Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 21:01, курсовая работа
Целью работы является выявление роли договора купли-продажи как одного из ведущих договоров в гражданском обороте .
Задачами работы можно назвать следующие:
1) рассмотрение законодательной базы по регулированию данной сферы;
выявление пробелов в законодательстве;
нахождение возможных путей решения, возникающих на практике проблем.
Введение ..3
1. Понятие, значение и сфера применения договора купли-продажи ….. 7
Общая характеристика договора купли-продажи …..7
Стороны договора купли-продажи, их права и обязанности …. 13
Особенности договора купли-продажи в гражданском обороте……...29
2. Виды договоров купли-продажи…………..……………………………………..33
Договор розничной купли-продажи ......33
Договор поставки как вид договора купли-продажи…………………...38
Договоры купли-продажи недвижимости …..45
Особенности купли продажи предприятия…………………………….52
Заключение…...……………………………………………………………………..64
Библиографический список………………………………………………………...68
Список сокращений…………………………………………………………………73
г) причинение
вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя
- он
вправе требовать от изготовителя (исполнителя,
продавца) возмещения вреда
в порядке, предусмотренном гл. 59 ГК и ст.
14 Закона о защите прав
потребителей.
Пунктом 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей предусматривается общее правило, по которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Убытки,
возникшие у потребителя
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 16 рассматриваемого Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Имеется в виду навязывание потребителю товаров «в наборе», «заказе» или услуг «в комплексе».
Согласно ст. 454 и 492 ГК основной обязанностью продавца является передача покупателю в собственность вещи (товара). Закон предъявляет единые требования к передаваемой вещи с точки зрения ее качества и комплектности, а если передаче подлежат вещи, определяемые родовыми признаками, - также количества и ассортимента6. Вместе с тем, учитывая особенности договора розничной купли-продажи, ГК и Закон о защите прав потребителей устанавливают ряд дополнительных гарантий охраны прав покупателей.
Качество товара должно соответствовать договору, а если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. При этом по соглашению сторон продавец может передать товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.
При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец должен руководствоваться обычно предъявляемыми требованиями.
В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных ст. 503 ГК и ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Он вправе по своему выбору потребовать:
а) либо
замены недоброкачественного товара товаром
надлежащего
качества;
б) либо соразмерного уменьшения покупной цены;
в) либо
незамедлительного безвозмездного устранения
недостатков
товара;
г) либо возмещения расходов на устранение недостатков товара;
д) либо расторжения договора с возвратом уплаченной покупной цены.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в отношении товаров, закупленных продавцом по договору комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом и замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) подлежат удовлетворению с согласия продавца.
Указанные ограничения установлены только в отношении тех продавцов, которые приобрели товар для последующей реализации потребителям по договору комиссии. Действие этой нормы распространяется на товары, проданные потребителям розничными комиссионными торговыми предприятиями независимо от их организационно-правовых форм, а также другими продавцами, лишь бы эти товары были приняты ими от граждан по договору комиссии.
Согласно п. 3 ст. 503 ГК вместо предъявления требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерном уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо возмещении расходов на их устранение покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества, установленные ст. 503 ГК, применяются к любым лицам, вступившим в отношения по договору розничной купли-продажи, за исключением граждан-потребителей. Если в договоре розничной купли-продажи одной из сторон является гражданин-потребитель, должны применяться последствия продажи товара ненадлежащего качества, определенные п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а не ст. 503 ГК. В этом случае потребитель вправе при расторжении договора требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (если применение потребителем одного из последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему убытков).
Основаниями освобождения продавца (изготовителя), а также организаций, выполняющих их функции на основании договора, от обязанности удовлетворения требований потребителей являются:
- во-первых,
нарушение потребителем после передачи
ему товара
правил его использования, хранения или
транспортировки;
- в-третьих, непреодолимая сила.
Бремя доказывания наличия этих обстоятельств возлагается на продавца.
Согласно п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец обязан безвозмездно доставить товар с недостатками для ремонта, уценки, замены, а также возвратить потребителю отремонтированный или замененный товар. Данная обязанность распространяется на крупногабаритные и тяжелые товары (весом более 5 кг), доставка которых силами потребителя обычно затруднена. В случае неисполнения указанной обязанности либо при отсутствии в месте нахождения потребителя продавца, изготовителя или организаций, выполняющих их функции, потребитель может осуществить доставку и возврат товара с недостатками своими силами. При этом, однако, продавец, изготовитель или организации, выполняющие их функции, должны возместить ему расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, исходя из действующих на момент перевозки тарифов на транспортно-экспедиционное обслуживание граждан.
Согласно ст. 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить установленные ст. 18 данного Закона требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем.
Если товар длительного пользования, в том числе его комплектующие изделия, по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя или причинить вред его имуществу либо окружающей среде, изготовитель обязан устанавливать срок службы. Изготовитель также обязан устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, поскольку по его истечении данные товары считаются непригодными для использования по назначению. Перечни таких товаров утверждаются Правительством РФ. Согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите прав потребителей продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается.
Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок, в течение, которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Продавец может установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен, установить гарантийный срок сверх сроков, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 19 данного Закона. Требования, которые потребитель вправе предъявлять к продавцу в случае обнаружения недостатка товара в течение установленного продавцом гарантийного срока, порядок и сроки удовлетворения этих требований, а также ответственность продавца устанавливаются договором между потребителем и продавцом. Таким образом, в рассмотренном случае речь идет о договорной гарантии, предоставляемой потребителю изготовителем или продавцом товара.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то возможность предъявления требований, связанных с недостатками товара, устанавливается законом.
Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем в течение двадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара. При этом в отношении товаров длительного пользования изготовитель обязан при предъявлении потребителем указанного требования в семидневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ.
Если недостатки товара устранялись в течение гарантийного срока, то данный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. В том случае, когда устранение недостатков товара осуществляется посредством замены комплектующего изделия или составной части основного товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие или составную часть основного товара исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.
В случае предъявления требования о замене товара ненадлежащего качества продавец обязан заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. При отсутствии у продавца необходимого для замены товара он должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. По требованию потребителя продавец обязан безвозмездно предоставить потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Однако данное правило не распространяется на товары, перечень которых устанавливается Правительством РФ7.
Поскольку товар ненадлежащего качества заменяется на новый товар, гарантийный срок на него исчисляется заново со дня передачи нового товара потребителю.
Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т. п., в соответствии со ст. 416 ГК обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения, а потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей и ст. 503 ГК требование. Бремя доказывания невозможности замены товара в указанных случаях лежит на продавце.
Согласно ст. 22 Закона о защите прав потребителей требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.