Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:38, дипломная работа
Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе достижений науки управления, последних изменений уголовно-процессуального законодательства сформировать современное представление об организации деятельности органов дознания, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения в соответствующей части.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ.7
1.1. Понятие и сущность дознания…………………………………………...7
1.2. Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе МВД России……………………………………………………………………...10
1.3. История организации подразделений дознания в России …………...17
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ В УМВД РОССИИ ПО г.ЧЕБОКСАРЫ………….......................................25
2.1. Характеристика подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………………..25
2.2. Анализ деятельности подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………........…..27
2.3. Анализ проблем, возникающих в ходе проведения дознания УМВД России по г. Чебоксары…………………………………………………………29
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИЛИЗИРОВАНЫХ ПОДРАЗДЕНЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ...............................………...............................................................32
3.1. Предупреждение ошибок на стадии предварительного расследования…………………………………………………………………...32
3.2. Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....51
БИБЛИАГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….…...54
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Органы дознания системы МВД России занимают особое место в системе органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Основное назначение органов дознания заключается в их участии в борьбе с преступностью на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. На специализированные подразделения дознания ОВД возлагается обязанность производства предварительного расследования в форме дознания, содержанием которого является деятельность дознавателя по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления и подготовке материалов уголовного дела для судебного разбирательства.
С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[13], предварительное расследование и, особенно институт дознания, подверглись существенным изменениям и получили заметное развитие. Вместе с тем, практика применения УПК РФ показала несовершенство его отдельных положений, выявила противоречия, негативно сказывающиеся на результатах расследования. Приказом МВД России от 3 августа 2006 года №606 [12] определены основные направления совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации. В числе направлений в области организации и управления определены выработка управленческих решений по организации предварительного расследования в форме дознания; внедрение передового опыта и научных рекомендаций в деятельность органов дознания; направления совершенствования в области нормативно-правового регулирования.
Эффективная работа дознавателей, имеющих опыт практической работы в специализированных подразделениях дознания системы МВД России, невозможна без повышения своих знаний и умений, регулярного изучения изменений законодательства и овладения современными достижениями криминалистической техники, тактики и методики расследования отдельных видов преступлений.
Последние два десятилетия были для России временем правовых реформ, сопровождавшихся постоянным обновлением нормативного материала, переосмыслением многих теоретических понятий и положений законодательства. В теории уголовного судопроизводства, как правило, рассматривались вопросы регламентации и осуществления процессуальной деятельности органов дознания. Работ же, в которых бы анализировалась взаимосвязь проблем организации и управления деятельностью органов дознания и совершенствования процессуальной деятельности данных органов, фактически не было. Между тем именно от эффективной организации и управления системой органов дознания зависит качество расследования в форме дознания и иных видов процессуальной деятельности тех органов, которых УПК РФ включает в систему органов дознания. Внесение в УПК РФ, начиная с 2007 г., изменений и дополнений, касающихся производства дознания, делают изучение указанные проблем как никогда актуальным. Именно это и обусловило выбор темы данной работы.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений. Она обусловлена, прежде всего, тем, что сегодня нет четкого понимания деятельности органов дознания. Несмотря на традиционность данных видов процессуальной деятельности органов дознания и на то, что они многократно являлись предметом исследований различного уровня в теории уголовного судопроизводства, до настоящего времени в законодательстве и правоприменительной практике существует целый ряд проблем, связанных с их осуществлением.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе достижений науки управления, последних изменений уголовно-процессуального законодательства сформировать современное представление об организации деятельности органов дознания, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения в соответствующей части.
Для достижения указанной цели нами поставлены следующие задачи:
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в организации деятельности подразделений дознания органов внутренних дел.
Предметом исследования являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты, ведомственные Приказы МВД и инструкции, регламентирующие деятельность подразделений дознания ОВД, а также материалы следственно-судебной практики по делам о преступлениях, расследованных в форме дознания.
Методологическую основу исследования составил диалектический подход и различные методы научного познания, применяемые в юриспруденции: исторический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический.
