Правовая охрана товарных знаков в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 01:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Функционирование рыночного механизма регулирования экономических отношений в нашей стране предполагает широкое использование товарных знаков. Являясь средством, позволяющим обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке, товарный знак играет большую роль в экономической системе России.
Создание равных условий хозяйствования для различных производителей, внедрение в их деятельность конкурентных начал и повышение ответственности, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию производимых ими товаров и услуг.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа товарного знака 6
§ 1.1. Генезис регулирования отношений в области правовой охраны товарных знаков в Российской Федерации 6
§ 1.2. Понятие и виды товарных знаков 22
Глава 2. Правовой режим товарных знаков 40
§ 2.1. Основания возникновения и прекращения права на товарный знак 40
§ 2.2. Исключительное право на товарный знак 49
§ 2.3. Защита исключительного права на товарный знак от незаконного использования 60
Заключение 74
Библиография 77

Файлы: 1 файл

Diplom_10 04 2012.docx

— 161.31 Кб (Скачать)

В конце 20-х годов происходит постепенное сворачивание НЭПа. В сфере промышленности государство постепенно отменяет самостоятельность предприятий. Период товарно-денежной экономики заменяется полным огосударствлением экономики. На фоне всего этого интерес государства к товарным знакам, как средствам индивидуализации продукции определенного производителя, несколько ослабевает. 7 марта 1936 года принимается Постановление ЦИК и СНК СССР «О производственных марках и товарных знаках»15. Данное Постановление вводило новое средство индивидуализации продукции, не известное международному праву, производственную марку. Производственная марка должна была размещаться на товаре или его упаковке и обозначать производителя продукции, что роднило ее с товарным знаком. Однако в отличие от товарного знака производственная марка включала полное или сокращенное наименование изготовителя с указанием его местонахождения и ведомственной подчиненности, а также сорт товара и номер ГОСТа. Все предприятия были обязаны ставить производственную марку на выпускаемой ими продукции. За несоблюдение этой обязанности руководители предприятия привлекались к уголовной или дисциплинарной ответственности. В тоже время возможность маркировки продукции товарным знаком была оставлена на собственное усмотрение предприятий. Тем самым по своему значению признавался приоритет производственной марки над товарным знаком.

В это же время появляется правовая охрана коллективных товарных знаков. Впервые коллективные товарные знаки были упомянуты именно в Постановлении Правительства СССР от 7 марта 1936 года, которое определило, что «тресты, объединения, а также торговые организации могут иметь товарный знак, общий для всех входящих в их состав предприятий».

С 1940 года регистрация товарных знаков стала производиться Народным комиссариатом торговли СССР.

Дальнейшее свое развитие законодательство о товарных знаках в СССР получило лишь в 60-е годы с принятием Постановления Совета Министров СССР от 16 февраля 1962 года «Об улучшении производственной маркировки товаров народного потребления», в котором законодательно был закреплен отказ от такого средства маркировки товара, как производственная марка. Единственным средством индивидуализации продукции признавался товарный знак. Его применение стало обязательным для маркировки товаров народного потребления.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15 мая 1962 года «О товарных знаках»16 Государственным Комитетом по делам открытий и изобретении было принято Положение о товарных знаках 23 июля 1962 года, которое предписывало предприятиям иметь зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки. Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров СССР от 15 мая 1962 года государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации обязывались помещать на произведенные ими изделия или на их упаковку товарные знаки, которые должны были быть зарегистрированы в Государственном Комитете СССР по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Было запрещено использование в качестве товарного знака изображений, которые вошли во всеобщее употребление и содержат: изображения государственных гербов, красного креста или красного полумесяца, а также знаков международных организаций; только обозначения времени, места изготовления товаров, их цены или качества; ложные сведения или сведения, которые могут ввести потребителя в заблуждение, противоречат общественным интересам, морали, международным соглашениям, в которых участвует СССР (пункт 3).

Постановление закрепляло срок действия регистрации товарных знаков, который составлял 10 лет с возможностью его продления не более чем на 10 лет. Право пользования товарным знаком могло быть передано в определенном порядке по лицензии в течение периода его правовой охраны.

8 января 1974 года Государственным Комитетом  СССР по делам изобретений и открытий было утверждено новое Положение о товарных знаках17, которое более детально по сравнению с предыдущим Положением регламентировало, какие обозначения не могут быть» зарегистрированы в качестве товарного знака. Принятие нового Положения о товарных знаках стало необходимо в результате присоединения СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года и Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 года.

В соответствии с данным Положением не допускалось использование в качестве товарного знака следующих обозначений:

- представляющих  собой общепринятые символы и  термины, которые характеризуют  не товар, а отрасль промышленности, сферу деятельности;

- тождественных  знакам, зарегистрированным или  заявленным ранее в СССР для  однородных изделий либо охраняемым  в силу международных договоров с участием СССР;

- вошедшие  во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров известного рода;

- не обладающих  различительными признаками или  носящих описательный характер (в том числе хвалебный);

- ложных  и способных дезориентировать  потребителя сведения о товаре либо его изготовителе;

- образованных  только из официальных контрольных, гарантийных или пробирных клейм  или печатей;

- противоречащих  правопорядку или социалистической  морали;

- противоречащих  международным договорам, в которых  участвует СССР18.

