Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа
Впервые право граждан на обращение закреплялось в Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., что было важным шагом в развитии данного института. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан, вплоть до 2 ноября 2006 г. был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII (ред. от 02.02.1988) "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан"1
1 право гражданина на защиту от неправомерных действий и бездействий государственной и муниципальной администрации.
2. способы защиты прав граждан.
3. Право граждан на обращение в органы государства и муниципальных образований.
4. Производство по административным жалобам граждан.
Защита прав граждан в РФ
1 право гражданина на защиту от неправомерных действий и бездействий государственной и муниципальной администрации.
2. способы защиты прав граждан.
3. Право граждан на обращение в органы государства и муниципальных образований.
4. Производство по административным жалобам граждан.
1.2 Законодательное регулирование производства по делам об обращениях граждан
Впервые право граждан на обращение закреплялось в Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., что было важным шагом в развитии данного института. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан, вплоть до 2 ноября 2006 г. был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII (ред. от 02.02.1988) "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан"1. Социально-политическая сущность этого акта велика, в свое время он сыграл положительную роль в защите прав граждан, однако с позиций сегодняшнего дня он не отвечал требованиям динамично развивающихся общественных отношений2.
Все это послужило основанием для разработки и принятия ФЗ об обращениях. Данный нормативно-правовой акт регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный ФЗ об обращениях порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. ФЗ об обращениях распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, хотя это и не отражено в названии акта3.
Установление ФЗ об обращениях единого порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан повлекло за собой внесение корректив в законы субъектов Федерации, муниципальные, а также ведомственные нормативные правовые акты государственных органов, в том числе и прокуратуры. Эти изменения требуют анализа для выработки единообразного понимания и применения их в практической деятельности.
ФЗ об обращениях установил ряд существенных гарантий реализации права граждан на обращение, не закрепленных ранее на законодательном уровне. Так, при рассмотрении обращения гражданин имеет право (ст. 5 ФЗ об обращениях): 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну4; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 ФЗ об обращениях, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения5.
Установлены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением (ст. 6 ФЗ об обращениях). Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Важная гарантия реализации права граждан на обращение – законодательное установление обязательности принятия обращения к рассмотрению (ст. 9 ФЗ об обращениях). Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Особенность современного законодательства об обращениях граждан состоит, в первую очередь, в четком определении круга субъектов, обязанных обеспечивать рассмотрение подобных обращений. К их числу в соответствии с Конституцией РФ (ст. 33) отнесены государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица этих органов. Соответственно, государственные и муниципальные учреждения, профсоюзные и другие общественные организации, как следует из ФЗ об обращениях, не включены в перечень субъектов, которые обязаны исполнять установленный порядок работы с обращениями граждан. Однако это вовсе не означает, что, к примеру, государственные или муниципальные образовательные, медицинские и иные учреждения, должностные лица этих структур, выполняющие управленческие функции, профсоюзные организации не должны рассматривать заявления и жалобы, вести прием граждан. Другое дело, что установление правил и процедур работы с обращениями граждан этими субъектами отнесено к компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, которым подведомственны эти структуры и должностные лица.
Более конкретно в ФЗ об обращениях определен состав лиц, которым предоставлено право на обращение. Но в ФЗ об обращениях не раскрыто понятие "коллективное обращение", не указан порядок его подачи и рассмотрения (хотя ч. 1 ст. 2 ФЗ об обращениях дает право не только на индивидуальное, но и на коллективное обращение). Понятие "коллективное обращение" раскрывается в ряде законодательных актов субъектов Российской Федерации. Например, в Законе Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ (ред. от 17.11.2011) "О рассмотрении обращений граждан"6 под коллективным обращением понимается "обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей". При этом порядок подачи указанного обращения также не раскрывается. Можно сделать вывод о том, что и для коллективного обращения действуют требования, предъявляемые к обращениям граждан7.
