Судебная практика в механизме правового регулирования в отношениях с участием потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Краткое описание

В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием потребителем тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей. 1

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКО–ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 7
3. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИК, СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 27

Файлы: 1 файл

реферат-защита-прав-потребителей!.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    Поскольку Законом о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие из возмездных договоров, то, соответственно, отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, им не регулируются (ст. 924 ГК РФ «Хранение в гардеробах организаций»). Также Законом не регулируются отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг (договор государственного займа). Не регулируются Законом о защите прав потребителей и гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг будут регулироваться данным Законом.

    Можно выделить еще одни отношения, которые  не регулируются Законом о защите прав потребителей - это отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности:

    - отношения, возникающие при осуществлении  судом правосудия;

    - отношения, возникающие при осуществлении  нотариусом нотариальных действий, за исключением деятельности нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.);

    - отношения, возникающие при осуществлении  государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).17 

    3. Судебная практика по делам о защите прав 
    потребителей

 

    Нормативные акты, регулирующие правоотношения, связанные  с потребительскими правами граждан, предусматривают большую правовую защищенность потребителя-гражданина, приоритет интересов потребителя перед интересами продавца, исполнителя или изготовителя.

    При принятии заявления и разрешении спора судьям следует обращать внимание на субъектный состав спора. Участниками  правоотношений обязательно должны быть:

    - в качестве потребителя – физическое лицо,

    - в качестве продавца (изготовителя, исполнителя) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

    С объективной стороны: товары или  услуги должны использоваться исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.18

    Подсудность споров о защите прав потребителей определена в п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей и ст. 29 ГПК РФ19.

    Для более эффективной защиты прав потребителей в Российской Федерации предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав.

  1. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
  • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора.
  1. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
  1. В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ20 потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением прав потребителя, если цена иска не превышает 1 млн. руб. В случае если цена иска превышает эту сумму, потребитель уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. руб.

    В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная  пошлина, от уплаты которой истец  освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного  от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально  удовлетворенной части исковых требований.

    К примеру, в 2010 г. сумма уплаченной госпошлины в суды общей юрисдикции РФ по категории дел «о защите прав потребителей» составила около 79,6млн. руб. Согласно сводным статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации  в 2010 г. в суды общей юрисдикции РФ поступило 243 241 дел по данной категории, из них:21

    - из договоров с финансово-кредитными  учреждениями - 101 005 дел,

    - из договоров в сфере торговли, услуг и т.п. – 142 236 дел.

    Детальные результаты рассмотрения данных дел  представлены в приложении 1.

    Динамика  поступления дел в федеральные  суды общей юрисдикции Республики Марий  Эл свидетельствуют, что по категории  дел «о защите прав потребителей»  в 2010 г. произошло увеличение количества поступающих дел более чем  в 4 раза: с 40 дел в 2009 г. до 177 дел в 2010 г. (Приложение 2).22

    Уже за четыре месяца 2011 г. Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл направило в судебные органы 28 исков с целью защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг. Из них 24 удовлетворены. Решениями судов признаны недействительными такие условия кредитных договоров, как обязанность уплаты заемщиками кредиторам за обслуживание ссудного счета единовременного платежа (тарифа) не позднее даты выдачи кредита; взимание с заемщиков платы за расчетное обслуживание; обязанность заемщика застраховать жизнь и здоровье до погашения кредита; взимание комиссии за зачисление денежных средств на счет и выдачу кредита. В пользу потребителей взысканы необоснованно удержанные 462 тыс. 738 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами (около 58 тыс. руб.) и компенсация морального вреда (почти 21 тыс. руб.).23

    Таким образом, в настоящее время наблюдается  рост исковых заявлений потребителей. Для сравнения,  за девять месяцев 2011 г. в Кировское областное управление Роспотребнадзора поступило 860 официальных письменных заявлений, касающихся защиты прав потребителей. По мнению ведущего специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора, такая динамика может быть, в том числе, связана и с увеличением числа пользователей интернетом в России и в Кирове в целом. Так, уже около 20 % жалоб поступает в ведомство через глобальную сеть.24

