Формы и средства защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы республиканского бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

1.Основные понятия социальной политики………………………………………...4

2.Характеристика составляющих бюджета на обеспечение социальной политики государства………………………………………………………………………..…..6

2.1Состав и структура расходов бюджета…………………………………….6

2.2Виды пособий и других выплат социального характера…………………10

3.Формы и средства защиты прав граждан в сфере социального обеспечения….16

Заключение…………………………………………………………………..……….19

Список использованной литературы………………………………………..………20

Файлы: 1 файл

Бюджет социальной политики..doc

— 121.00 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………3

1.Основные понятия социальной политики………………………………………...4

2.Характеристика составляющих бюджета на обеспечение социальной политики государства………………………………………………………………………..…..6

         2.1Состав и структура расходов бюджета…………………………………….6

         2.2Виды пособий и других выплат социального характера…………………10

3.Формы и средства защиты прав граждан в сфере социального обеспечения….16

Заключение…………………………………………………………………..……….19

Список использованной литературы………………………………………..………20 
 
 
 

 

Введение 

     Расходы на социальные нужды – это самый  крупный вид расходов. К таким  расходам относятся расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, социальное страхование.

     Эти расходы позволяют государству  поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы республиканского бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально - культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.

         Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.  

 

 

    
  1. Основные  понятия социальной политики
 

    Социальная  политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

    В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

    Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

    Точкой  отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления * количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

    Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Это - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное

    благополучие  населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени,, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.

    Суть  социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

    Важной  задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

    Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим развитием страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

    Существует  несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:

    1 ) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом:

    2) размеры налогов не должны  подрывать экономические стимулы  производства;                 

    3) при определении объемов и  сроков социальных пособий необходимо  учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить). 

    
  1. Характеристика  составляющих бюджета на обеспечение  социальной политики государства
 
    
    1. Состав  и структура расходов бюджета
 

    Социальную  сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных  форм собственности. С развитием  производительных сил изменяются как  структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам [2, c. 42].

    Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает большое влияние на повышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети - сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников.

    Расходы бюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим образом:

    1) пенсии;

    2) стипендии;

    3) пособия семьям, имеющим детей;

    4) пособия по безработице;

    5) государственное обеспечение детей  - сирот;

    6) государственное обеспечение заключенных;

    7) материальная помощь в виде  дополнительных выплат;

    8) натуральная помощь в виде  предметов первой необходимости  и продуктов;

    9) оказание социальной услуги на  дому;

    10) бесплатное питание;

    11) бесплатное лечение;

    12) бесплатное или льготное предоставление  лекарств и протезно-ортопедических  изделий;

    13) льготная оплата коммунальных  услуг;

    14) бесплатное или льготное обучение  или переобучение;

    15) ночное проживание бездомных;

    16) бесплатный или льготный проезд  на общественном транспорте;

    17) финансирование предприятий с  целью организации рабочих мест для инвалидов [6, c. 32].

    Современный долгосрочный финансово-экономический  кризис ухудшил социальное положение  значительной части населения, в  том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались  многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат из государственного бюджета.

    Старение  населения также увеличивает  число получателей пенсий и иных выплат из государственного бюджета. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

    Экономические системы получают статус социально-ориентированных  в тех случаях, когда проводимая государством политика имеет целью перераспределения национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальной солидарности. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

    Бюджет  является одним из универсальных механизмов, с помощью которых государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета.

    Основными направлениями расходования бюджета в социальной сфере являются:

    - расходы на образование;

Информация о работе Формы и средства защиты прав граждан в сфере социального обеспечения