Формы и средства защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы республиканского бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

1.Основные понятия социальной политики………………………………………...4

2.Характеристика составляющих бюджета на обеспечение социальной политики государства………………………………………………………………………..…..6

2.1Состав и структура расходов бюджета…………………………………….6

2.2Виды пособий и других выплат социального характера…………………10

3.Формы и средства защиты прав граждан в сфере социального обеспечения….16

Заключение…………………………………………………………………..……….19

Список использованной литературы………………………………………..………20

Файлы: 1 файл

Бюджет социальной политики..doc

— 121.00 Кб (Скачать)

    В отличие от трудовых пенсий, размер которых определяется стажем, заработком, условиями труда, социальные пенсии учитывают только социальную незащищенность нетрудоспособных граждан.

    Размер  этих пенсий дифференцирован: от 30 до 200% минимального размера пенсии по возрасту. Социальные пенсии в размере 30% минимальной  пенсии по возрасту назначаются: неработающим, нетрудоспособным мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а женщинам — 55 лет, и не приобретшим права на трудовую пенсию без уважительных причин. Лица, достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды III группы, не приобретшие права на трудовую пенсию по уважительным причинам, имеют право на социальную пенсию в размере 50% минимальной пенсии по возрасту.

    Социальные  пенсии в размере 100% минимальной  пенсии по возрасту назначаются инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет и детям (не достигшим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет) в случае потери кормильца. В таком же размере назначается социальная пенсия одному из родителей, если он (она) заняты уходом за детьми, не достигшим 8 лет и не работает.

    Инвалидам I группы, матерям-героиням, которым присвоено звание «Мать-героиня», социальные пенсии назначаются в размере 200% минимальной пенсии по возрасту.

    Средства  фонда социального страхования используются также на санитарно-курортное лечение, оздоровление и отдых работников и их детей. Право на помощь по временной нетрудоспособности возникает при ее наступлении в период работы. Под периодом работы следует понимать все время работы на определенном предприятии, в учреждении, организации — начиная с первого дня работы до дня увольнения включительно. При заболевании в последний день работы больничный оплачивается, поскольку этот день включается в период работы. При наступлении временной нетрудоспособности после увольнения помощь не выплачивается.

    Лицам, окончившим высшие учебные заведения (І-ІV уровней аккредитации), аспирантуру и направленным на работу в установленном порядке, в случае наступления нетрудоспособности перед фактическим началом работы помощь назначается со дня явки на работу, указанного в направлении. Основанием для назначения помощи по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный лист (лист нетрудоспособности), другие документы не могут быть основанием для назначения этого вида помощи.

    В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.04.98 г. № 571 “Об исчислении размеров помощи по временной нетрудоспособности” данная помощь исчисляется исходя из общего стажа работы в следующих размерах:

    а) 100% заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законодательством:

    работникам, имеющим общий трудовой стаж 8 и более лет;

    работникам, у которых временная нетрудоспособность наступила вследствие трудового увечия или профессионального заболевания;

    работникам, которые имеют на содержании 3-х и более детей до 16 лет (учащихся до 18 лет);

    работникам, отнесенным к І-ІV категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;

    одному  из родителей или лицам, их заменяющим и осуществляющим уход за ребенком до 14 лет, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;

    б) 80% заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законодательством:

    работникам, имеющим общий стаж от 5 до 8 лет;

    в) 60% заработной платы:

    работникам, имеющим общий стаж до 5 лет.

    Общий трудовой стаж рассчитывается в соответствии с Правилами расчета общего трудового стажа для назначения работникам помощи по временной нетрудоспособности, утвержденными Кабинетом Министров Украины от 19.10.98 г. № 1658 [7, c. 304]. В общий трудовой стаж включается время работы на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности или иной работы, на протяжении которой работник подлежал страхованию независимо от ее характера и длительности.

    Статус  ветеранов возведен в ранг специальных  законов. Он отличается по сравнению  с обычным статусом граждан некоторыми особенностями, которые выражаются в основаниях признания гражданина ветераном войны, труда или воинской службы и способах их социальной защиты.

    После провозглашения государственного суверенитета Украины создана новая национальная нормативно-правовая база по социальной защите ветеранов войны, труда и воинской службы. По этой проблеме приняты следующие Законы Украины:

  1. “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”
  2. “О пенсионном обеспечении”
  3. “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы”
  4. “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”
  5. “О статусе ветеранов воинской службы и их социальной защите” и другие.

    Действующие законы о социальной защите ветеранов  гарантируют им равные возможности с другими гражданами осуществлять трудовую деятельность.

    В законодательстве не предусмотрено  никаких ограничений права на труд граждан (ветеранов, инвалидов) через государственную службу занятости.

    Сейчас, даже при достижении пенсионного  возраста или установления одной  из групп инвалидности не является причиной, для того, чтобы ветераны прекращали свою трудовую деятельность. Наоборот, законодательство стимулирует трудовую деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью путем выплаты им полной пенсии независимо от получаемых доходов за свой труд.

    Государство, создавая условия для трудовой деятельности граждан с ограниченной трудоспособностью, берет под свою защиту людей, нуждающихся в трудоустройстве, и обеспечивает им возможность выбора профессии и рода занятий через государственную службу занятости.

    Ветеранами  войны законодатель признает лиц, принимавших участие в защите Родины или в боевых действиях на территории других государств. К таким лицам относятся: участники боевых действий, инвалиды: войны, участники войны [6, c. 318].

    К участникам боевых действий относятся, прежде всего, военнослужащие, которые  принимали участие в выполнении боевых заданий по защите Родины в составе воинских подразделений, соединений, объединений всех видов и родов войск Вооруженных Сил действующей армии (флота), в партизанских отрядах и подполье, иных формированиях, как в военное, так и в мирное время [8, c. 21]. 

