Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:38, дипломная работа
Краткое описание
Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе достижений науки управления, последних изменений уголовно-процессуального законодательства сформировать современное представление об организации деятельности органов дознания, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения в соответствующей части.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ.7 1.1. Понятие и сущность дознания…………………………………………...7 1.2. Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе МВД России……………………………………………………………………...10 1.3. История организации подразделений дознания в России …………...17 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ В УМВД РОССИИ ПО г.ЧЕБОКСАРЫ………….......................................25 2.1. Характеристика подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………………..25 2.2. Анализ деятельности подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………........…..27 2.3. Анализ проблем, возникающих в ходе проведения дознания УМВД России по г. Чебоксары…………………………………………………………29 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИЛИЗИРОВАНЫХ ПОДРАЗДЕНЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ...............................………...............................................................32 3.1. Предупреждение ошибок на стадии предварительного расследования…………………………………………………………………...32 3.2. Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел…………………………....38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....51 БИБЛИАГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….…...54
Ученый П.С. Яни говорил: «При возбуждении дела изучаются перспективы
направления его в суд, в практике применяется остро критикуемый
теорией права термин «целесообразность возбуждения», то есть, как бы заранее высчитываются шансы освобождения лица, в отношении которого дело предполагается возбудить. Если расследование заканчивается прекращением дела, все говорят, что следователь работал «на корзину». Нельзя, конечно, однозначно утверждать, что за прекращение уголовного дела со следователя взыскивают. Однако по опыту работы зональным прокурором знаю, что проверкам подвергались, прежде всего, те районы, где доля прекращенных дел в отчетном периоде была выше»[39, с. 32].
К сожалению, бытует мнение, что прекращение
уголовного преследования по реабилитирующим
основаниям не соответствует задачам правоохранительной
деятельности. При таком подходе получается, что дознаватель
и прокурор не имеют права даже на добросовестное
заблуждение при решении вопроса о возбуждении
уголовного преследования. Хотя это не
причиняет никакого имущественного вреда этому лицу, не нарушает
каких-либо его трудовых, пенсионных, жилищных
или иных прав и свобод.
Подобные отрицательные последствия
возможны при избрании и применении мер
процессуального принуждения (задержание
подозреваемого, меры пресечения, иные меры), но на то требуются установленные
законом основания и условия. При возбуждении
уголовного дела в отношении конкретного
лица можно говорить лишь о причинении
ему морального вреда. Но вряд ли этот
моральный вред будет намного меньше,
если следователь и прокурор вместо возбуждения уголовного
дела и привлечения его к участию в следственных
действиях в качестве подозреваемого,
имеющего право на защиту и многие другие
права, будут проводить допросы, предъявления
для опознания и другие следственные действия явно уличающего характера с участием
этого лица в качестве свидетеля. Лицо
будет осознавать, что его пытаются уличить
в совершении преступления, что его фактически
подозревают (скрыть это зачастую невозможно),
но почему-то лишают даже права на защиту,
права дачи показаний и объяснений и других
прав, которыми по закону может пользоваться
подозреваемый. Скорее всего, это вызовет
еще большие нравственные страдания.
В интересах стороны защиты не только
скорейшее признание ее таковой, но и то,
чтобы уголовный процесс без излишнего затягивания переходил из стадии возбуждения уголовного дела в стадию предварительного расследования, где у нее больше возможностей для доказывания невиновности подозреваемого. Закрепленный в УПК РФ порядок возбуждения уголовного дела порождает и иные проблемы для теории и практики правоприменения. Например, уголовное дело возбуждено
по признакам преступления и одновременно
в отношении конкретного лица. Начато
предварительное расследование и собирание
доказательств. Однако лицо, в отношении которого возбуждено уголовное
дело, обжаловало это решение в суд. Суд
признал постановление о возбуждении
уголовного дела незаконным или необоснованным
и обязал прокурора устранить допущенное
нарушение (отменить указанное постановление).
