Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 01:01, дипломная работа
Актуальность темы. Функционирование рыночного механизма регулирования экономических отношений в нашей стране предполагает широкое использование товарных знаков. Являясь средством, позволяющим обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке, товарный знак играет большую роль в экономической системе России.
Создание равных условий хозяйствования для различных производителей, внедрение в их деятельность конкурентных начал и повышение ответственности, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию производимых ими товаров и услуг.
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа товарного знака 6
§ 1.1. Генезис регулирования отношений в области правовой охраны товарных знаков в Российской Федерации 6
§ 1.2. Понятие и виды товарных знаков 22
Глава 2. Правовой режим товарных знаков 40
§ 2.1. Основания возникновения и прекращения права на товарный знак 40
§ 2.2. Исключительное право на товарный знак 49
§ 2.3. Защита исключительного права на товарный знак от незаконного использования 60
Заключение 74
Библиография 77
Указом Президента РФ от 24.05.2011 №673 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности.
Большое значение, в правовом регулировании товарных знаков имеют положения международных конвенций, поскольку они являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Правовая охрана российских товарных знаков в иностранных государствах, а также охрана зарубежных товарных знаков в РФ, основывается на общепризнанных принципах международного сотрудничества, которые нашли свое отражение в международных договорах и соглашениях по охране промышленной собственности.
Наиболее важными являются:
- Конвенция
по охране промышленной
- Мадридское
соглашение о международной
- Протокол
к Мадридскому соглашению о
международной регистрации
- Ниццкое
соглашение о международной
- Договор о законах по товарным знакам, подписанный 27 октября 1994г. на Женевской дипломатической конференции, вступил в силу с 1 августа 1996 г. Россия участвует в договоре с мая 1998 года37.
Анализ законодательства о товарных знаках в РСФСР и СССР после 1917 года показывает, что советская власть с первых дней своего существования уделяла большое внимание проблематике правового регулирования товарных знаков. Как уже упоминалось, первый нормативно-правовой акт, предписывающий произвести перерегистрацию всех отечественных и иностранных товарных знаков, был принят Совнаркомом уже в 1918 году. Это было сделано в то время, когда страна находилась в состоянии Гражданской войны, а экономика Советской России находилась на гране краха. Однако и в это время правительство понимало всю важность законодательного регулирования охраны товарных знаков. Свое наибольшее развитие законодательство о товарных знаках в послереволюционный период получает во время проведения Новой экономической политики (НЭП), Развитие частных торговых и промышленных предприятий потребовало наличие товарных знаков для обозначения их товаров. Сворачивание НЭПа привело к определенному ослаблению интереса государства в области правового регулирования товарных знаков.
Вектор развития современного российского законодательства о товарных знаках был заложен основным законом страны – Конституцией РФ, которая в статье 44 закрепила, что товарный знак, как часть интеллектуальной собственности охраняется законом.
Принятый впоследствии закон «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также пришедшая ему на смену четвертая часть Гражданского кодекса РФ существенно усовершенствовали законодательство о товарных знаках. Это во многом было обусловлено присоединением Российской Федерации к Соглашению ТРИПС и необходимостью вступления во Всемирную торговую организацию.
§ 1.2. Понятие и виды товарных знаков
За многовековую историю своего развития товарный знак прошел путь от метки, свидетельствующей о собственности на товар, и клейма, позволяющего идентифицировать его производителя, до обозначения определяющего судьбу товара на рынке. Что касается его нормативно-правового регулирования, то оно до сих пор изменяется и совершенствуется.
Товарный знак – это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Зачастую товарные знаки заменяют собой длинное и сложное название изготовителя товара.
В научной литературе и публикациях содержится несколько различных определений правовой категории «товарный знак». Так, например, Г.Ф. Шершеневич в своем «Курсе гражданского права» понимал под товарным знаком «тот знак, которым торговец отмечает свои товары в отличие от товаров других лиц»38. А.Г. Неболсин подразумевает под ними знаки, «употребляемые для отличия изделий и товаров»39. Таким образом, авторы делали особый акцент именно на различительной функции товарного знака, не указывая на иные присущие ему признаки. Это объясняется незначительным количеством такого рода обозначений, используемых в то время в торговом обороте.
А.М. Пантюхина предлагала объемную формулировку, понимая под товарным знаком «знак, помогающий отличить продукт одного предприятия от продукта другого предприятия»40. Данное определение имеет сходство с высказываниями российских дореволюционных цивилистов.
Приведенные формулировки не позволяют на сегодняшний день однозначно идентифицировать товарные знаки среди прочих используемых в торговом обороте обозначений, в связи с чем в научной среде были предложены иные трактовки рассматриваемого ключевого понятия.
Так, более уточненная дефиниция содержится в работе А.П. Сергеева, определяющего товарный знак как «условное обозначение» способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц»41.
Л.П. Рабец под товарным знаком понимает обозначение, удовлетворяющее предъявляемым законодательством требованиям новизны, различительного характера и зарегистрированное в установленном порядке с целью рекламы и индивидуализации товаров (услуг) конкретного предпринимателя среди однородных товаров (услуг) других предпринимателей42. В данном определении автор указывает критерии охраноспособности предлагаемого обозначения, а также основание предоставления обозначению правовой охраны. Приведенное определение все же небесспорно. Так, указание на регистрацию в качестве товарного знака необоснованно исключает из рассматриваемой категории общеизвестные товарные знаки, право на которые приобретается в особом порядке. Кроме того, излишним представляется перечисление в данном определении условия охраноспособности обозначений: в их отсутствие товарный знак просто не будет зарегистрирован.
