Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 01:01, дипломная работа
Актуальность темы. Функционирование рыночного механизма регулирования экономических отношений в нашей стране предполагает широкое использование товарных знаков. Являясь средством, позволяющим обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке, товарный знак играет большую роль в экономической системе России.
Создание равных условий хозяйствования для различных производителей, внедрение в их деятельность конкурентных начал и повышение ответственности, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию производимых ими товаров и услуг.
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа товарного знака 6
§ 1.1. Генезис регулирования отношений в области правовой охраны товарных знаков в Российской Федерации 6
§ 1.2. Понятие и виды товарных знаков 22
Глава 2. Правовой режим товарных знаков 40
§ 2.1. Основания возникновения и прекращения права на товарный знак 40
§ 2.2. Исключительное право на товарный знак 49
§ 2.3. Защита исключительного права на товарный знак от незаконного использования 60
Заключение 74
Библиография 77
Другой важной функцией является функция указания на источник происхождения товара. Здесь можно отметить, что товарный знак без подробного изучения товара позволяет определить его производителя. Приобретая товары и услуги, маркированные одним и тем же товарным знаком, потребитель уверен, что они имеют одного производителя. Легко запоминающий товарный знак призван ассоциироваться у потребителя с конкретной фирмой.
Функция указания на качество товара вытекает из предыдущей функции и показывает, что зачастую потребитель обращается к товарному знаку в первую очередь как к гарантии качества. Обладатель права на товарный знак гарантирует, что все товары и услуги, предлагаемые под данным товарным знаком, соответствуют определенным стандартам качества.
Не менее значимой является рекламная функция товарного знака. Товарный знак незаменим, как средство рекламы и продвижения товаров и услуг на рынке.
В рамках настоящей работы, по мнению автора, важно упомянуть вопросы связанные с однородностью и классификацией товаров и услуг, которые играют важное значение для цели регистрации товарных знаков.
Прежде всего следует упомянуть Международную классификацию товаров и услуг (МКТУ), которая была официально признана Соглашением, заключенным 15 июня 1957 г. странами – участницами Ниццкой дипломатической конференции, и пересмотрена в 1967 г. в Стокгольме, в 1977 г. в Женеве и изменена в 1979 г.
Страны – участницы Ниццкого соглашения в рамках Парижского союза по охране промышленной собственности образуют Специальный союз, который использует единую классификацию товаров и услуг для регистрации знаков.
Каждая из стран – участниц Ниццкого соглашения обязана при регистрации знаков следовать МКТУ либо в качестве основной (единственной), либо вспомогательной классификации и в официальных документах и публикациях о регистрации знаков указывать номера классов МКТУ в перечне товаров/услуг, в отношении которых зарегистрированы знаки. Россия в этом плане не является исключением.
МКТУ позволяет определить, к каким классам относится товар или услуга. Особенность МКТУ состоит в том, что с помощью него упрощается порядок подготовки и составления заявок на регистрацию товарного знака. Классификация существует на нескольких языках, что в значительной мере упрощает процесс регистрации заявки.
Установление однородности товаров и услуг имеет первостепенное значение при принятии Патентным ведомством решений по заявкам на товарные знаки. Положения п. 6 статьи 1483 ч. 4 ГК РФ направлены на защиту интересов обладателей исключительного права на товарный знак. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарным знаком, заявленным на регистрацию, с товарными знаками, охраняемыми в силу международного договора, общеизвестными товарными знаками однородных товаров. Таким образом, при проведении экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, эксперт должен:
а) установить, имеется ли тождественность или сходность заявленного обозначения до степени смешения с указанными выше товарными знаками;
б) сравнить перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация обозначения в качестве товарного знака, с перечнем товаров тождественного или сходного до степени смешения товарного знака и определить, являются эти товары однородными или нет.
Обозначение считается тождественным другому обозначению, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на некоторые отличия. При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. Для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия реализации товаров, круг потребителей и иные признаки. Например, однородными товарами будут «пальто, пиджаки, платье, жакеты», поскольку они относятся к одной родовой группе - «одежда». Также необходимо обратить внимание, что однородные товары не обязательно содержатся в одном классе МКТУ, в котором могут оказаться неоднородные товары. Так, однородные товары содержатся в 1-м классе МКТУ - химические вещества, используемые для брожения вин; во 2-м классе МКТУ - красители для ликеров, напитков; в 29-м классе МКТУ - паста томатная; в 30-м классе МКТУ - соус томатный.
Роспатентом разработан проект административного регламента исполнения государственной функции по организации приема заявок на товарные знаки, знаки обслуживания, их регистрации и экспертизы, выдаче свидетельств, в котором отражены положения о том, как устанавливать сходность товарных знаков и однородность товаров.
Вместе с тем регистрация обозначения, сходного до степени смешения товарного знака в отношении однородных товаров, может быть осуществлена, если будет получено согласие правообладателя товарного знака.
Приведем пример судебной практики50. Согласно Постановлению Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2011 г. № А40-100262/10 -110-864, заявка № 2008720216 на регистрацию словесного обозначения «FALGAS» в качестве товарного знака в отношении товаров 28 (игры, игрушки, в том числе оборудование для аттракционов, а именно карусели, поезда качалки, парковые фигуры и др.) класса МКТУ на имя ООО «Веста компании» поступила в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 26 июня 2008 года. По результатам экспертизы заявленного обозначения экспертизой 9 февраля 2010 года было вынесено решение об отказе в государственной регистрации товарного знака «FALGAS».
Заявитель не согласился с решением экспертизы от 9 февраля 2010 года об отказе в государственной регистрации товарного знака и подал в палату по патентным спорам возражение на указанное решение экспертизы. По результатам рассмотрения коллегией палаты по патентным спорам возражения на решение экспертизы. Роспатент вынес решение об отказе в его удовлетворении.
