Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе достижений науки управления, последних изменений уголовно-процессуального законодательства сформировать современное представление об организации деятельности органов дознания, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения в соответствующей части.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ.7
1.1. Понятие и сущность дознания…………………………………………...7
1.2. Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе МВД России……………………………………………………………………...10
1.3. История организации подразделений дознания в России …………...17
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ В УМВД РОССИИ ПО г.ЧЕБОКСАРЫ………….......................................25
2.1. Характеристика подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………………..25
2.2. Анализ деятельности подразделения дознания УМВД России по г. Чебоксары………………………………………………………………........…..27
2.3. Анализ проблем, возникающих в ходе проведения дознания УМВД России по г. Чебоксары…………………………………………………………29
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИЛИЗИРОВАНЫХ ПОДРАЗДЕНЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ...............................………...............................................................32
3.1. Предупреждение ошибок на стадии предварительного расследования…………………………………………………………………...32
3.2. Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....51
БИБЛИАГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….…...54

Файлы: 1 файл

готовый диплом.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

 

  •       2.1. Характеристика подразделений дознания в УМВД России  по
  •       г.Чебоксары  
  •  

  • Отделение дознания осуществляет организацию расследования уголовных преступлений, по которым проведение предварительного следствия необязательно, а также контрольно-методическое обеспечение подразделений дознания города. Несмотря на свой молодой возраст, дознание является одним из основных подразделений в структуре полиции общественной безопасности.
  • В состав отдела дознания УМВД России по г. Чебоксары входят: начальник отдела дознания (одновременно он является заместителем начальника полиции), заместитель начальника отдела дознания, 5 старших дознавателей, 15 младших дознавателей.
  • Начальник подразделения дознания – это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).
  • Полномочия начальника подразделения дознания:
  • 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу;
  • 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю;
  • 3) проверять материалы уголовного дела;
  • 4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
  • 5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • 6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
  • При отсутствии начальника отдела дознания и заместителя начальника отдела дознания их обязанности исполняет один из старших дознавателей.
  • Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).
  • Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.
  • Полномочия  дознавателя:
  • 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;
  • 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
  • Все следственные действия протоколируются дознавателями ОМВД России по г. Чебоксары. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.
  • Протокол – официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание). Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
  • В протоколе указываются:   
  • 1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
  • 2.    должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • 3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности (Приложение 1,2).
  • В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.
  • В случаях, предусмотренных ст. 177, 178, 181-183, частью пятой ст. 185, частью седьмой ст. 186, ст. 193 и 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 170 УПК РФ.
  •      2.2. Анализ деятельности подразделения дознания УМВД России по                                        г.Чебоксары

    По данным работы УМВД России города Чебоксары за 12 месяцев 2012 года, в производстве дознавателей находился 1181 материал проверки сообщения о преступлении, из которых возбуждено 943 уголовных дела, из них 568 уголовных дел, возбужденных в отношении неустановленного лица, что составляет 60,2%. За период 2011 года в производстве отделения дознания находилось 961 уголовное дело, нагрузка по уголовным делам на одного дознавателя составила 160 уголовных дел. Окончено 285 уголовных дел, нагрузка по оконченным уголовным делам 47,5 уголовных дела на одного дознавателя. Передано по подследственности 624 уголовных дела [39].

    Таблица 1

      Справка о работе органов дознания в динамике за 2011-2012 года

     

    2012г.

    2011г.

    Динамика,%

    Находилось в производстве

    961

    858

    12

    Окончено уголовных дел

    285

    307

    -7,2

    Направлено в суд уголовных дел

    258

    283

    -8,8

    Направлено в суд эпизодов

    300

    289

    3,8

    Нагрузка по направленным в суд делам

    43

    47,2

    -4,2

    Количество обвиняемых

    276

    297

    -7,1

    Возвращено на дополнительное расследование

    1

    2

    -50

    Прекращено

    50

    63

    12,5

    Продлено

    47

    44

    6,8

    Вес оконченных дел в срок свыше 20 дней

    16,5

    14,3

    2,2

    Вес дел, направленных в суд от числа оконченных

     

    90,5

     

    92,2

     

    1,7

    Передано по подследственности

    624

    531

    17,5

    Задержано

    5

    11

    -54,5

    1

    2

    3

    4

    Арестовано

    3

    8

    -62,5


    Для борьбы с преступностью на текущий период определены следующие приоритеты в организации деятельности органов дознания ОВД:

    - защита конституционных прав и свобод в области правонарушений;

    - борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и коррупцией;

    - подрыв экономической основы организованной преступности;

    - раскрытие и расследование преступлений;

    - совершенствование профилактических мер;

    - укрепление учетно-регистрационной дисциплины.

    Отделением дознания УМВД города Чебоксары за 12 месяцев 2012 года из 285 оконченных уголовных дел, 47 уголовных дел было продлено прокурором до 30 суток. За аналогичный период 2011 года из 307 оконченных уголовных дел, 44 уголовных дела продлено. Рост числа продленных прокурором уголовных дел обусловлен повышением сложности расследуемых дел, необходимостью назначения длительных судебных экспертиз, большого количества проводимых следственных действий.

