Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 01:01, дипломная работа
Актуальность темы. Функционирование рыночного механизма регулирования экономических отношений в нашей стране предполагает широкое использование товарных знаков. Являясь средством, позволяющим обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке, товарный знак играет большую роль в экономической системе России.
Создание равных условий хозяйствования для различных производителей, внедрение в их деятельность конкурентных начал и повышение ответственности, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию производимых ими товаров и услуг.
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа товарного знака 6
§ 1.1. Генезис регулирования отношений в области правовой охраны товарных знаков в Российской Федерации 6
§ 1.2. Понятие и виды товарных знаков 22
Глава 2. Правовой режим товарных знаков 40
§ 2.1. Основания возникновения и прекращения права на товарный знак 40
§ 2.2. Исключительное право на товарный знак 49
§ 2.3. Защита исключительного права на товарный знак от незаконного использования 60
Заключение 74
Библиография 77
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия
имени О.Е. Кутафина»
Кафедра гражданского и
Ежегодова Анна Владимировна
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выпускная квалификационная работа
для квалификации «дипломированный специалист» -
в форме дипломной работы
студента 4 курса Юридического заочного института
очно-заочной (вечерней) формы обучения
по программе сокращенной подготовки
Научный руководитель
к.ю.н., доцент Лозовская С.О.
Допущена к защите
_________________
(число, месяц, год)
Зав. кафедрой гражданского и семейного права
________________
Москва 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Актуальность темы. Функционирование рыночного механизма регулирования экономических отношений в нашей стране предполагает широкое использование товарных знаков. Являясь средством, позволяющим обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке, товарный знак играет большую роль в экономической системе России.
Создание равных условий хозяйствования для различных производителей, внедрение в их деятельность конкурентных начал и повышение ответственности, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию производимых ими товаров и услуг.
Значимость товарных знаков становится все более очевидной. О возрастании роли товарных знаков в современной России свидетельствует статистика подачи заявок на их регистрацию. Так, в 2004 г. было подано 40877 заявок, в 2007 г. – 52984, а в 2010 г.-56848 заявок1.
Свидетельством интереса к товарным знакам является принятие части четвертой ГК РФ, которая вступила в действие 1 января 2008 года. В результате, товарные знаки получили новую правовую регламентацию. Несмотря на то, что этой поправкой были урегулированы некоторые вопросы в отношении товарных знаков, некоторые проблемы еще требуют разрешения и уточнения. Это и само определение товарного знака, проблемы соотношения исключительного права на товарный знак с другими средствами индивидуализации. Кроме того, требуют урегулирования некоторые вопросы, связанные с государственной регистрацией товарных знаков, распоряжением и защитой исключительного права на товарный знак.
Указанные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования действующего законодательства о товарных знаках и соответствующей правоприменительной практики определяют актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель дипломной работы состоит в раскрытии основных проблем правовой охраны товарных знаков с учетом современного российского законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-правовые аспекты, связанные с понятием товарный знак, в частности: изучить историко-правовые предпосылки регулирования отношений в области правовой охраны товарных знаков, а также выявить сущность понятия товарный знак и его виды;
- дать
характеристику особенностям
- проанализировать
нормативно-правовую базу и
- изучить
и выявить теоретические и
практические проблемы
Нормативную основу работы составляет законодательство России в сфере регулирования правовой охраны товарных знаков, в частности такие документы как: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 и др.
Теоретическая база представлена трудами отечественных ученых в научно-монографической литературе относящейся к объекту исследования, в частности, сюда можно отнести таких авторов как: Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, С.П. Гришаева, Е.А. Данилиной, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, В.О. Калятина, В.В. Китайского, О.М. Козырь, М.В. Лабзина, А.Л. Маковского, В.П. Малина, В. Мельникова, П.А. Пермякова, А.П. Сергеева, В.В. Старженецкого, О. Ю. Шилохвоста, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева и многих других ученых.
Эмпирическую основу работы составляют постановления пленумов и президиумов Высшего Арбитражного Суда РФ, решения судов и арбитражных судов по конкретным делам в России. Кроме того, автором использовались статистические источники.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных в ней выводов и предложений для дальнейших исследований и их применения в процессе совершенствования действующего законодательства о товарных знаках, в правоприменительной деятельности, при защите прав на товарные знаки.