Весьма важной, хотя и
труднореализуемой на практике, представляется
возможность взыскания с
Итак, ФЗ об обращениях восполнил длительное время существовавший пробел в правовом регулировании механизма реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Отличительная черта ФЗ об обращениях - закрепление и раскрытие понятий различных видов обращений (предложений, заявлений, жалоб), установление перечня прав гражданина при рассмотрении обращения, указание на гарантии безопасности заявителя в связи с его обращением, закрепление требований, которым должно отвечать письменное обращение.
Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. Административное право, 2008
В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.
Первая из них – стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать её в компетентную организацию.
Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы и контроль за работой с жалобой.
Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.
Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.
Например, в п. 3 ст. 15 Свердловского областного закона сказано: «Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях законодательства, систематическом ущемлении прав граждан и не получившие соответствующей оценки со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц, подлежат проверке органами государственной власти Свердловской области, как правило, с выездом на места».
Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.
На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:
• лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;
• знакомиться с итоговыми материалами проверки;
• представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;
• пользоваться услугами адвоката, переводчика.
Если жалоба коллективная,
соответствующие права
Помимо сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение соответствующих правовых норм.
Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.
Третья стадия – принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения –главная в любом административном производстве.
Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).
Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Из этого правила установлены три исключения.
1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.
2. Если для
разрешения обращения
3. Жалобы военнослужащих
и членов их семей разрешаются
в центральных органах в 15-
Если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, то третье – с ее автором.
Закон четко
определил начало течения срока
разрешения жалобы – со дня ее поступления
в государственную или
Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый следующий за ним рабочий день.
В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:
• о полном удовлетворении жалобы;
• о частичном удовлетворении жалобы;
• об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованостью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, он еще на стадии первичной обработки обязан направить ее в компетентную организацию. Если же факт неподведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал должен быть направлен уполномоченному органу, учреждению. На бюрократическом языке это называется «спихотехникой». Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности. Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;
• о разъяснении по поставленным вопросам (о их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).
Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.
Демьян Николаевич Бахрах. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.
Право на защиту жизни, здоровья,
свободы, собственности и других благ
является важнейшим, естественным, неотъемлемым
правом гражданина. Государство его легализует,
то есть формулирует, уточняет объемы,
закрепляет процедуры реализации, устанавливает
обязанность государственных и муниципальных
органов, должностных лиц, служащих в определенные
сроки рассматривать и принимать меры
в связи с обращениями, и оно становится
регулируемым законом, юридическим правом.
Если юридическими нормами закреплено
какое-то субъективное право граждан,
но оно не обеспечено надлежащей защитой,
то такие нормы в значительной степени
декларативны. Создание скоординированной
системы гарантий личных прав граждан
— необходимое условие становления правового
государства.
Обобщенно можно говорить о двух главных
направлениях юридической защиты личности:
• от преступлений, деликтов и иных неправомерных
действий других граждан, юридических
лиц;
* от неправомерных и нецелесообразных
действий субъектов власти.
Административному праву принадлежит
важная роль в защите граждан от неправильных
действий государственной, муниципальной
и частной администрации.
Основные средства защиты прав и интересов
граждан от злоупотреблений, бюрократизма,
некомпетентности, инертности и иных аномалий
в деятельности обладателей властных
полномочий следующие:
• создание и организация повседневной
работы уполномоченных государственных
(муниципальных) органов (суда, прокуратуры,
государственных инспекций и др.). важнейшей
задачей которых является защита правопорядка;
• существование и деятельность независимых
от государства институтов гражданского
общества, способных оказать помощь гражданам.
Среди них есть институты, созданные специально
для этой цели (адвокатура, общество защиты
прав потребителей), для которых такая
деятельность является важной (профсоюзы),
а также иные (средства массовой информации,
партии, религиозные объединения, добровольные
общества и т. д.);
• активная деятельность самих граждан,
использующих предоставленные им права;
• учитывая большую значимость, разнообразие
форм и наличие большого числа правовых
норм, можно выделить процессуальную защиту.
Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное,
административное и трудовое право достаточно
подробно регламентируют права лица, привлекаемого
к ответственности, на защиту от предъявляемого
ему обвинения, применяемых к нему принудительных
мер.