     

    2.3 Анализ проблем, возникающих в ходе проведения дознания   УМВД России по г.Чебоксары

    Дознание производится тогда, когда его упрощенными средствами за сокращенный срок возможно полно и объективно подготовить дело к судебному производству, выполнив все задачи стадии предварительного расследования. При возникновении серьезных препятствий для движения дела, при необходимости производства большого объема процессуальных действий продолжение дознания становиться практически невозможным. Отсюда следует, что дознание: нецелесообразно проводить по многоэпизодным и групповым делам (соединение дел при дознании ограничено); не производится при необходимости выполнения следственных или розыскных действий в другом районе; не производится «дознавательской группой»; при дознании, как правило, не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и контроль и запись переговоров как следственные действия (небольшой срок дознания в большинстве случае делает бессмысленным данные действия, рассчитанные на несколько месяцев); при дознании не производятся длительные экспертизы. В том числе подозреваемый не помещается в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, которая длится 30 суток; дознание не приостанавливается (в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого). Дознание нецелесообразно приостанавливать и в связи с сокрытием подозреваемого, неизвестностью его местонахождения по иным причинам. За 30 дней срока дознания принять все возможные меры по розыску подозреваемого практически невозможно; после возобновления приостановленного или прекращенного дела прокурор не может установить срок дополнительного дознания, поэтому по таким делам дознание не производится (прокурор направляет их для производства предварительного следствия). В качестве базовой процессуальной деятельности дознавателя, рассмотрим, прежде всего, средства по сбору материалов и по доказыванию. Определение доказательств дано в ч.1 ст.115 УПК РК, которое гласит: «Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела». Между тем. в ч.1 ст.115 УПК РК не названы средства получения (установления) «любых сведений», на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. В словосочетании «любые сведения», содержащемся в ч.1 ст.115 УПК РК, нельзя не видеть использования законодателем прилагательного «любые». Отсюда круг сведений, которые могут убедить следователя и суд в существовании тех или иных обстоятельств, законом не ограничен. Поэтому составляющими термина «любые» являются, по нашему мнению, как полученные с соблюдением норм УПК РК, так и сведения, содержащиеся в анонимных заявлениях, показаниях потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показаниях свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности, т.е. недопустимых доказательствах, результатах оперативно-розыскных действий, полученных в результате действий, не уполномоченных на то лиц (например, сведения, содержащиеся в показаниях свидетеля, допрос которого произведен оперативным работником без поручения следователя). Таким образом, с точки зрения содержания сведений, которые могут быть использованы для установления фактов, составляющих предмет доказывания, закон не устанавливает каких-либо ограничений. И это вполне понятно, поскольку следы, которые может оставить событие преступления, столь же разнообразны и индивидуальны, как и каждое конкретное общественно опасное деяние. Отграничение доказательств от любых иных сведений достигается с помощью закрепленных в законе требований, касающихся источника сведений и способа его получения. Требование закона (ч.1 ст.115 УПК РК) об установлении доказательств в порядке, определенном УПК РК, не решает вопроса, из каких именно источников могут быть получены сведения дознавателем, следователем, прокурором, судом или судьей, устанавливающие наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИЛИЗИРОВАНЫХ ПОДРАЗДЕНЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

     

  •      3.1. Предупреждение ошибок на стадии предварительного расследования
  •  

  • Вопрос о предупреждении средствами прокурорского надзора ошибок на стадии возбуждения уголовного дела при вовлечении в уголовный процесс лиц в качестве подозреваемых заслуживает особого внимания. На практике традиционно считается, что прекращение уголовного дела или уголовного преследования – явление отрицательное, свидетельствующее о необоснованном возбуждении уголовного дела.
  • По результатам работы ОМВД России по г. Чебоксары по итогам 2011-2012 годов число уголовных дел, производство которых прекращено в стадии предварительного расследования за отсутствием события, состава преступления и непричастностью к совершению преступления, сократилось с 63 в 2011 году до 50 в 2012 году[47, с. 96].
  • Возникает вопрос: не были ли ошибками возбуждения тех уголовных дел, которые впоследствии были прекращены по реабилитирующим основаниям, правомерно ли прокуроры давали согласие на возбуждение этих уголовных дел? Факт прекращения уголовного дела сам по себе еще не свидетельствует о незаконности или необоснованности возбуждения данного уголовного дела. Решение о возбуждении уголовного дела, как правило, принимается на основе не достоверного, а вероятного знания об обстоятельствах, подлежащих доказыванию (в противном случае теряло бы смысл последующее предварительное расследование), что по определению не исключает возможной ошибки. Если в ходе предварительного расследования будет установлена непричастность подозреваемого к совершению преступления или, например, отсутствие самого события преступления, то соответственно, уголовное преследование и уголовное дело должны быть прекращены. Аналогичным образом и решение о признании потерпевшим тоже принимается на основе не достоверного, а вероятного знания о том, что данному лицу причинен вред преступлением, о характере и размере этого вреда, и тоже без учета желания или согласия потерпевшего[38].
  • Проблема не в том, что реабилитируют невиновного, а когда дознаватель и прокурор еще до возбуждения уголовных дел делят их на перспективные и неперспективные (сомнительные с точки зрения судебной перспективы) и под различными предлогами стараются не возбуждать последние. Или, когда возбуждают дело по признакам преступления, а в отношении лица, сразу попавшего под подозрение, дело не возбуждают, а допрашивают его в качестве свидетеля или вообще не допрашивают, лишая тем самым права на защиту. Поступать так дознавателя и прокурора заставляют опасения, что, возможно, впоследствии придется прекратить уголовное дело или уголовное преследование подозреваемого по реабилитирующим основаниям.
  • Информация о работе Совершенствование организации деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел