Тщательный
подход к разработке законодательных
актов, с одной стороны, и
готовность внести в них необходимые
исправления и поправки, вызванные
реальной жизненной практикой,
с другой, - представляют собой
те правила, которыми должен
руководствоваться законодатель.
Законодательные акты, даже те, которые
касаются важнейших сторон государственной
и общественной жизни, часто
не отвечают требованиям нормативности
и гарантированности. При таких
условиях эти акты не становятся
реальными регуляторами общественных
отношений, не приводят к сколько-нибудь
значительному социальному эффекту,
несмотря на все призывы
и даже борьбу за соблюдение
и применение таких актов.
Необходимо установить высокое
качество законодательства, а
также установить механизм
самореализации правовых норм,
которые будут способствовать
становлению правового государства.
Конкретно-исторический
опыт становления и развития
правовой государственности определяется
социально-экономическими и политическими
условиями, уровнем общественного
правосознания, субъективными факторами,
национальными и историческими
традициями. Одним из таких условий
является существование единого
правового пространства в
границах данного государства.
Ученые-юристы, занимающиеся разработкой
проблем правового государства
и связывающие формирование его
основ прежде всего с реализацией
принципа верховенства закона
как основной общедемократической
ценностью, уделили внимание
понятию правового закона, необходимости
придания законам, в том числе
и Конституции, прямого действия,
упорядочения ведомственного и
локального нормотворчества, создания
правовых механизмов, обеспечивающих
их полное соответствие закону.
Но реализация этих идей возможна
лишь при наличии единого правового
пространства как определяющего условия
становления правовой государственности.
"Война законов", начавшаяся
с принятием бывшими союзными республиками
Деклараций о государственном суверенитете,
одним из положений которых провозглашался
приоритет республиканского законодательства
перед союзным, продолжается. "Полем
битвы" становится правовое пространство
Российской Федерации, где идея государственного
суверенитета бывших автономий вновь
фокусируется на признании приоритета
законодательства республик, входящих
в состав России. Логическим завершением
данного процесса явился парад
локальных суверенитетов, который
выражается в принятии конституций республиками,
не соответствующих Конституции Российской
Федерации по многим фундаментальным
вопросам (Степное Уложение Республики
Калмыкия - Хальмг-Тангч; конституции
Республики Коми, Республики Башкортостана,
Республики Карелия). А именно: по вопросам
нарушения прав и свобод человека
(ущемляются права граждан русскоязычного
населения на территориях республик);
декларируется приоритет верховенства
законодательства республик; устанавливаются
собственные судебные системы (предмет
исключительного ведения Российской
Федерации); провозглашается право
назначения высших должностных
лиц в республике высшими органами власти
республик (приоритет Российской Федерации);
покушение на совместные предметы
ведения Российской Федерации и республик
(относят исключительно к ведению республик).
В ряде статей
Конституции Российской Федерации
(статьи 4, 15, 76 и др.) закреплено
верховенство Конституции Российской
Федерации и федеральных законов
на всей территории России.
Ст.15 гласит: "Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется
на всей территории Российской
Федерации. Законы и иные правовые
акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации".
Согласно статье 72 Конституции Российской
Федерации обеспечение соответствия
конституций и законов республик,
уставов и иных нормативных правовых актов
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов Конституции Российской Федерации
и федеральным законам находится в совместном
ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Таким
образом, единое правовое пространство
как необходимое условие становления
и формирования правового государства
отсутствует. Необходимо обеспечить
соответствие конституций и законов республик,
уставов и иных нормативных правовых
актов краев, областей, городов
федерального значения, автономной
области, автономных округов Конституции
Российской Федерации
и федеральным законам. Такую
функцию выполняет Конституционный
Суд Российской Федерации. Статья
125 Конституции Российской Федерации
устанавливает, что Конституционный
Суд Российской Федерации разрешает
дела о соответствии Конституции
Российской Федерации: федеральных
законов, нормативных актов Президента
Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации; конституций
республик, уставов, а также законов
и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению
органов государственной власти
Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов
Российской
Федерации; договоров между
органами государственной власти Российской
Федерации органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
договоров между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных
договоров. А также разрешает
споры о компетенции между
федеральными органами государственной
власти, между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, между высшими государственными
органами субъектов Российской Федерации.
В современном
демократическом государстве
эффективность правового закона
сопряжена с наличием единого
правового пространства, в
котором приоритетное значение
имеет принцип верховенства законов,
принимаемых от имени народа
и выражающих его суверенную
волю, над всеми действующими
в стране нормативными актами.
Подзаконные акты, включая ведомственные
распоряжения, приказы, инструкции,
подлежат конституционному контролю.
Это означает, что они могут
быть опротестованы, обжалованы
и аннулированы по мотивам
нарушения законности или, напротив,
после определенной судебной
процедуры подтверждены как
соответствующие конституции и
иным законам.
Идея единого
правового пространства становится
национальной. В странах Западной
Европы концепция правового пространства
наряду с концепцией европейского
экономического пространства, получает
все большее признание, и выражается
в борьбе с терроризмом, защитой
прав человека, праве убежища,
отношениями между правоохранительными
органами.
В правовом
государстве существуют определенные
гарантии законности, которые
обеспечивают соблюдение и исполнение
закона. Это - социально-экономические,
политические, юридические и международные
гарантии. Политические гарантии
законности - это прежде всего
демократизм общественного и
государственного строя Российской
Федерации, политический и идеологический
плюрализм, активное участие граждан
в управлении делами государства.