    Закон о защите прав потребителей предусматривает  возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке. Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) – добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право. По общему правилу обращение истцов с претензией о добровольном исполнении требований потребителей не признается обязательным досудебный порядок урегулирования спора и непредъявление такой претензии не влечет возврата искового заявления или оставления заявления без рассмотрения.25

    Отметим, что по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров - ст.797 ГК РФ -  претензии и иски по перевозкам грузов. Учитывая это, судья в соответствии с п.1 ч.1 ст.135 ГПК РФ должен возвратить исковое заявление, если потребителем не был соблюден предварительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена. При этом необходимо иметь ввиду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием в отказу в судебной защите, так как это противоречит Конституции РФ и Закону «О защите прав потребителей».

    При разрешении споров о защите прав потребителей необходимо иметь в виду, что условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (п. 2 ст. 400 ГК РФ и ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в полном объеме.26

    В целях недопущения ошибок при  рассмотрении дел данной категории необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение  либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце, изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе (п.7 Постановления Пленума ВС РФ № 7, п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителя). Исключение составляют случаи продажи товара, выполнения услуги ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания  зависит от того, был ли установлен на товар, работу, услугу гарантийный срок, а также от  времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, п. п. 5, 6 ст. 19, п. п. 4, 5, 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителя).

    Пунктом 13 Постановления разъяснено, что при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие непредоставления достоверной или полной информации о товаре (работе, услуге) необходимо учитывать, что в соответствии со ст. ст. 1095 - 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12 и п. п. 1 - 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей такой вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем либо исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером в полном объеме независимо от их вины (за исключением случаев, предусмотренных, в частности, ст. 1098 ГК РФ («Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения»), п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей) и независимо от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях.

    Отметим, что большую часть дел в  суде по категории «о защите прав потребителей»  составляют споры по искам покупателей  и потребителей услуг о возмещении ущерба, причиненного в связи с нарушением их прав.

    При удовлетворении исковых требований судом взыскиваются убытки, причиненные потребителю, которые возмещаются сверх неустойки. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда ГК РФ установлен ограниченный размер ответственности (например, ст. ст. 796, 902). При этом взыскание неустойки и убытков не освобождает лицо, нарушившее право потребителя от выполнения наложенных от него обязательств (п.п. 2 и 3 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). 27

    При определении причиненных потребителю  убытков суд в соответствии с п. 3 ст. 393 ГК РФ вправе исходить из цен, существующих в том месте, где должно было быть удовлетворено требование потребителя, на день вынесения решения, если ГК РФ и Закон о защите прав потребителей не содержит каких-либо изъятий из общих правил учета цен при определении убытков.

    Моральный вред, причиненный потребителю определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда (ст.15 Закона), размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда и не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара или суммы подлежащей взысканию неустойки, и должен основываться на характере и объеме причиненных  потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае. 28

    Отметим, что суды часто не учитывают, что взыскание неустойки за нарушение прав потребителей при продаже товаров и при выполнении работ (оказании услуг) определено законом в различном размере и по различным основаниям,  которые подробно обоснованы в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 7.

    Так, при взыскании неустойки следует обращать внимание на то, что неустойка по договору купли-продажи в размере, установленном ст. 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в ст. ст. 20, 21, 22 Закона сроков без ограничения какой-либо суммой. Неустойка же по договору на оказание услуги (производство работы), предусмотренная п. 5 ст. 28 Закона, – ограничивается стоимостью услуги (работы).

    Пунктом 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Штраф взыскивается в доход государства (федерального бюджета). При определении его размера не следует учитывать компенсацию морального вреда, взысканную в пользу потребителя, а также возмещенные ему судебные расходы. Такой вывод вытекает из анализа содержания п. 6 ст. 13 Закона, который предусматривает взыскание штрафа как санкцию за неудовлетворение в добровольном порядке требования потребителя. Поскольку в соответствии с законом размер компенсации морального вреда определяется судом и не может быть определен продавцом (исполнителем), наказывать его за неудовлетворение данного требования в добровольном порядке не является правильным.29

Информация о работе Судебная практика в механизме правового регулирования в отношениях с участием потребителей