Согласно данным, полученным из сети Интернет (www.falqas.ru. www.veq.ru, www.citytoys.ru'). обозначение «FALGAS» является широко известным и используемым испанской компанией «Falgas Comercia1 S.L.» в отношении аттракционов и прочего развлекательного оборудования.
Испанский завод FALGAS. основан в 1960 г. Хоакином Фальгасом. Продукция названного завода заняла лидирующее место в мировом производстве игровых аттракционов для детей.
Указанное позволяет сделать вывод о том. что продукция, маркированная заявленным обозначением «FALGAS» будет восприниматься потребителем, как произведенная в Испании. В связи с тем. что заявителем по заявке № 2008720216 является российская компания, потребитель, приобретая данную продукцию, может быть введен в заблуждение относительно производителя товаров и услуг, а также его местонахождения.
Таким образом, учитывая известность заявленного обозначения «FALGAS», как одного из ведущих производителей игровых аттракционов для детей на мировом рынке, производимых на территории Испании, а также учитывая обстоятельства, что товары в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению являются однородными продукции компании «Falgas Coiuercial S.L.». рассматриваемое обозначение при использовании его в качестве средства индивидуализации заявителем - ООО «Веста компании», способно вызвать у потребителя ложное представление об изготовителе товаров, поскольку производителем названных товаров является испанская компания.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что вывод Роспатента о несоответствии заявленного обозначения заявке № 2008720216 требованиям пункта 3 статьи 1483 ГК РФ является правомерным.
Согласно пункту 3 статьи 1483 ГК РФ. не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, в частности, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. К таким обозначениям, согласно положениям пункта 2.5.1 Правил ТЗ. относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является, хотя бы один из его элементов.
В соответствии с пунктом 3(1) Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденных Приказом Роспатента от 23 марта 2001 года № 39, отражающих многолетнюю практику экспертизы, обозначение может содержать элементы, как прямо указывающие на сведения об изготовителе или месте происхождения товара, так и элементы, порождающие у потребителя представление об этих сведениях через ассоциации.
Элементы обозначений, содержащие сведения об изготовителе или месте происхождения товара через ассоциации, которые они вызывают у потребителя, относят к способным ввести в заблуждение.
Способность введения в заблуждение элементами обозначений и обозначением в целом не является очевидной и. как правило, определяется через ассоциативный ряд при восприятии потребителем обозначения, вызывая у него различные представления о товаре и изготовителе.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм ГК РФ и Правил ТЗ. а также Рекомендаций, для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака экспертизе необходимо установить, что при восприятии данного обозначения, через ассоциации, вызванные этим обозначением, в сознании потребителя может создаться представление о месте нахождения изготовителя или производства товара, которое не соответствует действительности, и тем самым потребитель может быть введен в заблуждение.
Виды товарных знаков. Классификация товарных знаков имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как законодательство предусматривает правила специального характера в отношении отдельных видов товарных знаков.
Действующее законодательство допускает к регистрации в качестве товарных знаков (знаков обслуживания) разнообразные условные обозначения, которые различаются между собой:
- по форме своего выражения (словесные, изобразительные, объемные, комбинированные и другие);
- в зависимости
от числа субъектов, имеющих право
на пользование товарным знаком
(индивидуальные и
- по степени известности (обычные и общеизвестные).
Статья 1482 ГК РФ дает классификацию товарных знаков в зависимости от формы их выражения, т.е. в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Открытый характер приведенного перечня свидетельствует о возможности регистрации иных, например, звуковых (слышимых), световых, обонятельных товарных знаков. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Рассмотрим отдельные виды товарных знаков в зависимости от формы выражения.
К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.
Словесные товарные знаки, которые по общему признанию специалистов являются наиболее эффективными, представляют собой оригинальные слова, словосочетания и фразы. Эффективность словесных товарных знаков определяется тем, что они хорошо запоминаются, удобны для рекламы и легко различимы. Такие знаки проще связывать с фирменными наименованиями производителей товаров, работ я услуг и создавать для них серии сходных знаков. Нередко они несут в себе особое смысловое содержание, которое в сочетании с удачным звучанием слова или короткой фразы способно вызывать у потребителей благоприятные для производителя товара (услуг) ассоциации. В мировой практике словесные товарные знаки составляют около 80% всех используемых знаков51.
Словесные товарные знаки обладают более высокой различительной способностью, чем их другие виды, поскольку воспринимаются не только визуально, но и на слух, что позволяет использовать их в устной рекламе. Кроме того, наличие словесного товарного знака значительно облегчает потребителю поиск необходимого ему товара среди множества других.
Наряду со словесными, широкое распространение получили изобразительные товарные знаки. К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.
Эффективность изобразительных товарных знаков по сравнению со словесными товарными знаками ниже. Изобразительные товарные знаки разрабатываются на основе использования изображений известных памятников истории и культуры, архитектурных сооружений, географических объектов, народных орнаментов» внешнего вида самого предприятия или производимого им товара. Более распространены абстрактные изображения и всевозможные символы. Например: расправленные крылья – Аэрофлот - для услуг по авиаперевозке в России, эмблеме компании «Адидас» для спортивной одежды. Особым типом изобразительных товарных знаков выступают словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере (логотипы). К категории изобразительных относятся также динамичные товарные знаки, например, заставки телепередач или знаки кино- и телекомпаний.
Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы, возможностью использования изображения на всевозможных материалах, смысловой нагрузкой и т.п. Напротив, излишне сложные и перегруженные деталями товарные знаки показывают свою малую эффективность.