Но тогда доказательства, добытые в ходе предварительного
расследования, например, результаты опознания
потерпевшим или свидетелями каких-либо
предметов, могут быть признаны недопустимыми
и не имеющими юридической силы, ибо получены
в ходе незаконного расследования. Повторное опознание предмета тем же опознающим
и по тем же признакам закон запрещает.
Возможность эффективного повторного
производства других следственных действий
(обысков, выемок и т.д.) также может быть
утрачена из-за того, что искомый предмет
или документ изъят в ходе первичного обыска или
выемки, либо просто из-за фактора времени.
Но если бы постановление о возбуждении
уголовного дела не было связано с привлечением
конкретного лица в качестве подозреваемого,
то оно не могло бы обжаловать такое постановление, так как обжалованы могут быть лишь
те действия и решения, которые затрагивают
интересы лица. Вышеуказанная ситуация
тогда бы просто не возникла. Сохранение
при необходимости в тайне факта возбуждения
уголовного дела по признакам преступления,
но не в отношении конкретного лица, также не
ущемляло бы прав того или иного лица. При возбуждении уголовного дела в отношении
конкретного лица в постановлении следователя,
дознавателя, должностного лица органа
дознания фактически содержатся два различных
решения[40]:
- о возбуждении уголовного дела по признакам
одного или нескольких преступлений;
- о возбуждении уголовного дела в отношении
конкретного лица.
Представляется вполне возможным, что прокурор, которому направлено
такое постановление для согласования,
посчитает необходимым согласиться с
первым из указанных двух решений, но сочтет
невозможным согласиться со вторым из
них. По-видимому, прокурор будет вынужден
вынести постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. Но такое решение прокурора будет противоречить законным интересам потерпевшего, а значит, и назначению уголовного судопроизводства. Кроме того, даже при последующем возбуждении
уголовного дела только по признакам преступления
будет потеряно время, столь ценное в первые
часы и сутки после обнаружения признаков
преступления (с точки зрения возможности
раскрытия преступления по горячим следам).
Если же прокурор согласится с постановлением
о возбуждении уголовного дела, то это
постановление в случае его обжалования
подозреваемым в суд может быть впоследствии
признано судом незаконным или необоснованным
со всеми вытекающими последствиями. Решение
этой проблемы видится в отказе от объединения
в одном постановлении о возбуждении уголовного
дела двух различных решений.
Более совершенным представляется такой порядок, когда сначала следователь (дознаватель) должен вынести постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления,
и лишь после этого должно быть вынесено
отдельное постановление, в котором будет
зафиксировано решение следователя (дознавателя)
о наделении конкретного лица процессуальным
статусом подозреваемого. При этом закон
не должен требовать согласовывать с кем-либо
решение следователя (дознавателя) о привлечении
лица в качестве подозреваемого, подобно
тому, как требуется согласовывать решение
о привлечении липа в качестве обвиняемого[41].
С учетом вышеизложенного представляются
не лишенными оснований неоднократно
высказывавшиеся предложения о том, чтобы
общим правилом было возбуждение уголовного
дела только по признакам преступления,
но не в отношении конкретного лица. В законе должна содержаться норма о
том, что лицо привлекается в качестве
подозреваемого при наличии достаточных
доказательств, дающих основание для подозрения
лица в совершении преступления.
Обратимся далее к проблемам терминологии.
Появление в деле подозреваемого предполагает
возбуждение и начало уголовного преследования
определенного лица – процессуальную деятельность, осуществляемую
стороной обвинения в целях изобличения
подозреваемого, обвиняемого в совершении
преступления. Но уголовное преследование определенного лица
начинается и при появлении в деле обвиняемого.
Причем даже если обвиняемое лицо ранее
не имело процессуального статуса подозреваемого,
привлечение этого лица к участию в уголовном
процессе называется не возбуждением
уголовного дела в отношении лица, а именно
привлечением в качестве обвиняемого.
