Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:38, дипломная работа
Краткое описание
Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе достижений науки управления, последних изменений уголовно-процессуального законодательства сформировать современное представление об организации деятельности органов дознания, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения в соответствующей части.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ.7 1.1. Понятие и сущность дознания…………………………………………...7 1.2. Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе МВД России……………………………………………………………………...10 1.3. История организации подразделений дознания в России …………...17 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ В УМВД РОССИИ ПО г.ЧЕБОКСАРЫ………….......................................25 2.1. Характеристика подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………………..25 2.2. Анализ деятельности подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………........…..27 2.3. Анализ проблем, возникающих в ходе проведения дознания УМВД России по г. Чебоксары…………………………………………………………29 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИЛИЗИРОВАНЫХ ПОДРАЗДЕНЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ...............................………...............................................................32 3.1. Предупреждение ошибок на стадии предварительного расследования…………………………………………………………………...32 3.2. Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел…………………………....38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....51 БИБЛИАГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….…...54
О.Я. Баев обоснованно утверждает, что
в ряде случаев только от результатов
экспертизы зависит обоснованность возбуждения самого уголовного дела (например,
о незаконном обороте наркотиков, оружия,
подделке документов, тяжести телесных
повреждений, полученных пострадавшим
и т.д.), что ряд экспертных методов являются
разрушающими, влекущими невозможность
последующего исследования объектов после предварительного
их подобного изучения, оформляемого справкой
специалиста (например, для обоснованного
возбуждения уголовного дела по факту
незаконного хранения патронов и других
боеприпасов их нужно на данной стадии
отстрелять)[40].
Другие авторы также обращают внимание
на то, что «...выявить признаки преступления
и закрепить его следы в соответствии
с требованиями закона порой невозможно
без проведения экспертного исследования»[41], что «основания к возбуждению уголовного дела во многих случаях могут появиться только после производства исследований некоторых объектов (оружия, патронов, взрывчатых веществ, наркотиков
и др.), что установление признаков состава
преступления по некоторым делам (о пожарах,
дорожно-транспортных происшествиях,
о компьютерных преступления и др.), как
правило, вообще невозможно без производства
исследований в процессе осмотра места происшествия[42] и т.п.
По логике вещей в таких случаях обязательным
компонентом проверки сообщения о преступлении
должно быть производство экспертизы. Как утверждает А.Б. Соловьев, и
с этим следует согласиться, «проведение
некоторых следственных действий до возбуждения
уголовного дела обусловлено необходимостью
обеспечить законность этого важного
процессуального решения. Причем эту роль
выполняет не назначение экспертизы, а само заключение
экспертизы, которое имеет важное значение
по делам о преступлениях против личности,
наркотизма и т.д., когда без заключения
экспертизы подчас невозможно решить
этот вопрос». Если же следовать букве закона и ограничиваться назначением экспертизы, то
в ряде случаев это может повлечь и уже
влечет возникновение абсурдных ситуаций.
Однако признание наличия у дознавателя
полномочий на производство следственных
действий в ходе проверки сообщения о
преступлении не означает, что тем самым не возникнет проблем в процессе их реализации. Такие проблемы уже возникают из-за того, что освидетельствование и производство целого ряда экспертиз допускается только в отношении лиц, обладающих процессуальным статусом подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля,
а этот статус, как правильно отмечает
И.Б. Михайловская, может быть присвоен лицу
только после возбуждения уголовного
дела.
Таким образом, существует настоятельная
необходимость в четком законодательном
определении полномочий дознавателя по осуществлению
проверки сообщения о преступлении и обеспечении
их процедурными предписаниями, в том
числе и относительно порядка производства
следственных действий.
Следует отметить, что установленный
ст. 146 УПК РФ порядок, при котором прокурор дает согласие на возбуждение
уголовного дела, фактически стал серьезным
препятствием к своевременному принятию
такого решения, проведению неотложных
следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий по раскрытию преступлений. Собранные данные свидетельствуют о наличии ряда
обстоятельств, препятствующих получению
своевременного согласия прокурора на
возбуждение уголовного дела. Среди них следует выделить следующие:
- отдаленность целого ряда органов дознания от мест дислокации органов прокуратуры (более 700 подразделений органов
дознания отдалены на значительные расстояния
от мест расположения органов прокуратуры);
- недостаточность финансового и ресурсного обеспечения органов дознания (нехватка компьютерной, копировальной техники, средств факсимильной связи, транспортных средств).