Глава 1. Понятие и правовая природа товарного знака
§ 1.1. Генезис регулирования отношений в области правовой охраны товарных знаков в Российской Федерации
В науке отсутствует единое мнение по вопросу, где раньше - в России или Западной Европе появились первые законодательные акты, посвященные непосредственно товарным знакам. В современной научной среде больше сторонников приоритета Западной Европы в развитии законодательства о товарных знаках. Так, А.П. Сергеев отмечает, что «правовая охрана объектов интеллектуальной собственности появилась в России значительно позже, чем в странах Западной Европы»2. Между тем в дореволюционных изданиях часто присутствует другой взгляд на этот вопрос. А.Г. Неболсин в своем труде «Законодательство о фабричных и торговых клеймах в России и за границей» пишет, что «России принадлежит честь быть первою державой, ранее всех других государств заложившей административно-юридические основы для правильного клеймения изделий и для законного покровительства установленным образом наложенных знаков»3.
Многочисленные археологические находки подтверждают, что еще в Древней Руси использовались клейма. Вместе с тем правовых норм, регулирующих клеймение товаров в законодательстве того времени не найдено. Первые попытки законодательно закрепить правовую охрану товарных знаков в России также появляются достаточно давно. Так, первые упоминания о клеймении товаров специальным знаком на таможне встречаются еще в Новоторговом уставе XVII века царя Алексея Михайловича. Данный Устав предполагал, что клеймо должно ставиться на таможне с целью освидетельствовать факт уплаты государственной пошлины.
Впервые упоминание товарного знака в законодательстве России появляется в 1744 году, когда по предложению Мануфактур-коллегии был издан правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками, чтобы можно было их отличить друг от друга4.
Принципиально новым в развитии законодательства России о товарных знаках стало принятие в 1830 году Закона «О товарных клеймах». Закон имел довольно общий характер, в нем не было дано четкого определения товарного клейма. В этом нормативно-правовом акте впервые было закреплено право, а не обязанность клеймить товары особым знаком. Данным Законом владельцам различных фабрик было предписано иметь прочные клейма для обозначения товаров. Впервые была установлена уголовная ответственность за подделку чужого товарного клейма5.
Применение ответственности за подделку чужих товарных знаков устанавливалось в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В 1885 году была принята новая редакция данного Уложения. Так, в статье 1354 раздела VIII «О преступлениях и проступных против общественного благоустройства и благочиния» этого Уложения было установлено, что тот, «кто подделает чужие клейма или знаки, прикладываемые с дозволения правительства к изделиям или произведениям мануфактур, заводов, тот, сверх вознаграждения за причиненные сим убытки, подвергается лишению всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию присвоенных, и ссылке на житье в одну из отдаленных губерний, кроме Сибирских, или заключению в тюрьме по третьей степени статьи 33 сего Уложения»6. Третьей степенью статьи 33 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных предусматривалась мера ответственности в виде заключения на срок от 3 до 6 месяцев, а для людей, не изъятых от наказаний телесных, заключению в тюрьме на срок от 4 до 8 месяцев. Все эти меры наказания указывают на ту серьезность, с какой стали относиться к правовой охране товарных знаков. Данное Уложение было принято в момент широкого развития капиталистических отношений в Российской империи. Проблема идентификации и защиты товаров одного производителя от аналогичных товаров других производителей становилась все острее.
В это же время заключаются первые международные соглашения, регламентирующие правовую охрану товарных знаков и послужившие основой для подписания в дальнейшем Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года. Такими соглашениями явились Декларации относительно фабричных клейм, заключенные Россией с Францией 6 мая 1870 года и с Англией 29 июня 1871 года. В них было определено, что выпуск в продажу или обращение произведений, снабженных русскими, французскими или английскими фабричными клеймами, которые подделаны в какой бы то ни было стране за границей, признается за обманное действие, запрещенное в пределах обоих государств, и виновные в нем будут подлежать наказаниям, определенным в соответствующем государстве7.