В этой ситуации возникают следующие вопросы.
Насколько оправданны эти терминологические
различия при обозначении одного и того
же по сути, решения о привлечении лица
к участию в уголовном судопроизводстве со стороны
защиты и начале уголовного преследования
данного лица? Почему в одном случае начало
уголовного преследования лица именуется
возбуждением уголовного дела в отношении
лица, а в другом – привлечением лица в качестве обвиняемого? Если же какая-то необходимость в подобной
дифференциации все-таки есть, то может
быть, надо учесть, что подозреваемый,
в отличие от обвиняемого – это кратковременная процессуальная фигура, которая либо на стадии предварительного расследования превращается в обвиняемого, либо уголовное
преследование в отношении него прекращается.
С учетом этого логичнее было бы при наличии
достаточных доказательств, дающих основания
для обвинения лица в совершении преступления,
выносить постановление не о привлечении этого лица в качестве обвиняемого, а о возбуждении в отношении него уголовного дела, у которого может быть целый ряд стадий.
С нашей же точки зрения, удобнее и проще
(в целях единообразия терминологии закона)
было бы говорить о привлечении лица в
качестве соответственно подозреваемого или обвиняемого.
3.2. Совершенствование организации деятельности подразделений дознания органов внутренних дел
Дознание является одним из наиболее
проблемных институтов современного уголовно-процессуального
права. Главная проблема заключается в низкой
эффективности существующих правовых
предписаний. Нормативные условия (ограничения)
применения уголовно-процессуальной формы
дознания опираются на методологическую
концепцию протокольной формы досудебной
подготовки материалов. Именно этим обстоятельством
обусловлены законодательные указания
о том, что дознание допускается лишь по
делам, возбужденным в отношении конкретных
лиц. Данное ограничение – главный источник практических трудностей,
поскольку приводит к тому, что более половины уголовных дел передается
в органы следствия. Таким образом, в реалиях
аннулируются главные преимущества дознания – быстрота и простота. Указанное ограничение должно быть отменено.
В первую очередь, обоснованную критику практических работников органов дознания вызывает
несовершенство законодательства, регламентирующего
рассмотрение сообщений о преступлениях
и порядок возбуждения уголовного дела. Стремление к сокращению разрыва между
получением сообщения о преступлении
и принятием решения о возбуждении уголовного дела, отсутствие
в уголовно-процессуальном законодательстве
четкой регламентации проведения проверки
сообщений о преступлениях породили в
юридической науке и в правоприменительной
практике дискуссию о целесообразности
сохранения в уголовно-процессуальном законодательстве
проверки сообщений о преступлениях.
Полномочия дознавателя по проверке
сообщения о преступлении конкретизированы
в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, где закреплены права
дознавателя требовать производства документальных
проверок, ревизий и привлекать к их участию
специалистов, а в случае проверки сообщения
о преступлении, распространенного в средствах
массовой информации – требовать от его
редакции документы и материалы, подтверждающие
сообщение о преступлении, а также данные
о лице, предоставившем информацию о совершенном преступлении. Реализация перечисленных полномочий
дознавателя в значительной мере носит
проблемный характер, обусловленный тем,
что в УПК не закреплены процедурные предписания,
устанавливающие порядок проведения проверки сообщения о преступлении.
Путем производства документальных проверок
и ревизий могут быть проверены сообщения
о преступлениях в сфере экономики, например,
о присвоении или растрате чужого имущества,
вверенного виновному (ч. 1 ст. 160 УК РФ)
и др. По смыслу ч. 2 ст. 144 УПК РФ орган дознания
может производить проверку сообщения
о преступлении, распространенному в средствах
массовой информации, только в том случае,
если такое поручение ему дает прокурор.