На наш взгляд, требования, содержащиеся
в ст. 146 УПК РФ, значительно снижают мобильность
дознавателей и следователей в самый ответственный
момент реагирования на преступления,
когда требуется быстрая и активная работа по «горячим следам», причем зачастую
связанная с задержанием подозреваемого
и участием защитника. Получение согласия
прокурора можно сохранить для уголовных
дел о должностных и ряда экономических
преступлений. Для общеуголовных преступлений
получение согласия прокурора на возбуждение уголовного дела резко снижает возможности раскрытия преступлений».
В связи с несовершенством законодательства
возникают также проблемы реализации
полномочия дознавателя по возбуждению
уголовных дел:
- частного и частно-публичного обвинения;
- о преступлениях, причинивших вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием;
- при обнаружении признаков преступления в ходе расследования уголовного дела.
По общему правилу уголовные дела частно-публичного
обвинения возбуждаются не иначе как по
заявлению потерпевшего (ч. 3 ст. 20 УПК РФ).
Это значит, что дознаватель может реализовать
свое полномочие на возбуждение уголовного
дела частно-публичного обвинения при наличии двух условий:
- имеется заявление потерпевшего;
- прокурор дал согласие на возбуждение уголовного дела.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Прежде всего, возникает вопрос о наличии
у дознавателя полномочий на возбуждение
уголовного дела частно-публичного обвинения. Причинами возникшей
неопределенности является то, что, во-первых,
в ст. 147 и 318 УПК РФ право на возбуждение
уголовных дел частно-публичного обвинения
предоставлено только, прокурору, а, во-вторых,
в УПК не установлен порядок действий дознавателя при обнаружении предусмотренных
ч. 4 ст. 20 УПК РФ оснований для возбуждения
такого рода уголовных дел.
Многолетней следственно-судебной практикой
выработано общее правило, согласно которому
не требуется возбуждения уголовного
дела по каждому новому составу преступления, установленному
в ходе расследования[48], а также в случаях, когда по делу будет установлено, что к совершенному преступлению причастны и другие лица. По мнению С.Ф. Шумилина[61], такое правило применимо лишь в том случае, если в процессе расследования уголовного дела частно-публичного или публичного обвинения обнаруживаются признаки преступления, которое
преследуется в публичном порядке. Это
можно объяснить тем, что в обычном порядке
уголовное дело по признакам данного преступления
все равно было бы возбуждено независимо
от наличия заявления потерпевшего. В
то же время обнаружение признаков преступления, которое преследуется в частно-публичном порядке, даже в ходе уже ведущегося производства по уголовному делу, не отменяет положения ч. 3 ст. 20 УПК РФ, согласно которому уголовное дело частно-публичного обвинения возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего.
Как уже было отмечено, дознаватель с
согласия прокурора вправе возбудить
уголовное дело частно-публичного обвинения
и при отсутствии заявления потерпевшего,
если данное преступление совершено в
отношении лица, находящегося в зависимом состоянии
или по иным причинам не способного самостоятельно
воспользоваться принадлежащими ему правами. В УПК РФ нет определения понятий «зависимое
состояние» и «иные причины, по которым
потерпевший не способен воспользоваться
принадлежащими ему правами».
Существуют проблемы по возбуждению
уголовного дела о преступлении, причинившем
вред интересам исключительно коммерческой
или иной организации, не являющейся государственным
или муниципальным предприятием. В соответствии
со ст. 23 УПК РФ уголовные дела о таких преступлениях
возбуждаются по заявлению руководителя
данной организации или с его согласия.
В том случае, если руководитель организации
сообщает о преступлении, которым организации
причинен вред, проверка сообщения и принятие
решения о возбуждении уголовного дела
осуществляются в общем порядке, предусмотренном
ст. 144-146 УПК РФ. Однако в УПК РФ не установлен порядок
получения согласия руководителя организации
на возбуждение уголовного дела в том
случае, если сообщение о преступлении было получено из других источников
(например, от работников данной организации,
от сотрудников вневедомственной охраны
и т.п.).
