Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – комплексный анализ особенностей защиты прав граждан на социальное обеспечение в административном и судебном порядке. Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть и охарактеризовать основные способы административной защиты
3
нарушенных социальных прав граждан;
- раскрыть порядок принятия и рассмотрения жалоб граждан в органах социального обеспечения и социальной защиты;
- проанализировать основные особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и социальной защиты;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ
ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ВИДЫ 10 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В
СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 15 3.1. Организация работы органов социального обеспечения и социальной
защиты с обращениями граждан 15
3.2. Рассмотрение и разрешение писем граждан 19
3.3. Сроки рассмотрения писем граждан и контроль за своевременным
их рассмотрением 21
3.4. Анализ обращений граждан 22 4. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

   Судебная власть в Российской  Федерации осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

   Соответственно судебную  защиту прав в форме конституционного  судопроизводства осуществляют  КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, в форме гражданского, административного и уголовного судопроизводства – суды общей юрисдикции, в форме гражданского и административного судопроизводства – арбитражные суды. При этом основную массу судебных дел составляют

                                                          23

гражданские дела, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, и арбитражными судами в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

   Особенность конституционных норм состоит в том, что обычно они реализуются в совокупности с другими нормами, поэтому возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений. Это относится и к нормам, закрепляющим конституционное право на судебную защиту, которое как субъективное право входит в состав комплекса сменяющих друг друга правоотношений. Соответственно,  не только в части обеспечения правильности судебных решений, но и в целом конституционные положения о праве на судебную защиту конкретизируются, прежде всего в нормах процессуального законодательства. Применительно к защите прав граждан в сфере социального обеспечения, такие нормы содержатся преимущественно в ГПК РФ и АПК РФ.

   При этом споры, разрешаемые  в судебном порядке можно разделить  на рассматриваемые в порядке искового производства и в порядке производства из публичных правоотношений. В тех случаях, когда гражданин обращается в суд с требованием о восстановлении нарушенного права на определенный вид социального обеспечения, возникает спор, связанный с защитой права на социальное обеспечение, который рассматривается в порядке производства из публичных правоотношений.

   В иных случаях, в частности, если спор инициируется органом  социального обеспечения либо  не связан с нарушением права  гражданина на определенный вид социального обеспечения, споры рассматриваются в порядке искового производства.

   Классификация споров призвана  обеспечить точное установление  юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки – выделить

наиболее существенные группы спорных правоотношений, и в дальнейшем

                                                               24

 подвергнуть  их наиболее  детальному изучению, на основании  чего разработать  практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          25

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Выступая гарантом социальных прав граждан, государство играет активную роль в жизни страны посредством последовательно проводимой социальной политики. Формирование устойчивого общества и единого социального пространства предполагает для граждан наличие политических, экономических и юридических гарантий в области социального обеспечения. Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, которые обеспечивают осуществление и охрану прав.

   Потребность в защите права на социальное обеспечение возникает, как правило, в случае его нарушения: если создаются препятствия на пути реализации, отказано в признании за лицом этого права, не исполняются обязанности по предоставлению права.

   Проведение настоящего исследования сформулировать ряд выводов и предложений по совершенствованию законодательства в области защиты права граждан на социальное обеспечение, которые отражены в соответствующих разделах работы. В их числе следующие выводы и предложения:

- необходимо обязать органы социального обеспечения в трехдневный срок сообщать гражданину об отказе в назначении определенного вида социального обеспечения, а также разъяснять возможность оспаривания данного решения в вышестоящий орган либо в суд с указанием сроков оспаривания;

- срок выдачи выписки из решения  необходимо также ограничить  тремя днями.

   Рассмотрение споров в  области социального обеспечения  в порядке производства из  публичных правоотношений более  приспособлено для своевременного  и правильного разрешения дел данной категории, с учетом субъективного состава, поскольку обращающиеся за судебной защитой

                                                             26

 граждане – это в основном  пенсионеры, инвалиды и т.п., т.е. люди, которым в исковом производстве достаточно сложно будет самостоятельно отстаивать свои интересы, заниматься сбором и представлением доказательств, а для получения квалифицированной юридической помощи средств у них нет.

   Вместе с тем срок обращения  за судебной защитой является неоправданно коротким. Негативные правовые последствия подлежащего оспариванию акта органа социального обеспечения часто становятся очевидными лишь спустя длительное время со дня фактического нарушения прав граждан. Кроме того, российскому менталитету (особенно пенсионерам) не свойственна оперативность в реализации гражданами права на судебную защиту. Поэтому, нам кажется, что увеличение указанного срока хотя бы до 6 месяцев в большей степени способствовало бы защите прав граждан, в том числе, и права на социальное обеспечение, поскольку нормы права социального обеспечения точно определяют вид, объем и порядок предоставления социального обеспечения гражданину, т.е. твердо регулируются нормами права, а потому не могут решаться соглашением сторон. В целях своевременного восстановления нарушенного права гражданина на социальное обеспечение представляется целесообразным рассмотрение судом вопроса о немедленном исполнении решения одновременно с принятием решения, поскольку пенсия, пособие, компенсация для большинства граждан являются единственным источником средств к существованию. Кроме того, в случае отмены исполненного решения по данной категории дел поворот исполнения допустим лишь в случаях, когда решение было вынесено на основании заведомо ложных сведений, представленных заявителем.

 

 

 

 

 

                                                        27

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция РФ [принята всенародном голосование 12 декабря 1993 г.]// Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.)
  3. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ  « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. ФЗ от 20 ноября 1990 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ»
  5. ФЗ от 31 июля 1995 г. № 119-«Об основах государственной службы РФ»
  6. Российская Федерация. Законы. О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан: федер. закон: [от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ, в ред. от 02.07.2013 г.]// Собр. Законодательства Рос. Федерации. -2011. - № 23. – Ст. 2366
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации ( ГК РФ)
  8. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»
  9. В.П. Галаганов Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2014. – 512 с. – (Среднее профессиональное образование).
  10. Филиппова, М.В. Право социального обеспечения: учебник/ М.В. Филиппова. – М. : Юристь, 2006. – 444с

 

                                                      28

  1. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс-Клувер, 2005. – 466с
  2. Долженкова, Г.Д. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Г.Д. Долженкова. – М.: Юрайт, 2007. – 187с
  3. Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Н. Голенко, В.И. Ковалев. – М.: Юриспуденция, 2009. – 367с
  4. Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации (по материалам ФЗ № 122-ФЗ) / И.В. Гейц. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 640с
  5. Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов. – М.: Проспект: Велби, 2007. – 640с
  6. Горшков А.Г. Право социального обеспечения. Учебник. –М.: Омега-Л, 2011. – 160с. («Серия: Библиотека высшей школы»)
  7. Миронова Т.Г. Право социального обеспечения. Учебник. –М.: КноРус, 2013. – 312с.
  8. Кобзенова С.Ф. Источники права социального обеспечения России. Учебник –М.: Проспект, 2014. – 264с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      29

 

 

 


Информация о работе Защита прав граждан в сфере социального обеспечения