Судебная практика в механизме правового регулирования в отношениях с участием потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Краткое описание

В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием потребителем тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей. 1

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКО–ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 7
3. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИК, СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 27

Файлы: 1 файл

реферат-защита-прав-потребителей!.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    Так, по гражданскому делу по иску Региональной общественной организации «Союз потребителей Республики Татарстан» в защиту интересов Денисова Рината Хабибулловича к Обществу с ограниченной ответственностью «ТТК трейд» и к Обществу с ограниченной ответственностью «Таттранском +» о защите прав потребителей судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований. С ответчиков в солидарном порядке  в пользу Денисова Рината Хабибулловича взыскана неустойка в размере 90 000 руб. за нарушение срока передачи автомобиля Форд, номер кузова и оригинала паспорта транспортного средства, компенсация морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) руб. В солидарном порядке с Общества с ограниченной ответственностью «ТТК трейд» и Общества с ограниченной ответственностью «Таттранском +»  взыскан  штраф в размере 50 000  руб., из которых 25 000 руб. перечислено в федеральный бюджет, а 25 000 руб. в Региональной общественной организации «Союз потребителей Республики Татарстан».30

    Отметим, что судам необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 46 Закона о защите прав потребителей в случае удовлетворения иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов на проведение независимой экспертизы (привлечение к участию в деле экспертов) в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).31

    Удовлетворяя  требования потребителя об обязании произвести какие-либо действия, (например, ремонт, обменять предмет купли-продажи), суду необходимо в каждом случае указывать в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия.

    Исходя  из ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд вправе обратить к немедленному исполнению решение по делам, связанным с защитой прав потребителей, только по инициативе истца и лишь в случае, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о необходимости немедленного исполнения такого решения суду надлежит обсуждать одновременно с принятием решения по делу.32

    В завершение данного обобщения, хочется отметить призывы судей при рассмотрении споров дел о защите прав потребителей любые сомнения толковать в пользу потребителя, что будет способствовать повышению ответственности производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы. 33

    Заключение

 

    Правовое  регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства.

    Основным  нормативным документом, который  регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) является закон РФ «О защите прав потребителей», который также устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

    Таким образом, суду на стадии возбуждения  гражданского дела и подготовки дела к судебному разбирательству следует иметь в виду, что с иском о защите прав потребителей может обратиться гражданин, приобретший или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

    Действие  Закона о защите прав  потребителей  не распространяется на правоотношения граждан между собой, хотя бы они и вступили в эти отношения с целью удовлетворения исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

    Закон предоставляет потребителю право  на предъявление претензий относительно качества товара (работы, услуги) как к продавцу (исполнителю), так и к изготовителю и импортеру. Анализ судебной практики показывает, что почти во основном требования предъявляются к продавцам.34

    Согласно  ст. 43 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Отметим, что повышение эффективности принимаемых мер административного воздействия за нарушения в сфере потребительского рынка не только гарантирует права потребителей, улучшает качество реализуемых населению товаров (работ, услуг) и достоверность рекламы, но и доказывает населению, что есть реальные и эффективные механизмы правового регулирования сферы потребительского рынка

    Благодаря механизму правового регулирования  у нас в государстве защищают интересы граждан, утверждены права и свободы человека, что я считаю главным.

    Список  использованных нормативных  актов, материалов судебной практик, специальной литературы

 

    I. Нормативно-правовые акты 

    
  1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая / Федеральный  закон РФ от 30.11.1994 № 51-Ф3 (в ред. от 06.04.2011) //СЗ РФ. -1994. - № 32.-Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. от 19.10.2011) // СЗ РФ. -1996. - № 5.-Ст. 410.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть третья / Федеральный закон РФ от 26.11.2001 №146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. -2001. - № 49.- Ст. 4552.
  4. Закон РФ от 7.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (в ред. от 18.07.2011) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 15. – Ст. 766.
  5. Налоговыйо кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000г. № 117-ФЗ (в ред. от 18.07.2011) // СЗ РФ. - 2000. - № 32. -Ст. 3340.
  6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 14.06.2011) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
 

