Правовая охрана товарных знаков в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 01:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Функционирование рыночного механизма регулирования экономических отношений в нашей стране предполагает широкое использование товарных знаков. Являясь средством, позволяющим обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке, товарный знак играет большую роль в экономической системе России.
Создание равных условий хозяйствования для различных производителей, внедрение в их деятельность конкурентных начал и повышение ответственности, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию производимых ими товаров и услуг.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа товарного знака 6
§ 1.1. Генезис регулирования отношений в области правовой охраны товарных знаков в Российской Федерации 6
§ 1.2. Понятие и виды товарных знаков 22
Глава 2. Правовой режим товарных знаков 40
§ 2.1. Основания возникновения и прекращения права на товарный знак 40
§ 2.2. Исключительное право на товарный знак 49
§ 2.3. Защита исключительного права на товарный знак от незаконного использования 60
Заключение 74
Библиография 77

Файлы: 1 файл

Diplom_10 04 2012.docx

— 161.31 Кб (Скачать)

К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур в пространственном расположении. Объемные товарные знаки могут изготавливаться из любого материала, как искусственного, так и естественного. Предметом объемного товарного знака может быть либо оригинальная форма изделия, либо его упаковка. Однако объемный товарный знак не может просто повторять внешний вид известного предмета, а должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом. Наиболее часто встречающийся вид объемных товарных знаков – это оригинальная упаковка товара. Один из наиболее известных объемных товарных злаков - товарный знак фирмы «Мерседес».

К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида: изобразительных, словесных, объемных и т.д., т.е. комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков (словесных, изобразительных, объемных). Такие знаки чаше всего содержат в себе одновременно изобразительные в словесные знаки. Нередко указанные сочетания несут в себе смысловую нагрузку, а используемые элементы взаимно дополняют и поясняют друг друга. Одним из самых распространенных видов комбинированных товарных знаков являются разнообразные этикетки, в которых, как правило, сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом исполнении.

Законодательство помимо приведенных выше видов товарных знаков допускает к регистрации и другие обозначения (нетрадиционные обозначения): звуковые, световые, обонятельные, топографические, изменяющиеся и другие обозначения. В настоящее время подобные товарные знаки в отечественной практике распространения еще не получили. Однако Федеральная служба по интеллектуальной собственности принимает заявки на такого вида товарные знаки. Число их пока незначительно по сравнению с обозначениями другого вида, но с развитием средств рекламы, очевидно, будет расти.

Использование и регистрация новых нетрадиционных видов знаков порождает ряд важных вопросов, затрагивающих следующие аспекты:

1) необходимость  разработки дополнительных подходов  и критериев в законодательстве  о товарных знаках, для того  чтобы быть готовыми к появлению новых видов обозначений и обеспечить его согласование с другими областями интеллектуальной собственности.

2) представления  новых видов в целях их регистрации;

3) применения  укоренившихся критериев охраноспособности  товарных знаков, таких как требование  различительной способности, исключение  описательных обозначений, приобретение различительной способности в результате использования в отношении новых видов.

Классификацию товарных знаков можно рассматривать также в зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком. В данной классификации следует различать индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак – это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Коллективным товарным знаком является товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (ст. 1510 ГК РФ).

Коллективный товарный знак должен обладать теми же характеристиками, что и индивидуальные товарные знаки, однако имеет ряд особенностей:

1) в частности  коллективный товарный знак принадлежит  самому объединению, а не входящим в него лицам;

2) право  на пользование товарными знаками  возникает у лица только с  момента вхождения в состав  объединения;

3) сведения  о лицах, имеющих право пользования  коллективным товарным знаком, вносятся в Реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ, а также в выдаваемое объединению свидетельство;

4) лица, входящие в объединение, могут  пользоваться и обычным (индивидуальным) товарным знаком при условии, что у них зарегистрировано соответствующее право, т.е. использование коллективного товарного знака не исключает право использования своего собственного товарного знака членом объединения;

5) необходимым  условием регистрации коллективного  товарного знака является наличие  у товаров, которые будут обозначаться  этим знаком, единых качественных характеристик. Однако добиться единых качественных характеристик в ряде случаев бывает сложно по объективным причинам. Так, качество спиртных напитков зависит от качества воды, а она в различных регионах различается;

6) коллективный  знак и право на его использование  не могут быть переданы другим лицам, кроме тех, которые перечислены в уставе коллективного знака. Это значит, что не может заключаться ни лицензионный договор, ни договор об уступки коллективного товарного знака;

7) объединение, на имя которого зарегистрирован  коллективный товарный знак, обладает правом контроля за его использованием;

8) условия  использования коллективного товарного  знака отражаются в специальном  правовом документе, именуемом уставом  коллективного товарного знака. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного товарного знака.

Таким образом, коллективный знак – объект исключительного права объединения в целом. Это позволяет объединению диктовать условия пользования коллективным знаком. Кроме того, к пользователям таким знаком относятся только те хозяйствующие субъекты, которые по законодательству наделяются субъективным правом на индивидуальный товарный знак (т.е. юридические лица и граждане-предприниматели).

В зависимости от степени известности выделяют обычные и общеизвестные товарные знаки. К обычным товарным знакам относятся обозначения товаров, которые отвечают критериям охраноспособности. Условием их признания и охраны является государственная регистрация. Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его интенсивному использованию для обозначения определенных товаров.