Социально-экономические гарантии
законности - многообразие форм
собственности, создание необходимых
условий для их развития, обеспечение
им равной защиты, свободное
предпринимательство, право граждан
распоряжаться своими способностями
к производительному и
творческому труду, справедливые
условия найма, увольнения, оплаты
и охраны труда и т.д. К
юридическим гарантиям относятся следующие:
нормативная урегулированность законами
или подзаконными актами всех общественных
отношений, нуждающихся в правовом закреплении,
эффективная деятельность специальных
органов, контролирующих соблюдение
законов, а также правоохранительных органов,
привлечение к юридической ответственности
должностных лиц, посягающих на права
и свободы граждан. К международным гарантиям
относятся: деятельность международных
организаций, специализированных органов
ООН по контролю за соблюдением прав человека
в различных странах, инспекционные
поездки их представителей в регионы,
где нарушается законодательство, закрепляющее
права и свободы граждан, право граждан
обращаться в международные органы за
защитой своих нарушенных прав.
Законность
и правовое государство -
категории во многом тождественные,
но у них несколько разные
акценты. Законность требует
безусловного соблюдения законодательства
всеми субъектами правовой сферы,
в то время как правовое
государство предъявляет подобное
требование к государственным
структурам, выполняющим функции
публичной власти. Поэтому реализация
режима правового государства
означает торжество закона прежде
всего в деятельности властных
структур - государственных органов
власти, управления, суда и прокуратуры
и их должностных лиц. В
итоге законность и правовое
государство ведут к превращению
закона в самостоятельную, объективную
силу жизнедеятельность которой
не зависит от отношения к
ней.
Таким образом,
рассмотрев такие аспекты
правового государства как систему
разделения властей и верховенство
закона, мы переходим к основной
функции правового государства.
3. Права и свободы
человека в системе ценностей.
Верховенство
закона подразумевает не только
приоритет закона как разновидности
нормативно-правового акта в
отношении подзаконных актов,
сколько широкий аспект прав
и свобод, закрепленных за
членами общества действующим
законодательством. В правовом
государстве любое ущемление
прав человека недопустимо. Более
того оно обязано последовательно
и неукоснительно обеспечить
реализацию этих прав и защищать
их. В этой связи принципиальное
значение приобретает проблема
правового равенства в различных
сферах жизни общества и государства.
Ее решение предполагает создание
государством надежных гарантий,
обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав
и свобод человека и гражданина,
свойственный правовому государству,
содержится в международных актах.
Это прежде всего Всеобщая
декларация прав человека, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря 1948г., Международный пакт
об экономических, социальных
и культурных правах, Международный
пакт о гражданских и политических
правах, принятых на ХХI сессии
Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря
1966г.
Перечень прав
и свобод, провозглашенных в указанных
актах закреплен и гарантирован в конституциях
правовых государств. Особое значение
в них придается юридической защищенности
личности, которая немыслима без презумпции
невиновности. Презумпция же невиновности
означает, что подлинно демократическое
государство признает, что все вопросы,
связанные с виновность или не виновностью
граждан в совершении того или иного преступления,
следует решать только в судебном порядке.
Более того, при рассмотрении
уголовных дел по которым может быть
вынесен смертный приговор, гражданин
вправе требовать, чтобы его судил суд
присяжных. В Российской Федерации
это право отражено в ст.49 Конституции
Российской Федерации.
Всеобщая декларация
прав и свобод человека, принятая
ООН в 1948 году состоит из 30 статей.
В ней провозглашается, что
"все люди рождаются свободными
и равными по своему достоинству
и правам. Они наделены
разумом и совестью и должны
поступать в отношении друг
друга в духе братства".
Далее в ней указывается на
недопустимость жестокие, унижающие
человеческое достоинство, обращение
и наказания. В статье 6 Декларации
признается право каждого человека
на признание его право субъектности,
т.е. предоставления человеку
возможности приобретать права
и осуществлять обязанности,
предусмотренные законодательством.
Декларация
также провозглашает, что никто
не может быть подвергнут
произвольному аресту, задержанию
или изгнанию, что каждый человек
имеет право на равную защиту
закона, на гласный, справедливый
и беспристрастный суд. В Декларации
также указывается на недопустимость
произвольного вмешательства в
личную и семейную жизнь граждан,
посягательства на неприкосновенность
их жилища, тайну корреспонденции
и т.п. Она закрепляет и
другие права и свободы
человека, которые должны быть
признаны и уважаться всеми
государствами (свобода мысли,
совести и религии, свобода передвижения
в пределах каждого государства, право
убежища в других странах, право на
труд, на 9р 0авную оплату, право на
свободный выбор профессии, право на
защиту от безработицы, право на создание
профсоюзов и т.д.). Политический и идеологический
плюрализм - отличительный признак правового
государства. Без такого плюрализма оно
просто немыслимо. Функционируя в условиях
такого плюрализма, различные социальные
силы в лице своих политических организаций
ведут борьбу за власть в государстве
цивилизованными методами, в честном
политическом противоборстве со своими
противниками. Идеологический плюрализм
обеспечивает им возможность свободно
излагать свои программные установки,
беспрепятственно проводить пропаганду
и агитацию в пользу своих идеологических
концепций.
Политический
и идеологический плюрализм является
выражением и олицетворением
демократизма общества, позволяет
каждому его члену самому решать
вопрос о своей приверженности
к той или иной политической
организации, и ¦ 0идеологической пристрастности.
Отсюда становится понятным, почему
государство не должно навязывать
обществу какую-то одну идеологию или
создавать преимущество для той или иной
политической организации.
Все права
и свободы, перечисленные в
Декларации, должны быть реально
обеспечены в государстве. Это
достигается прежде всего принятием
и проведением в жизнь разнообразных
законодательных актов, закрепляющих
их в соответствующей сфере
общественных отношений. В числе
международных документов о правах
человека также следует указать
Международный пакт о гражданских
и политических правах, Международный
пакт об экономических, социальных
и культурных правах, Конвенцию
о правах ребенка.