Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:38, дипломная работа
Краткое описание
Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе достижений науки управления, последних изменений уголовно-процессуального законодательства сформировать современное представление об организации деятельности органов дознания, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения в соответствующей части.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ.7 1.1. Понятие и сущность дознания…………………………………………...7 1.2. Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе МВД России……………………………………………………………………...10 1.3. История организации подразделений дознания в России …………...17 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ В УМВД РОССИИ ПО г.ЧЕБОКСАРЫ………….......................................25 2.1. Характеристика подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………………..25 2.2. Анализ деятельности подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………........…..27 2.3. Анализ проблем, возникающих в ходе проведения дознания УМВД России по г. Чебоксары…………………………………………………………29 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИЛИЗИРОВАНЫХ ПОДРАЗДЕНЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ...............................………...............................................................32 3.1. Предупреждение ошибок на стадии предварительного расследования…………………………………………………………………...32 3.2. Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел…………………………....38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....51 БИБЛИАГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….…...54
В качестве приложения к Указу Александра
II от 8 июня 1860 г. о введении судебных следователей
был издан «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим
заключать в себе преступление или проступок».
Этими документами, впервые «де юре» предварительное
расследование было разделено на дознание
и следствие. В соответствии с Судебными уставами
1864 г. право производства следствия передавалось органам юстиции.
В отличие от терминологии Свода законов
Российской Империи 1835 г. формальное следствие
стало именоваться предварительным следствием,
а то, что именовалось предварительным
следствием, получило термин «дознание».
Согласно ст. 269 УУС судебный следователь
мог проверять, дополнять, отменять действия
чинов полиции по производству дознания,
сам исправлял недостатки дознания.
В науке управления того времени дознание определялось по-разному. Так, В.К. Случевский считал, что целью дознания является обнаружение
только признаков преступления, а розыск
и изобличение виновного должен осуществлять
следователь. Характерно, что примерно
такое же определение содержалось в своеобразном
комментарии к Судебным уставам: дознание
– это «первоначальные изыскания, производимые
полицией для обнаружения справедливости
или несправедливости дошедших до нее
слухов и сведений о преступлении или
о таких происшествиях, о которых без разысканий
нельзя определить, заключается или не
заключается в них преступление».
Однако большинство авторов признавали
неразрывную связь дознания с установлением
лица, совершившего преступление. Например,
А.А. Квачевский различал дознание в широком
и узком смысле слова. В широком смысле
– это все первоначальное производство, включая розыск. В узком – «собирание
признаков одного преступления без указания
преступника». При этом он отмечал, что
отождествление дознания с розыском неточно,
поскольку собственно «розыск составляет
часть дознания, в обширном смысле – один
из способов его производства, направленный
к обнаружению и указанию скрытного, тайного,
преимущественно виновника преступления».
Н.Н. Розин определял дознание как «меры,
принимаемые указанными в законе органами
для установления по горячим следам события
преступного деяния, его намечающихся юридических
черт и предполагаемого его виновника».
И.Я. Фойницкий утверждал, что дознание
направлено на установление преступления
и виновного в его совершении [19, c. 112].
Считалось, что существование дознания
оказывает положительное влияние на качество следственной
работы: во-первых, «полиция, дабы не сообщать
следователю неверных сведений, по необходимости
должна будет сперва сама удостовериться
в справедливости того, о чем доносит,
а через то число неосновательных следствий значительно уменьшится», а во-вторых,
«судебный следователь, не участвуя в
первоначальных разысканиях и посему
не увлекаемый первыми, иногда ошибочными
заключениями, догадками, предполагаемым
виновным, может беспристрастно, без всяких
предубеждений судить о вероятности возводимых на кого-либо
подозрений».
Анализ положений Устава уголовного
судопроизводства приводит к выводу, что
в нем существовало три вида дознания:
дознание как способ проверки заявлений
и сообщений о преступлениях и проступках,
дознание по делам местных установлений и дознание по делам, подсудным окружным судам.
Первый вид дознания полиция осуществляла
в тех случаях, когда уголовно-правовые
признаки происшествия сомнительны или
о происшествии стало известно из источника,
не вполне достоверного (ст. 253 УУС). Второй вид дознания представлял собой
установление в полном объеме всех обстоятельств
совершенного преступления по делам, подсудным
мировым судьям (ст. 47, 48, 52 Устава). Третий вид дознания производился, когда
полиция обнаруживала только что совершившееся или совершающееся
преступление, а также когда следы обнаруженного
преступления могли быть утрачены до прибытия
на место происшествия следователя (ст.
