Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 13:48, курсовая работа
Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы республиканского бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Основные понятия социальной политики………………………………………...4
2.Характеристика составляющих бюджета на обеспечение социальной политики государства………………………………………………………………………..…..6
2.1Состав и структура расходов бюджета…………………………………….6
2.2Виды пособий и других выплат социального характера…………………10
3.Формы и средства защиты прав граждан в сфере социального обеспечения….16
Заключение…………………………………………………………………..……….19
Список использованной литературы………………………………………..………20
-
расходы в области социально-
-
расходы на здравоохранение,
- иные расходы на социальную политику.
Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.
Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях. Расходы на образование распределяются в соответствии с разделом "Образование" и включают в себя расходы на:
- дошкольное образование;
- общее образование;
-
начальное профессиональное
-
среднее профессиональное
-
переподготовку и повышение
-
высшее профессиональное
Расходы в области социально-культурной системы позволяют:
-
осуществлять бюджетное
-
стимулировать бюджетное
-
устанавливать особый порядок
налогообложения
-
способствовать развитию
-
осуществлять поддержку
Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.
В настоящее время модель финансового обеспечения расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Направление использования: программы лекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др., содержание стационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений. Реформа предполагает разработку и реализацию на региональном, городских уровнях целевых программ, которые направлены на обеспечение гарантированных объемов и повышение качества медпомощи; развитие высокоспециализированных видов медпомощи и др. Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания. Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Украине каждому человеку гарантирована доступность медико-социальной помощи и социальной защищенности в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения.
В расходы на социальную политику включаются:
-
содержание учреждений
-
содержание домов-интернатов
-
содержание учреждений по
- социальная помощь;
-
возмещение вреда инвалидам
-
программы ликвидации
- средства, передаваемые Пенсионному фонду на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством;
-
выплаты пособий и пенсий
-
компенсационные выплаты
-
финансирование кампаний и
- выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;
-
расходы на обеспечение
- расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;
- расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;
- оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;
- прочие расходы.
Таким образом, социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим образом:
1) пенсии;
2) стипендии;
3) пособия семьям, имеющим детей;
4) пособия по безработице;
5)
государственное обеспечение
Основными
направлениями расходования бюджета
в социальной сфере являются: расходы
на образование; расходы в области
социально-культурной системы; расходы
на здравоохранение, физическую культуру
и спорт; иные расходы на социальную
политику.
Пособия как социальная помощь занимают важное место в системе социальной защиты семей, имеющих детей. Пособия предоставляются в денежной форме и призваны выравнивать доходы семей, имеющих и не имеющих детей, стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в материальной помощи государства семьям для содержания и воспитания подрастающего поколения. Поэтому такие пособия называются государственными денежными пособиями.
В системе социальной помощи семьям, имеющих детей, важное место занимают денежные пособия. Они призваны играть роль материальной поддержки семей с детьми, выравнивать доходы семей имеющих детей, за счет того, что предоставляются в денежной форме стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в социальной помощи государства семье для содержания и воспитания подрастающего поколения.
Основная задача пособий состоит в материальной помощи нуждающимся, многодетным и неполным семьям. Поэтому такие пособия можно назвать адресной социальной помощью.
Пособия
– это денежные выплаты, назначаемые
в установленных
Право граждан на пособия возникает при наступлении определенных обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления.
Отличием социальных пособий от пенсионного обеспечения заключается в том, что социальные пособия предоставляются гражданам, когда они в этом нуждаются. Но не по усмотрению органов, их представляющих, а в связи с установленными законодательствами случаях. Социальная помощь охватывает отдельные виды обеспечения, которые практически не подпадают под принципы социального страхования. Она предоставляется наименее социально защищенным категориям населения в индивидуальном порядке за счет средств Пенсионного фонда или ассигнований из Государственного и местного бюджетов.
Но
сейчас целевое назначение пособий
сужается. Они становятся адресной
помощью нуждающимся
Законодательство предусматривает многообразие видов пособий, широту охвата граждан, возможность с их помощью более гибко и целенаправленно удовлетворять различные разовые и текущие потребности населения.
Анализ законодательства в этой области позволяет выделить 6 групп оснований предоставления пособий:
Виды и порядок назначения и выплаты пособий регламентируется в основном двумя законами Украины: “О государственной помощи семьям с детьми” от 21 ноября 1992г. в редакции от 21 марта 2001г. [8, c. 167],который вступил в действие с 1 января 2002г., а некоторые его нормы с 1 января 2003г. (пособия одиноким матерям) и “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям” [8, c. 167].
Условиями назначения того или иного вида пособия являются конкретные обстоятельства семьи, претендующей на социальную помощь.
Социальные пособия могут быть назначены:
Предоставленные пособия семьям с детьми регламентируется Порядком назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001г. № 1751[7, c. 557]
По
продолжительности выплаты
Таблица 1
Вид пособия | Пояснение | Пример |
Единовременные пособия | Предназначены для покрытия разовых потребностей семья в дополнительных расходах | Пособие по случаю рождения ребенка |
Ежемесячные пособия | Регулярные денежные выплаты семьям в течение длительного периода, определенного законом. | Пособия на детей одиноким матерям, по уходу за новорожденным ребенком, на детей-инвалидов с детства, малообеспеченным семьям с детьми. |
Периодические пособия | Назначаются для замены утраченного заработка | Пособие по беременности и родам, по уходу за больным ребенком и другим членом семьи, по временной нетрудоспособности. |
По целевому назначению государственные пособия делятся на две группы. В первую группу входят пособия, выплачиваемые как помощь вместо утраченного по уважительной причине заработка в течение непродолжительного времени, в размере, равном или приближающемся к утраченному заработку. Это пособия по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, по временной нетрудоспособности. Их размеры в одних случаях равны заработной плате (пособия по беременности и родам), в других — приближаются к утраченному заработку (пособие за больным ребенком), в третьих — компенсируют часть утраченного заработка (пособие по уходу за новорожденным).
Во вторую группу включаются все иные виды пособий, которые предоставляются в качестве дополнительной помощи к основным источникам существования (к заработку, пенсии и т.п.) для покрытия дополнительных расходов семьи. Это пособия по случаю рождения ребенка, одиноким матерям, на детей-инвалидов с детства, и при других обстоятельствах, предусмотренных в законе.
Право на пособие по беременности и родам имеют все работающие женщины, состоящие в трудовых отношениях с собственником предприятия. Собственник предприятия обязан уплачивать за работников страховые взносы в Фонд социального страхования, из которого выплачивается данный вид пособия.
Право на отпуск и пособие по уходу за ребенком имеют и другие лица (отец ребенка, бабушка, дедушка) или другие работающие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком.
Отпуск считается частично оплачиваемым, т.е. в течение отпуска выплачивается пособие. Оно назначается кому-либо из трудоспособных, но не работающих лиц (одному из родителей ребенка, усыновителю, опекуну, дедушке, бабушке), которые ухаживают за ребенком. Пенсионеры на такое пособие права не имеют. Т.е., если за ребенком ухаживает мать, то пособие начисляется ей. Если же мать вышла на работу, а за ребенком ухаживает неработающий отец, то пособие назначается ему. В таком случае семья должна переоформить выплату пособия на фактического получателя.
Основанием назначения социальной пенсии является нетрудоспособность и отсутствие права на трудовую пенсию. К лицам, имеющим право на социальную пенсию, относятся инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет); дети (не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет) в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
Информация о работе Формы и средства защиты прав граждан в сфере социального обеспечения