В заключение обобщим рассмотренный выше материал. Рассмотрение дореволюционного русского законодательства о товарных знаках показывает, что первые законодательные акты, касающиеся охраны товарных знаков, появились в России несколько позже, чем в странах Западной Европы. Однако становление системы законодательства о товарных знаках в России и странах Западной Европы проходило одновременно. Первые попытки законодательно закрепить в России необходимость проставления на товарах особого знака появляются еще в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. Большое развитие законодательство о товарных знаках Россия получает в XIX веке с принятием в 1830 году Закона «О товарных клеймах». В 1896 году был принят новый Закон «О товарных знаках (фабричных и торговых мерах и клеймах)», который стал одним из самых совершенных законов того времени в мире. В XIX веке за незаконное использование товарного знака в России была введена уголовная ответственность. Также в это время Россия становится участницей первых международных отношений в области правового регулирования товарных знаков.

Развитие современного российского законодательства о товарных знаках базируется на основном законе страны – Конституции РФ, в которой закреплено, что товарный знак, как часть интеллектуальной собственности охраняется законом.

Принятый впоследствии закон «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также пришедшая ему на смену четвертая часть Гражданского кодекса РФ существенно усовершенствовали законодательство о товарных знаках. Так, в нормативных документах и комментариях к ним можно найти множество определений товарного знака, характеризующих его как обозначение, обладающее различительной способностью и применяющегося в отношении товаров и услуг. Также в литературе можно встретить достаточно детальную классификацию товарных знаков, выделение их функций. Что свидетельствует о хорошем уровне развития законодательства о товарных знаках и указывает на высокую степень проработанности этой проблемы в правовой литературе.

 

 

Глава 2. Правовой режим товарных знаков

§ 2.1. Основания возникновения и прекращения права на товарный знак

 

Важным элементом правовой охраны и защиты товарного знака является возникновение права на него. В зарубежных странах законодательство по-разному трактует основания возникновения права на товарный знак. А.И. Прокопьев, изучая законодательство зарубежных стран, подразделил их по этому критерию на 3 типа.

К первому типу относятся страны, в которых правоустанавливающим моментом для товарного знака является факт его государственной регистрации в патентном ведомстве. Данная процедура предусмотрена в большинстве стран мира, таких как Франция, Германия, Италия, Китай, Япония и многих других.

Ко второму типу принадлежат в основном законодательства стран с англо-американской правовой системой, в частности Великобритании, США, Канады, и некоторых других. В этих странах право на товарный знак возникает в силу его фактического использования и применения в торговом обороте. Государственная регистрация товарного знака в этих странах носит лишь декларативный характер с целью данного права.

Законодательства скандинавских стран (Швеция, Дания) образуют третий смешанный тип. Законодательства этих стран допускают возможность установления права на товарный знак, как на основе факта его государственной регистрации, так и в случае его фактического использования и применения в торговом обороте52.

Гражданский кодекс РФ достаточно четко определяет, что правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в силу международных договоров РФ. Основополагающим международным соглашением в этой сфере, имеющим большое значение в Российской Федерации, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года.

Регистрация товарных знаков производится на основе единой Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), о которой было упомянуто в предыдущей главе. Товарный знак регистрируется по одному или нескольким классам или группе товаров или услуг одного или нескольких классов.

В настоящее время общий порядок государственной регистрации товарных знаков установлен в ст. 1492-1507 ГК РФ и более детально регламентирован в правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания53. Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам с учетом положений четвертой части ГК РФ разработан проект Административного регламента Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам исполнения государственной функции по организации приема заявок на товарный знак и знак обслуживания, их регистрации и экспертизы, выдачи в установленном порядке свидетельства Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, общеизвестный в Российской Федерации товарный знак.

Анализ положений части четвертой ГК РФ показал, что в ней, в основном, восприняты нормы Закона о товарных знаках, что позволило при подготовке Регламента использовать ряд положений ведомственных актов Роспатента. Что касается процедур проведения экспертизы заявок на товарный знак, то за их основу взяты положения Правил, принятые Роспатентом с учетом современных тенденций54.

Рассмотрим общий порядок государственной регистрации в соответствии с нормами ГК РФ. В зависимости от вида товарного знака (словесный, изобразительный, объемный, комбинированный, звуковой, световой, обонятельный, общеизвестный, коллективный) государственная регистрация имеет некоторые особенности, но в целом порядок государственной регистрации следующий.

Первый этап государственной регистрации - это подача заявки в Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Федеральную службу по интеллектуальной собственности, которая осуществляет исполнение государственных функций на основании «Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. № 29955 с Изменениями, утвержденными Постановлением Правительства

Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. №730.

Согласно ГК РФ заявка на регистрацию товарного знака: подается на русском языке; может относиться только к одному товарному знаку; должна содержать документы, перечисленные в ст. 1492 ГК РФ; подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя – заявителем или его представителем, подающим заявку (ст. 1492 ГК РФ).

К заявке на регистрацию товарного знака прилагаются документы, указанные в ст. 1492 ГК РФ.

Датой подачи заявки считается день поступления в регистрирующий орган последнего из установленных в п. 8 ст. 1492 ГК РФ документов.

Для того чтобы подать заявку, необходимо обладать правом на ее подачу. Таким правом обладают любые юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, российское гражданское законодательство позволяет выделить еще один субъект, потенциально способный быть правообладателем, – это государство, государственное образование. Статья 124 ГК РФ вводит в гражданско-правовые отношения наравне с гражданами и юридическими лицами Российскую Федерацию, ее субъекты, муниципальные образования. Пункт 2 этой статьи к государственным и муниципальным образованиям применяет нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских отношениях. Стоит отметить субсидиарный характер такого регулирования: указанные нормы применяются, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Информация о работе Правовая охрана товарных знаков в РФ