238, 252–258 УУС). В этих случаях полиция заменяла
следователя и имела право провести дознание. При этом производились следственные действия, не терпящее отлагательства – осмотр, освидетельствование, обыск, выемка и др. Основными же способами производства дознания были осмотр местности, обход притонов, преследование по горячим следам, использование данных криминалистических
учетов, словесные расспросы. Срок дознания
не ограничивался, за исключением случаев,
когда обвиняемый задерживался полицией.
Если следователь не имел возможности
допросить задержанного в течение суток,
то полиция составляла протокол, в котором отражался факт
объявления этому лицу о причинах его
задержания (ст. 400 УУС). Таким образом,
при производстве дознания производились
как следственные, так и розыскные действия,
а также применялись разнообразные меры
процессуального принуждения.
Вместе с тем детальная регламентация
производства дознания в Уставе уголовного
судопроизводства отсутствовала. Однако,
по утверждению И.Я. Фойницкого, это не
являлось недостатком или пробелом в законодательстве,
поскольку установление формальных требований в этой стадии было бы не
только бесполезно, но даже вредно для
интересов уголовного правосудия: «Порядок
и образ действий полиции по производству
дознания закон избегает регламентировать
с точностью …для того именно, чтобы не
стеснить полицию в этой деятельности, по существу своему требующей быстроты и целесообразности соответственно изменяющимся обстоятельствам» [32, с. 29].
Таким образом, по российскому дореволюционному
законодательству суть дознания состояла
в обнаружении признаков преступления, производстве первоначальных
следственных действий и розыске преступника,
а также в исследовании всех обстоятельств
совершения преступлений небольшой тяжести,
подсудных мировым судьям.
Дознание в советский период также имеет
свои особенности. В первых нормативных актах, изданных после
октябрьского переворота, термин «дознание»
не использовался: все действия по установлению
признаков преступления и обстоятельств
совершенного преступления именовались
равнозначными понятиями «расследование»
и «следствие», которое возлагалось на следственные комиссии или на постоянных местных народных судей.
Впервые термин «дознание» появляется
в п. 16 Постановления Народного Комиссариата
Юстиции от 23 июля 1918 г. «Об организации
и действии местных народных судов». Дознание осуществлялось милицией, Красной
Гвардией или исполнительными органами
республики и представляло собой расследование
в полном объеме преступлений любой категории
тяжести. По результатам дознания составлялся
протокол, который направлялся в суд. «По
поступлению в местный народный суд протокола
дознания о совершении какого-либо преступления
местный народный судья, основательно
ознакомившись с протоколом, составляет
обвинение, если находит достаточными
данные дознания. Затем местный народный
судья определяет меру пресечения способов уклонения
от суда и назначает день слушания дела».
Таким образом, материалы дознания были
достаточными для рассмотрения дела в
суде. Следственные комиссии осуществляли
расследование только по тем делам, которые
рассматривались судом с участием шести заседателей. По
остальным же делам форма расследования
зависела от усмотрения народного суда:
он мог ограничиться произведенным милицией
дознанием либо передать дело для производства
предварительного следствия в следственную
комиссию или народному судье. Вместе с тем действия
органов дознания и следствия детально
не регламентировались и различий между
ними не проводилось.
Некоторые правила производства дознания
содержались в совместной Инструкции
НКВД и НКЮ 1918 г. «Об организации рабоче-крестьянской милиции». В соответствии
с этим документом, помимо охраны общественного
порядка, на милицию возлагалась обязанность
проводить дознание по уголовным делам.
При этом в случае неотложности работники
милиции могли по своей инициативе производить осмотры, выемки и обыски, поставив
об этом в известность ближайший суд или
следственную комиссию. Однако на практике деятельность милиции
этим далеко не ограничивалась: она расследовала
в полном объеме большинство уголовных
дел.
Декрет ВЦИК «О революционных трибуналах» от 5 апреля 1920 г. предоставлял
право производить дознание в полном объеме
чрезвычайным комиссиям; наркомату юстиции
и внутренних дел; рабоче-крестьянской
инспекции; местным губернским исполнительным
комитетам; президиуму местных советов
народных судей.
В Уголовно-процессуальном кодексе 1922
г. была сделана попытка разграничить
дознание и следствие, как это было в Судебных
уставах 1864 г. В соответствии со ст. 103 УПК
дознание представляло собой первоначальный
этап расследования, на котором органы дознания обязаны были лишь принять меры к сохранению следов преступления и предотвратить возможность скрыться подозреваемому. Эти задачи выполнялись путем производства неотложных следственных действий: опроса подозреваемого и свидетелей, осмотра, выемки, обыска, освидетельствования.