Правовая база исследования представлена Конституцией РФ, УПК РФ, рядом других действующих федеральных законов. Теоретической основой исследования послужили труды по истории и теории государства и права, уголовного и уголовно-процессуального права, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, административного права, государственного управления. В начале 70-х годов прошлого века актуальные проблемы дознания на примере органов милиции были поставлены и рассмотрены Ю.Н. Белозеровым, В.Е. Чугуновым, А.А. Чувилевым. В последующие годы интерес к проблемам дознания в среде ученых-процессуалистов не ослабел. Научному анализу правового регулирования и практики деятельности отдельных органов дознания были посвящены работы С.И.Гирько, А.С.Есиной, Н.Ш.Мингалина, А.Б.Сергеева и др.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы. Разработанные в исследовании положения расширяют комплекс знаний о деятельности подразделений дознания в условиях действия новых УПК РФ, УК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и развивают представление о содержании и особенностях тактики внутриведомственного взаимодействия. Некоторые сформулированные в работе выводы и предложения могут быть реализованы в законотворческой деятельности, повседневной практике раскрытия и расследования таможенных преступлений. Очевидны возможности использования результатов данного исследования в учебном процессе Российской таможенной академии, а также в дальнейших научных исследованиях.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы:
- при подготовке законодательных и ведомственных нормативных актов;
- в практической деятельности подразделений дознания;
- в процессе преподавания курсов «Криминалистика», «Уголовный процесс», «Административное право» в высших и средних учебных заведениях Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования, и состоит из введения, где нашли свое отражение взгляды на рассматриваемую проблему, 3 частей – теоретической, практической и рекомендательной, заключения, где обозначены выводы и предложения, списка использованной литературы и приложения.
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
Раскрытие преступления представляет собой протяженный во времени процесс установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Преступление считается раскрытым полно, когда доказаны все обстоятельства. Непременным условием полноты раскрытия преступления является необходимая и достаточная совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и другие обстоятельства. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания.
Предварительное расследование производится в двух формах: предварительного следствия и дознания.
Предварительное следствие – это в уголовном судопроизводстве РФ одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 150 УПК).
Слово «дознание» происходит от распространенных в прошлом русских слов «дознать», «дознаться», т. е. точно разузнать, удостовериться в чем-нибудь. В качестве юридического понятия это слово обозначает особую форму расследования уголовных дел, осуществляемого управомоченными на это государственными органами. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова «Дознание – это предварительное административное расследование». Подобное уяснение этого слова в толковом словаре обусловлено зарождением дознания. В дореволюционной России деятельность органов дознания (как правило, полиции) связывалась с проведением первоначальных действий по обнаружению признаков преступления и розыска, в том числе и негласного, лиц, причастных к преступлению[23, с. 57]. Разрушение имперского уголовно-процессуального законодательства изменило характер дознания, переведя его из разряда, по большей части, административных деятельности в разряд уголовно-процессуальной. Поэтому, начиная с принятия УПК РСФСР 1922 г., дознание представляет особую форму расследования уголовных дел.
В теории уголовного процесса встречаются различные, а в ряде случаев и противоречивые определения дознания. В частности, Ю.В. Деришев заметил: «Уголовно-процессуальное законодательство при своей лаконичности не дает определения дознания (как и предварительного следствия), но характеризует его довольно подробно, а именно: как уголовно-процессуальную деятельность уполномоченных на то специальных органов, выступающую либо как экстренный, не допускающий отлагательств первоначальный и предшествующий предварительному следствию этап расследования, направленный на выявление и закрепление следов преступления и обнаружения преступника путем производства неотложных следственных действий; либо как ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме определенной категории уголовных дел, не требующих в связи со своей простотой предварительного следствия» [38].
УПК РФ предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования преступлений и осуществляется дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Иными словами, в данном случае орган дознания проводит самостоятельное расследование в полном объеме и в силу отдельных процессуальных ограничений – в ускоренной и несколько упрощенной форме.
В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РФ). Дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу. Очевидно, что ряд общественно опасных деяний ни при каких обстоятельствах не будут «обслуживаться» следователями. Причин этому достаточно много. Это и простота объективной стороны преступлений, а отсюда – несложность доказывания. Это и незначительная общественная опасность, качество вреда охраняемым общественным отношениям и режим процессуальной экономии. Это, наконец, элементарная нехватка следователей. Такая категория дел в подавляющем большинстве отнесена к подсудности мировых судей. По таким делам вину правонарушителя также требуется доказать, пусть и в ускоренном режиме и упрощенной форме. Исторический опыт и международная практика показывают, что расследование таких дел входило, входит и будет входить в компетенцию органов, обладающих процессуальной компетенцией, т.е. правом производства дознания.
Имеется также следующее определение дознания, данное В.Г. Даевым и В.В. Шимановским: «Дознание является первичной формой расследования для дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, и основной формой расследования для несложных дел, по которым производство предварительного следствия необязательно». Это определение содержит в себе главный момент законодательной регламентации деятельности по дознанию – различия в процессуальном порядке в зависимости от категории расследуемых дел [57, с. 102].