В целях проверки сообщения орган дознания
вправе потребовать от редакции средства
массовой информации, распространившего
сообщение о преступлении, передачи документов
и материалов, подтверждающих сообщение
о преступлении, а также данных о лице,
предоставившем указанную информацию
(ч. 2 ст. 144 УПК РФ).
Вместе с тем, следует отметить, что требование
прокурора, органа дознания о передаче
имеющихся в распоряжении средств массовой
информации документов и материалов, предусмотренное
ч. 2 ст. 144 УПК РФ, ни в коей мере не предполагает
и не допускает какого бы то ни было принудительного изъятия
требуемых документов и материалов. В части 2 статьи 41 Закона о средствах
массовой информации, закреплено положение,
согласно которому «редакция обязана
сохранять в тайне источник информации
и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом»[33].
Несогласованность положений Федеральных
законов порождает неопределенность в
деятельности подразделений дознания
по проверке сообщений о преступлениях.
Для принятия одного из решений, указанных
в ч. 1 ст. 145 УПК РФ, необходима информация
об обстоятельствах совершенного или предполагаемого
преступления, которая может быть получена
от потерпевшего, очевидцев, осмотра места
происшествия и т.п. По УПК РСФСР с этой целью можно было
истребовать необходимые материалы и
получить объяснения (ч. 2 ст. 109), а также произвести осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 178). В УПК РФ нет указания на истребование необходимых материалов и получение объяснений как способа проверки сообщений о преступлениях, однако в процессуальной литературе сплошь и рядом встречаются утверждения о том, что в целях проверки
сообщения о преступления могут быть получены
объяснения граждан и должностных лиц,
им же могут быть направлены требования
и запросы, обязательные для исполнения.
При этом в обоснование высказанных суждений
иногда приводят закрепленное в ч. 4 ст. 21 УПК РФ положение, согласно которому «требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявляемые в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями,
организациями, должностными лицами и
гражданами». В главе 19 УПК РФ, регламентирующей
порядок возбуждения уголовного дела,
нет указания на полномочия органа дознания
и дознавателя направлять на стадии возбуждения
уголовного дела требования, поручения
и запросы, за исключением требований,
предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 144 УПК РФ.
Вряд ли можно признать нормальным такое
положение, когда в уголовно-процессуальном
законе не установлен механизм реализации
полномочий сотрудника подразделения дознания по проверке сообщений о преступлении, в результате чего он вынужден исполнять предписания закона, по сути дела, нарушая закон. Аналогичная ситуация складывается и
в связи с истребованием у граждан и должностных
лиц необходимых предметов и документов, а также получением
от них объяснений. В уголовно-процессуальном
законе отсутствуют нормы, в которых было
бы предусмотрено право сотрудника органа
дознания в стадии возбуждения уголовного
дела требовать от граждан объяснений,
представления предметов и документов и обязанность
граждан выполнять эти требования.
Проблема производства следственных
действий в целях проверки сообщения о
преступления имеет давнюю историю. Еще
до принятия УПК РСФСР 1960 г. в процессуальной
литературе дискутировался вопрос о допустимости производства
ряда неотложных следственных действий
до возбуждения уголовного дела. Вопрос о производстве следственных
действий в целях проверки сообщения о
преступлении обсуждался и после принятия
УПК РСФСР 1960 г. В ходе проверки сообщения о преступлении допускается
производство «отдельных следственных
действий по закреплению следов преступления
и установлению лица, его совершившего
(осмотр места происшествия, освидетельствование,
назначение судебной экспертизы)» – ч.
4 ст. 146 УПК РФ. Однако существует коллизия между нормой, закрепленной в ч. 4 ст. 146 УПК РФ, и нормами, регламентирующими порядок производства освидетельствования и судебной экспертизы (ст. 179, 195-207 УПК РФ), в которых нет прямого указания на допустимость производства указанных следственных
действий до возбуждения уголовного дела,
в отличие от ч. 2 ст. 176 УПК РФ, где закреплено
такое правило.