    
  1. Формы и  средства защиты прав граждан в сфере  социального обеспечения.
 

    Утверждая и обеспечивая права и свободы  человека (ст. 3 Конституции Украины), государство в законодательном порядке устанавливает гарантии осуществления и защиты этих прав, что имеет важное значение для их реализации. Каждый гражданин может рассчитывать на защиту со стороны государства своих субъективных прав.

    Защита  прав - разрешение споров между заинтересованными физическими, юридическими лицами, когда одна из спорящих сторон считает, что нарушены ее права. Формы и средства защиты прав, мера ответственности виновных лиц за их нарушение закреплены в нормативно-правовых актах [6, c. 113].

    Защита  прав граждан на социальное обеспечение  осуществляется в судебном и административном порядке, основанном на законах. Среди них ведущее место принадлежит Закону Украины “О пенсионном обеспечении” от 5 ноября 1991 г. и принятых на его основе подзаконных актах (постановлениях Кабинета Министров Украины, инструкциях, приказах и разъяснениях Министерства труда и социальной политики Украины).

    Согласно  ст. 104 Закона Украины “О пенсионном обеспечении” решение органа, назначающего пенсию, может быть обжаловано в районную государственную администрацию, органы местного самоуправления или в суд.

    В современных условиях обращение к суду с иском, жалобой или заявлением — один из основных способов правозащиты. Правда, гражданам, особенно лицам пожилого возраста, порой сложно преодолеть психологический барьер обращения в суд.

    Объектом  обжалования являются действия тех органов социальной защиты и должностных лиц, в чью компетенцию входит решение соответствующих вопросов. Так, назначение пенсий по действующему законодательству отнесено к ведению районных (городских) управлений социальной защиты населения.

    В суд можно обжаловать следующие  решения органов социальной защиты:

  1. об отказе в назначении пенсии или любого вида пособия;
  2. о назначении пенсии не на тех условиях, на которые претендовал заявитель (например, пенсия назначена на общих условиях, а не в льготных размерах); 
  3. о назначении пенсии в конкретной сумме, когда заявитель не согласен с ее размером, порядком исчисления его стажа, заработка и соответственно пенсии;
  4. действия работников органов Пенсионного фонда, связанные с задержкой выплаты пенсий, с прекращением выплаты пенсий, включая и взыскание невыплаченных сумм пенсий по вине органов Пенсионного фонда за прошлое время;
  5. о перерасчете пенсии, а именно об отказе в перерасчете пенсии, о размере пенсии при перерасчете;
  6. о переводе с одного вида пенсии на другой, включая отказ в переводе, о новом размере пенсии и т.д.;
  7. об отказе установления стажа по свидетельским показаниям, о продолжительности установленного стажа и т.д.

    В суд можно обращаться и по поводу установления фактов, необходимых для  назначения пенсии, когда их невозможно подтвердить во внесудебном порядке. В частности, суд устанавливает факты регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти, отцовства, признания отцовства, несчастного случая на производстве.

    Согласно  ст. 6 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” гражданин вправе в судебном порядке оспаривать решение органа медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) о признании либо непризнании его инвалидом.

    Законодательством установлен определенный порядок подачи и рассмотрения жалобы судом. Жалоба подается в суд в письменной форме. Она должна соответствовать требованиям ст. 137 ГПК Украины и содержать в себе:

    фамилию, имя, отчество заявителя и его  адрес; наименование органа социальной защиты (должностного лица), чьи действия, решение обжалуется, а также место его нахождения; какой акт обжалуется и дата его вынесения;

    обращался ли заявитель в вышестоящий орган  социальной защиты, какое решение им было принято по жалобе; обстоятельства, которыми заявитель обосновывает свое несогласие с решением органа социальной защиты, доказательства, подтверждающие его доводы и позицию; формулируется просьба заявителя (например, обязать районное управление социальной защиты назначить пенсию по возрасту в конкретном размере с зачетом в стаж всего времени работы по представленным документам).

    К жалобе прилагаются ее копия, марка  госпошлины, доказательства, подтверждающие обоснованность требований заявителя. Жалоба подается в суд либо самим гражданином, либо его уполномоченным представителем по доверенности. Жалоба подастся в суд по месту нахождения управления социальной защиты или по месту нахождения должностного лица, чьи действия обжалуются.

    Порядок рассмотрения жалоб судом несколько  упрощен с целью их более быстрого разрешения. Так, жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня подготовки дела к разбирательству (на подготовку отводится судье срок до 7 дней, который может быть продлен по сложным делам до 20 дней со дня принятия жалобы судьей).1

    В судебное заседание приглашается руководитель органа социальной защиты, решение которого обжалуется.

    Решение суда по жалобе выносится в зависимости  от результатов проверки. Если суд  признает обжалуемые действия неправомерными, то он выносит решение об удовлетворении жалобы. Суд обязывает орган социальной защиты совершить конкретные действия для устранения допущенных нарушений. Например, при установлении незаконности отказа в назначении пенсии суд обязывает орган социальной защиты назначить пенсию. При неисполнении решения следует обращаться в суд за принятием мер по статье 417 ГПК Украины. На виновное должностное лицо может быть наложен штраф в размере до двух необлагаемых минимумов доходов граждан и назначен новый срок для исполнения решения. Штраф взыскивается в доход государства. При неисполнении решения после наложения штрафа на должностное лицо размер штрафа может быть увеличен в три раза. Уплата штрафа не освобождает должностное лицо от обязанности выполнить предусмотренные решением суда действия.

Информация о работе Формы и средства защиты прав граждан в сфере социального обеспечения