В 1896 году принимается новый Закон «О товарных знаках (фабричных и торговых мерах и клеймах)»8. В этом Законе в статье 1 впервые в российском законодательстве было дано обозначение понятию товарный знак, который определялся как «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев». Товарный знак самостоятельно стал пониматься как средство индивидуализации товаров определенных производителей. Также право иметь свой товарный знак было предоставлено кроме промышленников, еще и торговцам9. Законодательно закреплялась необходимость клеймения изделий из золота, серебра, изготовленных в России, а также для всех ремесленных изделий, в случае, если мастеру было дано клеймо цеховой управой. Кроме того, подлежали заклеймению товары, выпускаемые из таможни, если они были включены в список товаров, на которые наложено клеймо.
В Законе о товарных знаках 1896 года впервые в российском законодательстве был дан четкий перечень обозначений, не подлежащих регистрации в качестве товарного знака. Статья 161.3 относила к ним обозначения, с надписями и обозначениями противными общественному порядку, нравственности или благопристойности, с надписями и изображениями заведомо ложными или имеющими целью ввести покупателей в заблуждение, с изображениями дарованных промышленнику или торговцу знаков отличия, предназначенных для ношения; а также изображения наград и почетных отличий без обозначения года их получения. Также не могли быть зарегистрированы: товарные знаки, имеющие близкое сходство с товарными знаками, предоставленными в исключительное пользование другим промышленникам для обозначения однородных товаров; товарные знаки, состоящие из отдельных цифр, букв или слов, которые не представляют по своему виду, распоряжению или сочетанию отличительного знака10.
Право на товарный знак возникало в силу его государственной регистрации, осуществлявшейся Министерством торговли и промышленности в реестре регистрируемых обозначений. Регистрация согласно статье 161.4 осуществлялась на основе заявки, которая подавалась с описанием знака и тремя эскизами рисунка товарного знака в отдел промышленности. В случае соответствия заявки условиям закона, отдел промышленности запрашивал у заявителя 100 экземпляров для рассылки в купеческие управы, биржевые комитеты, чтобы любой желающий мог с ними ознакомиться. В реестре регистрируемых обозначений товарный знак заносился в альбом, открытый для свободного доступа.
Законодательно был установлен и срок действия свидетельства на пользование товарным знаком, который составлял от 1 года до 10 лет, считая со дня выдачи свидетельства. Срок действия свидетельства на товарный знак мог быть продлен на новый срок. В виде товарных знаков могли быть зарегистрированы клейма, печати, пломбы, мешки (вытканные и вышитые), пломбы, этикетки, виньетки, девизы (краткие изречения), ярлыки, обложки, рисунки, оригинальные виды упаковки.
Дальнейшее развитие законодательство о товарных знаках в России получило уже в послереволюционный период. Декрет Совнаркома от 28 июня 1918 года11 предписывал произвести перерегистрацию всех отечественных и иностранных товарных знаков, зарегистрированных на территории Советской России. Этот Декрет получил свое развитие с принятием 17 июля 1919 года Постановления Всероссийского совета народного хозяйства (ВСНХ) «О товарных знаках государственных предприятий»12, которое запретило государственным предприятиям пользоваться товарным знаком, существовавшим у них до национализации. Вводились новые товарные знаки, которые несли справочный характер. Право на товарный знак признавалось имущественным и защищалось законами и судами РСФСР.
Переход к Новой экономической политике (НЭП) в 1921 году сделал необходимым принятие нового нормативно-правового акта в области правового регулирования товарных знаков. В 1922 году был принят Гражданский кодекс РСФСР13, который разрешал деятельность небольших частных торговых и промышленных предприятий с возможностью иметь им товарные знаки для обозначения своей продукции. Товарные знаки могли быть отчуждаемы вместе с предприятием.
10 ноября 1922 года был издан Декрет СНК РСФСР «О товарном знаке»14, который определял товарный знак, как знак, который торговые и промышленные предприятия используют для отличия выпускаемых или сбываемых ими товаров от товаров других предприятий. Не допускалось использование в качестве товарных знаков обозначений, состоящих из рисунков, отдельных букв, слов или цифр, вошедших во всеобщее употребление. Всем предприятиям РСФСР, независимо от их формы собственности, было предписано маркировать свои товары особым знаком для отличия своей продукции от аналогичной продукции.