В процессуальной литературе существует
мнение о том, что «в подобных случаях
орган дознания, следователь, прокурор
должны возбудить уголовное дело на общих основаниях
и, только собрав достаточные относительно
существования обстоятельств, названных
в данной статье, должны сообщить об этом
руководителю организации, разъяснив
ему право на дачу согласия на возбуждение
уголовного дела, которое, в данном случае дается
задним числом. Если руководитель организации
отказывается дать такое согласие, а преступление
не причинило вред интересам других организаций,
а также интересам граждан, общества или
государства, дело подлежит прекращению на основании п. 5 ст. 24 УПК РФ»[13].
Однако УПК РФ предусматривает иную последовательность. В случаях, когда руководитель организации
не дает согласие на возбуждение уголовного дела или осуществление уголовного
преследования, возникает вопрос об основаниях
отказа в возбуждении уголовного дела
и его прекращении. В УПК РФ также не решен вопрос о том,
кто может дать согласие на возбуждение
уголовного дела в том случае, если будет установлено, что вред коммерческой
или иной организации, не являющейся государственном
или муниципальным предприятием, причинен
в результате преступления, совершенного
руководителем данной организации. Все
это требует изменений действующего уголовно-процессуального законодательства.
Возбуждение уголовного дела по признакам
преступления, обнаруженного в ходе предварительного
расследования также не урегулировано.
В УПК РФ нет прямого указания на обязанность
дознавателя выносить постановление о
возбуждении уголовного дела, если в ходе предварительного
расследования будет установлено, что
лицо, в отношении которого возбуждено
уголовное дело, совершило еще несколько
преступлений, в том числе при участии
других лиц. Не было такого указания и
в УПК РСФСР. По материалам судебной практики, если суды
первой или кассационной инстанции возвращали
уголовные дела на дополнительное расследование
в связи с тем, что не были возбуждены уголовные
дела по обнаруженным в ходе предварительного
расследования эпизодам преступной деятельности, то вышестоящие суды отменяли
такие определения.
В УПК не установлена процессуальная
форма решения дознавателя о передаче
сообщения о преступлении по подследственности
или в суд (по делам частного обвинения). В литературе по уголовному процессу следователям (дознавателям) рекомендуется
выносить мотивированное постановление
о передаче заявления (сообщения) по подследственности
или подсудности с указанием в нем оснований
принятого решения и соответствующих
мер для предотвращения или пресечения
преступления, а равно и для сохранения
следов преступления[55].
В ст. 145 УПК РФ закреплено положение о
том, что в случае принятия решения, предусмотренного
п. 3 ч. 1 настоящей статьи, орган дознания, дознаватель,
следователь или прокурор принимает меры
по сохранению следов преступления. При
этом в УПК РФ не указано, какие конкретно
меры могут быть приняты для достижения
этой цели. В процессуальной литературе в самых
различных сочетаниях называют такие меры по сохранению
следов преступления, как: осмотр места
происшествия; осмотр предметов и документов;
протоколирование сообщений о преступлениях;
направление требований, поручений, запросов,
истребование документов и материалов,
принятие предметов и документов, представленных
потерпевшим, его адвокатом или другими
лицами; хранение изъятых и принятых предметов
– будущих вещественных доказательств;
требования о проведении специальных
исследований; получение объяснений; судебно-медицинское освидетельствование[56] и т.п.
Требуют изменения и дополнения и нормы
уголовно-процессуального кодекса, регламентирующие
порядок производства следственных действий,
окончания дознания. В последнее время все чаще выдвигаются
требования по рациональному расходованию
сил и средств при осуществлении уголовно-процессуальной
деятельности, по обеспечению экономичности
форм уголовного судопроизводства и научной
организации труда. Это предполагает решение задач по снижению
различного рода непроизводительных и
необоснованных затрат при расследовании
уголовных дел, чтобы без ущерба полноте
и качеству расследования оно производилось
с меньшей затратой материальных, моральных
и других ресурсов.
В решении задач по экономии сил и средств
наибольший эффект может дать рационализация
работы по проведению тех следственных
и иных процессуальных действий, на которые
уходит основная часть времени. Приказом МВД России от 3 августа 2006 года
№606 [12] определены основные направления совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации. В числе направлений в области организации
и управления (п. 4.1. Приказа №606) определены выработка
управленческих решений по организации
предварительного расследования в форме
дознания; внедрение передового опыта
и научных рекомендаций в деятельность
органов дознания.