Попытка кодификации правовых норм, регулирующих обращение товарных знаков, была предпринята в Законе СССР от 3 июля 1991 года «О товарных знаках и знаках обслуживания»19. Необходимость разработки Закона СССР о товарных знаках была вызвана началом экономических реформ и присоединением СССР к целому ряду международных соглашений в сфере товарных знаков. Данный Закон так и не вступил в силу вследствие распада СССР.

Дальнейшее развитие законодательство о товарных знаках получило уже в Российской Федерации, в законе «О товарных знаках и знаках обслуживания», которое, в свою очередь, утратило силу в связи с принятием части 4 ГК РФ.

На основе Закона СССР от 3 июля 1991 года «О товарных знаках и знаках обслуживания»20, который, как уже было сказано выше, так и не вступившего в силу вследствие распада СССР, был принят Закон РФ от 23 сентября 1992 года .N»3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»21. Этот закон действовал до вступления 1 января 2008 года в силу части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации в статье 44 закрепила, что товарный знак, как часть интеллектуальной собственности охраняется законом. Согласно статье 71 Конституции РФ гражданское законодательство и правовое регулирование интеллектуальной собственности были отнесены к ведению Российской Федерации. Правовое регулирование товарных знаков нашло свое отражение и в части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, статья 128 ГК РФ закрепила, что к объектам гражданских прав относятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). В статье 132 ГК РФ было определено, что «в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая... права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором». В части II Гражданского кодекса Российской Федерации статья 1027 определяет, что право на товарный знак может быть передано по договору коммерческой концессии.

Стремление Российской Федерации войти во Всемирную торговую организацию (ВТО) потребовало унификации норм российского законодательства в сфере правовой охраны товарных знаков в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS). Вследствие чего 13 ноября 2002 года Государственной Думой РФ был принят ФЗ РФ №166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в 'Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»«22.

Важным шагом в развитии российского законодательства о товарных знаках явилось принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ23, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. В части четвертой Гражданского кодекса РФ правовому регулированию товарных знаков посвящены параграф 2 главы 76. В целом данный параграф повторяет содержание Закона РФ о товарных знаках, однако, были внесены и существенные новеллы, необходимые для присоединения Российской Федерации к Соглашению ТРИПС и вступлению во Всемирную торговую организацию.

С 1 января 2008 года Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» принятый 23 сентября 1992г. утратил силу в связи в вступлением Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 года №231-Ф324. Это привело к утрате оснований для действия некоторых нормативно - правовых актов, принятых в соответствии со ст. 43 Закона о товарных знаках.

Часть четвертая ГК РФ предусматривает принятие ряда нормативно-правовых актов, в том числе устанавливающих требования к документам заявки на регистрацию товарного знака, регламентирующих процедуры рассмотрения возражений и заявлений в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, функции которого возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»25 было образовано Министерство образования и науки РФ, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам. В соответствии с этим Указам Российское агентство по патентам и товарным знакам было преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Его функции по принятию нормативных актов в установленной сфере деятельности были переданы министерству образования и науки РФ. Сосредоточение функций по нормативно-правовому регулированию на уровне министерств не позволяет Роспатенту издавать нормативные правовые акты. Следовательно, органом, осуществляющим такое регулирование, в настоящее время является Министерство образования и науки Российской Федерации, в ведении которого находится Роспатент (сокращенное название Федеральной службы по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам).26

В соответствии с концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. одной из ее основных задач является разработка и внедрение административных регламентов в органах исполнительной власти27. Порядок разработки и утверждения административных регламентов, а также требования к ним утверждены Правительством Российской Федерации28.

С учетом изложенного нормативные правовые акты по применению положений Гражданского кодекса РФ в отношении товарных знаков изданы в форме утверждаемых Минобрнауки России административных регламентов исполнения Роспатентом государственных функций.

Минобрнауки России в направлении деятельности по регулированию законодательства о товарных знаках утверждены следующие Административные регламенты:

1. Административный  регламент исполнения Федеральной  службой по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявок и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности29;

2. Административный  регламент исполнения Федеральной  службой по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством РФ30;

3. Административный  регламент исполнения Федеральной  службой по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам государственной функции по осуществлению в установленном порядке продления срока действия патента на изобретение, относящиеся к средствам, для применения которых требуется разрешения уполномоченного на это органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, срока действия патента на промышленный образец, свидетельства (патента) на полезную модель, свидетельства о регистрации товарного знака, знака обслуживания, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, а также восстановления действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, прекращенного в связи с неуплатой в установленный срок пошлины за поддержание его в силе31.

Разработан, но еще не утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема, регистрации и экспертизы заявок на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, рассмотрения заявлений о признании товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, но не имеющего правовой охраны на территории Российской Федерации, общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, осуществления государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания и выдачи на них свидетельств.32

Информация о работе Правовая охрана товарных знаков в РФ