Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – комплексный анализ особенностей защиты прав граждан на социальное обеспечение в административном и судебном порядке. Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть и охарактеризовать основные способы административной защиты
3
нарушенных социальных прав граждан;
- раскрыть порядок принятия и рассмотрения жалоб граждан в органах социального обеспечения и социальной защиты;
- проанализировать основные особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и социальной защиты;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ
ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ВИДЫ 10 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В
СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 15 3.1. Организация работы органов социального обеспечения и социальной
защиты с обращениями граждан 15
3.2. Рассмотрение и разрешение писем граждан 19
3.3. Сроки рассмотрения писем граждан и контроль за своевременным
их рассмотрением 21
3.4. Анализ обращений граждан 22 4. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

   Жалоба – вид обращения, в котором идет речь о нарушении  субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных   действий которых либо необоснованного отказа произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав, предусмотренных законодательством.

                                                            16

   Во многих случаях предложения, заявления и жалобы выступают  в чистом виде, т.е. в самом их  содержании имеются признаки  обращения только одного определенного  вида. Так, например, заявление о  назначении является заявлением  в чистом виде, жалоба на грубость работника управления социальной защиты населения города является жалобой в чистом виде и т.д. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер, так в одном обращении могут быть заявление и жалоба.

   Работа с письменными обращениями граждан в органах социальной защиты населения ведется в соответствии с «Инструкцией о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения».

   Руководитель учреждения социальной защиты населения несет персональную ответственность за правильную организацию работы с письменными обращениями граждан. Это важный участок работы любого учреждения, тем более социальной защиты. Важно помнить, что за каждым письмом стоит человек и не просто человек, а человек больной, инвалид, пожилой, одинокий, заслуженный, но теперь беспомощный, и вовремя полученный ответ на письмо, возможно, вернет его к жизни или даст силы для преодоления невзгод. Работники органов социальной защиты населения должны об этом помнить постоянно.

   Среди письменных обращений, поступающих в управление социальной  защиты населения города или  района, особое внимание необходимо  уделять обоснованным жалобам. Инструкция  по работе с письменными обращениями  граждан устанавливает несколько этапов работы с ними, начиная с приема и регистрации писем и заканчивая их анализом.

   Особое внимание необходимо  обращать на сроки рассмотрения писем, ведь нарушение этих сроков – это невыполнение трудовых обязанностей, что может повлечь наложение дисциплинарного взыскания и даже увольнение с работы.

   Работники органов социальной  защиты должны уметь грамотно  и 

                                                       17

 обоснованно составить ответ на письмо, чтобы заявитель получил исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы. Ответ должен быть простым, ясным, четким и обоснованным, тогда он не повлечет нового письма или жалобы. Много жалоб пенсионеров поступает на неправильность назначения пенсий, задержку выплаты пенсий, грубость сотрудников. Имеются случаи, когда ответы на письма вообще не даются или поступают заявителям с большой задержкой.

   Как правило, ведущий или  главный специалист органов социальной  защиты ежеквартально проводит  анализ поступивших писем, который  затем рассматривается на технической учебе или собрании коллектива.

   Работа с обращениями складывается из нескольких этапов.

Прием, регистрация и учет обращений граждан

  1. При приеме проверяется правильность их адресования. Обращения, доставленные не по назначению, незамедлительно возвращаются почтовому предприятию связи для направления адресату.

   Вложения, содержащие в конверте, проверяются, пересчитываются и  скрепляются с конвертом. Отсутствие  указанных в письме приложений  или их части отражается в  акте и об этом сообщается заявителю.

  Обращения граждан с пометкой  на конверте «лично», а также  обращения, адресованные отраслевому  отделу писем Министерства или  профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по назначению.

   На обращения граждан, сданных на личном приеме, делается пометка «с личного приема». Эти обращения подлежат регистрации. Все поступающие обращения должны быть централизованно зарегистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.

                                                      

3.2. Рассмотрение и разрешение писем граждан

 

   Зарегистрированные письма  граждан в день поступления  передаются руководителю учреждения, который поручает лицу (исполнителю)

                                                           18

рассмотреть по существу вопросы, поставленные в письме, и подготовить текст ответа.

   Письма передаются исполнителю под расписку на алфавитно-регистрационной карточке.

   Если в резолюции руководителя  указано несколько исполнителей, то ответственным за исполнение всех поставленных в письме вопросов является исполнитель, указанный в списке первым.

   Передача писем из одного  структурного подразделения в  другое производится с обязательной  отметкой об этом в алфавитно-регистрационной  карточке.

   В том случае, когда в письме содержатся вопросы, разрешение которых не относится к компетенции органов социального обеспечения, копия или выписка из письма направляется по принадлежности, о чем заявитель ставится в известность. Запрещается пересылать жалобы на рассмотрение тем лицами учреждениям, действия которых обжалуются.

   Когда данных, указанных  гражданином в жалобе, недостаточно для вынесения окончательного решения, из учреждения или от лица, действия которых обжалованы, истребуются материалы проверки с заключением обоснованности принятого решения. В случае необходимости, по указанию руководства учреждения, для проверки жалобы на месте могут быть командированы работники аппарата учреждения.