    II. Материалы судебной практики 

    
  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с изм. от 29.06.2010) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1995. - №1.
  2. Обзор кассационной и надзорной практики по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл за 2010 год [Электронный ресурс]: Верховный Суд Республики Марий Эл. - Режим доступа: http://vs.mari.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=2247.
  3. Обобщение по искам о защите прав потребителей за 1-е полугодие 2009 года. [Электронный ресурс]: Авиастроительный районный суд г. Казани. - Режим доступа: http://aviastroitelny.tat.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=147.
  4. Обобщение судебной практики рассмотрения мировыми судьями гражданских дел по искам о защите прав потребителей за первое полугодие 2011 года. [Электронный ресурс]: Карсунский районный суд Ульяновской области. - Режим доступа: http://karsunskiy.uln.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=386.
  5. Обобщение судебной практики применения законодательства о защите прав потребителей при разрешении гражданских дел, связанных с приобретением транспортных средств, рассмотренных судами Владимирской области. [Электронный ресурс]: База законов. - Режим доступа: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2531844.
 

    III. Специальная литература 

    
  1. Алексеев  С.С. Общая теория права. М.: «Юридическая литература», 1982. – 360 с.
  2. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М.: 1999. – 712 с.
  3. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. – 1987. - № 6. – С.14-18.
  4. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1. - Свердловск, 1972.–396с.
  5. Власенко В.А. Судебное решение как основание установления гражданских прав и обязанностей :автореф. диссерт… канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону,2011. - 28 с.
  6. Войтович Е.П. Судебная практика в механизме гражданско-правового регулирования : автореф.. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 2006. – 23с.
  7. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. - М.: «Юстицинформ», 2008.  - Система «Гарант.
  8. За девять месяцев 2011 года в отдел защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора поступило 860 заявлений. [Электронный ресурс]: Комсомольская правда. - - Режим доступа:  http://kirov.kp.ru/online/news/1016396/.
  9. Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг. 19.05.11. [Электронный ресурс]: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл.  - Режим доступа: http://12.rospotrebnadzor.ru/.
  10. Иванова Н.Ю., Игнатова Е.А., Шевченко М.А. Комментарий к закону РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». - Система ГАРАНТ, 2008 г.
  11. Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации. Правовое регулирование, комментарии, консультации, образцы документов: научно-практ. / В. Н. Ткачев. - М.: «Волтерс Клувер», 2009. - 544 с.
 

 

     

 
 
 
 
    Приложение  1

 

Результаты  рассмотрения дел судами общей юрисдикции РФ в 2010г. по категории «О защите прав потребителей» 

     
Категория дел

«О защите прав потребителей»:

Поступило дел в отчетном периоде Окончено  дел за отчетный период Остаток неоконченных дел на конец отчетного периода Суммы госпошлины, уплаченной при подаче заявления, руб. Суммы, присужденные к взысканию, руб.
рассмотрены с вынесением решения (судебного приказа) прекращено оставлено без рассмотрения передано  в другие суды всего окончено
по  удовлетворенным искам, включая  моральный ущерб госпошлина  по оконченным делам
из  договоров с финансово-кредитными учреждениями 101 005 55 684 31 722 1 327 2 822 91 555 10 920 956 141 6 088 666 375 90 595 632
из  договоров в сфере торговли, услуг  и т.п. 142 236 94 947 34 085 6 290 5 363 140 685 18 433 78 717 024 6 697 857 627 304 767 807
Всего 243 241 150 631 65 807 7 617 8 185 232 240 29 353 79 673 165 12 786 524 002 395 363 439
      

 

           

    Приложение  2

     Динамика  поступления дел по категории  «о защите прав потребителей» в федеральные  суды общей юрисдикции Республики Марий  Эл

     

Информация о работе Судебная практика в механизме правового регулирования в отношениях с участием потребителей