В реальной жизни все названные способы
тесно связаны, чаще всего используются
одновременно. Гражданин защищает свои
права непосредственно сам (необходимая
оборона, отказ выполнить незаконное распоряжение
должностного лица, неявка на работу по
истечении установленного законом срока
со дня подачи заявления об увольнении
по собственному желанию и т. д.), либо обращаясь
за содействием к государственным и негосударственным
организациям, инициируя их правозащитную
деятельность.
Очевидно, что все граждане вступают во
взаимоотношения с органами публичной
администрации намного чаще, чем с иными
государственными и муниципальными органами.
Администрация принимает, призывает, назначает,
выделяет, изымает и повседневно реализует
многие иные властные полномочия. Публичная
администрация нарушает права граждан
во много раз больше, чем все иные субъекты
публичной власти (суды, органы прокуратуры
и др.), вместе взятые, а от одного ее неправильного
действия сразу могут пострадать миллионы.
Поэтому защита прав и законных интересов
граждан от неправильных деяний власти
— это прежде всего защита от неправильных
деяний государственной и муниципальной
администрации. А для изучающих административное
право это особенно важно, потому что в
основном несудебные формы защиты регулируются
административным правом.
В 90-х гг. XX в. в России серьезно обновился
и расширился массив правовых норм, регламентирующих
право граждан вообще и особенно их право
на защиту.
Во-первых, значительно расширились возможности
для судебной защиты. Во-вторых, увеличились
возможности для реализации иных прав
на защиту. Например, закрепление права
на оружие, на частную детективную и охранную
деятельность позволяет шире использовать
право на необходимую оборону. А возникновение
обществ защиты прав потребителей, солдатских
матерей, налогоплательщиков, развитие
системы правоохранительных организаций,
появление независимых средств массовой
информации создает гражданам более благоприятные
возможности для обращения за юридической
помощью в негосударственные организации.
В-третьих, создана новая государственная
организационно-правовая форма защиты
граждан -- Уполномоченный по правам человека
как непосредственно в России, так и в
ряде субъектов Федерации.
В-четвертых, с 5 мая 1998 г. в Российской
Федерации вступила в силу Европейская
Конвенция о защите прав человека и основных
свобод. В соответствии с ней любое лицо,
группа частных лиц, «которые утверждают,
что явились жертвами нарушений...», вправе
обратиться с жалобами в Европейскую комиссию
по правам человека. «Комиссия может принять
дело к рассмотрению только после того,
как были исчерпаны все внутренние средства
правовой защиты... и в течение шести месяцев,
считая с даты вынесения национальными
органами окончательного решения по делу»
(ст. 26 Конвенции) Европейский суд по правам
человека «может принять дело к рассмотрению
лишь после того как Комиссия констатировала
безрезультатность усилии по дружескому
урегулированию....» (ст. 47 Конвенции).
К концу 1998 г. в Европейском суде было уже
около 1000
Жалоб российских граждан. Из них десятки
приняты к производству.
В-пятых, в ст. 30, 31, 33, 37 Конституции России
были закреплены и в настоящее время широко
используются коллективные формы защиты
прав. Гражданам предоставлено право на
проведение забастовок, собраний, митингов,
демонстраций, пикетирований. Реальным
стало право на объединение для защиты
своих интересов. В Конституции сказано
и о праве на коллективные обращения в
государственные и муниципальные органы.
Еще раз отметим, что право граждан на
защиту значительно расширено в 90-х гг.
Высоко оценивая все проделанное, следует
сказать, что, к сожалению, реальная защищенность
граждан зависит не только от количества
и качества юридических норм, работы правоохранительных
органов и негосударственных организаций.
Резкий рост экономических и насильственных
правонарушений, ослабление государственной
власти по ряду объективных и субъективных
причин значительно ослабили реальную
защищенность прав граждан. Сейчас их
недостаточно защищают суды, милиция;
органы исполнительной власти часто не
принимают необходимых мер по их жалобам.
Юридические механизмы правозащитной
деятельности по экономическим, организационным
и иным причинам в полной мере не используются.
Чтобы фактически усилить защиту прав
граждан, предстоит сделать еще очень
многое.