Кодекс не предусматривал возможность
расследования органами дознания уголовных
дел в полном объеме. Однако следственные
органы не справлялись с огромным потоком
преступлений, поэтому на практике ничего
не менялось: органы дознания по-прежнему расследовали
подавляющее большинство уголовных дел,
руководствуясь правилами производства
предварительного следствия.
В связи с этим в следующем Уголовно-процессуальном
кодексе 1923 г. законодатель был вынужден
более детально регламентировать дознание, предусмотрев возможность
его производства по делам, по которым
предварительное следствие было не обязательно,
и по делам, по которым предварительное
следствие являлось обязательным. В свою
очередь первый вид дознания подразделялся
на подвиды: по делам о преступлениях, за которые
наказание не превышало одного года лишения
свободы, акты дознания направлялись непосредственно
в суд и служили основанием для предания
обвиняемого суду (п. 2 ст. 105 УПК), а материалы
дел о преступлениях, за которые наказание превышало один год лишения
свободы, орган дознания направлял прокурору,
который принимал решение о дальнейшей
их судьбе. Срок дознания составлял один
месяц. Дела о преступлениях, по которым
предварительное следствие было обязательным,
орган дознания должен был передать следователю,
не дожидаясь окончания месячного срока.
Независимо от вида дознания оно производилось
по правилам, установленным для предварительного
следствия. По любому делу орган дознания
без ограничений мог осуществлять любые
следственные действия. Более того, в соответствии
со ст. 109 УПК следователь имел право не
производить предварительное следствие,
если признает поступившие к нему материалы
дознания достаточно полными. Таким образом,
предварительное расследование, как и
прежде, осуществлялось в основном органами
дознания и каких-либо существенных отличий
между дознанием и предварительным следствием
не было. К этому следует добавить, что по УПК
1923 г. функции дознания осуществлял неограниченный
круг административных органов: помимо милиции, уголовного розыска, органов политического управления, правом производства дознания были наделены органы податной, санитарной, технической, торговой инспекций; инспекции труда; многие правительственные учреждения и их должностные лица.
На V Всероссийском съезде деятелей юстиции было официально признано, что никакой органической особенностью предварительное следствие не отличается от дознания, эти формы расследования равнозначны и их нельзя противопоставлять друг другу. Предварительное следствие устанавливалось лишь для дел, рассматриваемых
губернскими судами и трибуналами, а по
другим делам оно могло проводиться лишь
по особому постановлению народного судьи
или по предложению прокурора. В дальнейшем
органы дознания получили право приостанавливать и прекращать уголовные дела, находящиеся
в их производстве. Надзор за проведением
дознания по каждому конкретному уголовному
делу возлагался на следователя, на участке
которого действовал данный орган дознания.
Следователь, кроме того, был наделен правом с разрешения прокурора передать
расследование подследственного ему дела
в орган дознания.
Анализируя практику тех лет, процессуалист
В. Громов отмечал: «В условиях недостаточности
следственного аппарата почти все преступления
проходят через органы дознания. Это, однако, не есть результат случайных
причин. Согласно общему духу нашего УПК
нет принципиальной разницы между органами
дознания и органами следствия, представляющими
собой лишь две ступени одного и того же
процесса расследования».
Таким образом, институт дознания в советском уголовно-процессуальном
законодательстве занял иное место по
сравнению с дореволюционным, став формой
расследования уголовных дел, практически
не отличающейся от предварительного
следствия. Полномочия органов дознания
практически были уравнены с полномочиями следователя,
и дознание перестало выполнять свое предназначение
– раскрывать преступления.
В 50-х гг. при обсуждении проекта уголовно-процессуального
кодекса развернулась дискуссия о целесообразности
существования полного дознания. Многие ученые предлагали ликвидировать
данную форму расследования преступлений,
но она была сохранена как в Основах уголовного
судопроизводства 1958 г., так и в Уголовно-процессуальном
кодексе РСФСР 1960 г. Вместе с тем в 60-е и
70-е гг. перечень преступлений, по которым расследование
проводилось в форме дознания, был сокращен
до 19 составов. Однако организационные и кадровые проблемы
следственного аппарата привели к тому,
что этот перечень вновь был расширен,
и к 2001 г. дознание в полном объеме осуществлялось по 84 составам преступлений.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ В УМВД РОССИИ ПО г.ЧЕБОКСАРЫ