   Ответы на письма граждан дают руководители и другие уполномоченные должностные лица учреждений.  Ответ может быть дан в письменной или устной форме. В случае устного ответа делается соответствующая запись в регистрационно-контрольной карточке. При отклонении предложения, заявления, жалобы в ответе необходимо указать мотивы, по которым они отклонены. В необходимых случаях должен быть разъяснен порядок обжалования.

   Письма граждан считаются  разрешенными, если рассмотрены  все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые  меры и даны 

                                                        19

исчерпывающие ответы, соответствующие действующему законодательству.

   Проект подготовленного ответа на письмо визируется исполнителем в левом нижнем углу и передается на подпись руководителю. Исполнитель несет ответственность (одновременно с лицами подписавшими) за содержание, ясность и четкость изложения ответов, достоверность ссылки на нормативные акты.

   Ответы гражданам на повторные обращения в связи с несогласием их с ранее принятым решением, поручения, запросы, направленные в вышестоящие организации, а также ответы на письма, находящиеся на особом контроле, подписываются руководителем учреждения или его заместителем.

   Если письмо рассматривалось  работниками нескольких отделов (секторов), заявителю направляется  один ответ. Проект письма готовится ответственным исполнителем, согласовывается с другими исполнителями, визируется ими, после чего передается на подпись, что должно быть сделано своевременно и правильно. Ответственность за это в равной степени несут все указанные в резолюции исполнителями.

   Запрещается вносить изменения  в содержание уже подписанного  письма без разрешения должностного  лица, его подписавшего. Полученные  от заявителя документы возвращаются  ему заказным отправлением вместе  с ответом, если нет иного поручения контролирующего органа.

   В тех случаях, когда документы  приобщены к материалам проверки, пенсионному или медицинскому  делу, об этом сообщается заявителю.   При возвращении документов в  письме перечисляются наименования  подлинных 

документов (о трудовом стаже, заработной плате, а также медицинский документ) и указывается общее число приложений.

   Письма, находящиеся на контроле  в вышестоящих органах социального  обеспечения, подлежат возврату  вместе с ответом. В другие  контролирующие органы письма возвращаются только по их требованию. Подписанные письма передаются для отметки на алфавитно-регистрционной

                                                          20

карточке, после чего отправляется адресату.

 

3.3. Сроки рассмотрения  писем граждан и контроль за своевременным их рассмотрением                                                            

 

   Установлены следующие сроки  рассмотрения писем:

обращения граждан по вопросам, не относящимся к ведению органов социального обеспечения, пересылаются по принадлежности в пятидневный срок с извещением об этом заявителю;

предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в учреждения социального обеспечения, за исключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение;

заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца. Если заявления и жалобы не требуют дополнительного изучения и проверки, то они разрешаются безотлагательно, не позднее 15 дней;

заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей в Министерстве труда и социального развития России разрешаются в срок до 15 дней, в местных органах социального обеспечения – до 17 дней;

предложения и заявления народных депутатов рассматриваются с принятием мер по их выполнению в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно.    

    Началом срока исполнения считается день поступления письма в учреждение, а его окончанием – день направления окончательного ответа заявителю или в контролирующий орган.

   В тех случаях, когда для  разрешения письма необходимо  проведение специальной проверки, срок разрешения письма продлевается  руководителем, но не более чем  на один месяц, а срок разрешения  писем военнослужащих и членов  их семей – не более чем на 15 дней.

   Для соблюдения установленных сроков в письмах-запросах обязательно

                                                           21

указывается ожидаемый срок получения ответа.

 

3.4. Анализ обращений граждан

 

   Для изучения характера обращений и причин, порождающих обращения граждан, ежеквартально проводится их анализ по видам работы (пенсионное обеспечение, медико-социальная экспертиза, социально-бытовое обслуживание пенсионеров, кадры).

   При анализе обращений  особое внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан или выявлены недостатки в деятельности учреждений социального обеспечения или отдельных должностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения обращений.

   На основании результатов  анализа разрабатываются мероприятия  по устранению причин и условий, порождающих письма граждан, улучшению  социального обслуживания населения.

   Предложения, направленные  на совершенствование законодательства  о социальном обеспечении и улучшение работы учреждений социального обеспечения, систематически обобщаются, и информация о них высылается в вышестоящие учреждения социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        22            

    4. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

   Согласно Конституции РФ право на судебную защиту является субъективным, принадлежащим физическим лицам. Однако оно распространяется также и на юридических лиц, поскольку последние представляют собой объединение физических лиц. Кроме того, в Российской Федерации равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, имеют одинаковые возможности для отстаивания своих прав и свобод в суде (ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Право на судебную защиту по Конституции РФ гарантируется каждому, т.е. оно принадлежит не только российским гражданам и организациям, но также иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства.

   Конституционное право на  судебную защиту как субъективное  право входит в состав соответствующего  конституционного правоотношения.

   К его юридическому содержанию  наряду с правом на судебную защиту управомоченного лица относится обязанность суда как органа государственной (судебной) власти обеспечить реализацию данного субъективного права.

Информация о работе Защита прав граждан в сфере социального обеспечения