством (по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком и т. д.);

- по поводу пособий супругам  военнослужащих;

- пособий вынужденным переселенцам  и беженцам;

- компенсационных выплат за  время вынужденного отпуска без  сохранения оплаты труда;

- пострадавшим от радиационных  и техногенных катастроф;                                                      

- матери за время отпуска  по уходу за ребенком до 3 лет;

- учащимся за время академического  отпуска по медицинским показаниям;

- приемной семье на детей, находящихся на воспитании  и др.

  Споры из правоотношений по обеспечению страховыми выплатами пострадавших на производстве и их семей подразделяются на

                                                          12

возникающие из правоотношений:

- по обеспечению пособием по  временной нетрудоспособности;

- по обеспечению единовременными  страховыми выплатами;

- обеспечению ежемесячными страховыми  выплатами.

   В зависимости от вида  социального обеспечения в “натуральной форме” споры подразделяются на возникающие в области предоставления:

- медицинской помощи и лечения;

- бесплатной или со скидкой  лекарственной помощи;

- санаторно-курортного лечения;

- стационарного или полустационарного  обслуживания, социальной помощи  на дому;

- содержания детей в детских  учреждениях;

- профессионального обучения и  трудоустройства инвалидов;

- транспортных средств инвалидам;

- протезно-ортопедической помощи;

- льгот по системе социального  обеспечения.

   В связи с принятием ФЗ ”О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации” в ближайшее время эти споры отдельной группой отойдут к спорам по поводу денежных выплат [ФЗ № 122 ].

   К сожалению на законодательном уровне процедура рассмотрения обращений граждан в административном порядке частично урегулирована только субъектами Российской Федерации. Действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68, а также Указ

                                                        13

Президиума Верховного Совета СССР от 02.02.88 имеют много недостатков и пробелов. В частности не гарантируется гражданину равное с госорганом процессуальное положение при рассмотрении спора, не решена проблема доказательств, инстанционности подачи обращения, принятия решения и т.д.

   Классификация по порядку  рассмотрения спора включает  в себя споры:

- разрешаемые в административном  порядке;

- разрешаемые в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

                           

                                                            14

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

   В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены гарантии прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,  потере кормильца, рождении и воспитании детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы. Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.

   Статьей 33 Конституции РФ  закреплено одно из фундаментальных  начал российского права, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: ”Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”[1, ст 33]. Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и представляет собой одну из основных гарантий защиты прав человека в сфере социального обеспечения.

   В соответствии с Конституцией  граждане Российской Федерации имеют право направлять  личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти  обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

 

3.1. Организация работы органов социального обеспечения и социальной защиты с обращениями граждан

 

   Граждане Российской Федерации  пишут письма в различные инстанции, но больше всего писем поступает в Министерство здравоохранения и социального развития. Чаще всего пишут люди пожилого возраста, от них

                                                        15

поступает более 70 % обращений. Пишут о своем наболевшем, о маленьких пенсиях, на которые невозможно прожить. Недовольны «северяне» - требуют начислить к рассчитанной по индивидуальному коэффициенту пенсии районный коэффициент. Много обращений в связи с принятием Закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» - люди считают несправедливым исключение из трудового стажа годы учебы, ухода за детьми, престарелыми и инвалидами. Много писем поступает о задержке пенсий и непогашенном долге. Иногда вместо пенсий в регионах предлагают получать товары, беспроцентные ссуды и т.д.

   Существует три основных  вида обращений о восстановлении нарушенного права: предложение, заявление, жалоба.

   Предложение – вид обращения, цель которого обратить внимание  на необходимость совершенствования  работы тех или иных социальных  органов, предприятий, учреждений, организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

   Заявление – вид обращения, направленный на реализацию представленных  законом субъективных прав и  интересов граждан. Выражая просьбу  личного или общественного характера, заявление может сигнализировать  и об определенных недостатках в деятельности органов социального обеспечения. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения возникшей проблемы.

Информация о работе Защита прав граждан в сфере социального обеспечения