Многообразие существующих на сегодняшний день определений товарного знака объединяет единое понимание того, что: во-первых, товарный знак является условным обозначением, применяемым в отношении товаров и услуг; во-вторых, основная функция товарного знака состоит в выделении товаров и услуг конкретного лица среди множества однородных товаров и услуг прочих лиц.
Указанные признаки товарного знака нашли свое отражение в международных конвенциях, в законодательстве зарубежных стран и в современном российском законодательстве.
В комментарии к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Г.Боденхаузен дает следующее определение товарного знака: «Товарный знак определяется обычно как знак, служащий для того, чтобы отличить продукцию одного предприятия от продукции других»43.
Действующие в мире законодательства в области товарных знаков, как правило, не содержат определения товарного знака44. Чаше всего в них устанавливаются условия, которым должен соответствовать товарный знак. Вместе с тем в них обычно определяется способность обозначения индивидуализировать товар и, следовательно, выделять его среди однородных товаров, производимых другими изготовителями (Австрия, Испания, Швейцария, Франция, Япония и др.).
К примеру, по закону Австрии товарными знаками могут быть особые обозначения, служащие для того, чтобы отличать в торговом обороте товары или услуги одного предприятия от однородных товаров или услуг других предприятий. Закон Великобритании установил, что товарный знак - это любое обозначение, которое обладает способностью отличать товары и услуги одного изготовителя от товаров и услуг других. Итальянский Закон о товарных знаках к товарным маркам относит любое новое обозначение, которое может быть представлено графически, в частности словами, включающими личные имена, рисунки, буквы, цифры, звуки, форму товаров или их упаковки, комбинации цвета или тональности, при условии, что оно способно отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. Швейцарский Закон об охране товарных знаков и указаний места происхождения от 28.08.1992 под товарным знаком понимает знак, отличающий товары или услуги одной фирмы от товаров или услуг других фирм. Товарные знаки могут состоять из слов, букв, цифр, графических изображений, трехмерных форм или соединения этих элементов между собой или с цветом45. Подобные положения содержатся в законах Испании, Германии, Франции. В соответствии с законом США товарный знак - это любые слова, имена, символы или обозначения или любые их комбинации, признанные и используемые производителем или торговцем для обозначения своих товаров и отличия их от таких же товаров, производимых и продаваемых другими лицами.
Проведем анализ различных определений товарного знака согласно российскому законодательству.
Статья 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 N 3520-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) определяла товарные знаки как обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
В первой редакции этого закона, от 30.12.2001 определение товарного знака звучало следующим образом: «Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».
Часть четвертая ГК РФ определяет товарный знак как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Товарный знак может быть выполнен в виде слова, слогана, рисунка, этикетки и т.д.
Предусмотренный правилами ГК подход соответствует положениям ст. 15 Соглашения ТРИПС. Согласно п. 1 ст. 15 Соглашения ТРИПС, обозначение может включать, в частности слова, включая имена лиц, цифры, буквы, изобразительные элементы и сочетания цветов. При этом характер товаров или услуг, для которых используется товарный знак, не является препятствием для регистрации (п. 4 ст. 15 Соглашения ТРИПС).
Из приведенного выше материала видно, что все определения указывают на лица, чьим интересам товарный знак должен служить. Это, как правило, юридические и физические лица. Кроме того, из рассмотренных определений можно сделать вывод что все они характеризуют товарный знак как обозначение, обладающее различительной способностью и применяющегося в отношении товаров и услуг.
В этой связи следует согласиться с точкой зрения Рогачева Е.С., который считает, что такой подход является не совсем корректным. При таком подходе товарными знаками следовало бы признать практически любые обозначения, позволяющие индивидуализировать товары, вне зависимости от того, приобрели данные обозначения правовую охрану в установленном законом порядке или нет. Это, в свою очередь, противоречит общепринятому пониманию товарного знака как охраняемого объекта гражданских прав. Резонно, что принятые в правовой теории определения товарного знака, требуют уточнения, отражающею такой необходимый признак товарного знака, как наличие правовой охраны в качестве средства индивидуализации товаров и услуг. При этом во избежание необоснованного сужения рассматриваемой правовой категории, а также избегая ее перегруженности, не следует включать в определение конкретные основания приобретения такой охраны. Рогачев Е.С. предлагает следующую формулировку: товарный знак – условное обозначение, пользующееся правовой охраной в качестве средства индивидуализации товаров и услуг юридических или физических лиц46.
Комарова Л. также считает, что определение понятия «товарный знак» представляется недостаточно точным. В нем неясно просматривается такая его важная функция, как индивидуализация владельца знака, производящего товары или оказывающего услуги47.
Подводя итог вышесказанному, товарный знак является обозначением, индивидуализирующим товары того или иного предприятия, влияющим на повышение качества продукции, установление ответственности изготовителя. Он помогает активному продвижению товара на рынке в первую очередь благодаря своим рекламно-эстетическим качествам, содействует установлению взаимосвязи между промышленностью и торговлей, производством и потреблением, изготовителем товара и его покупателем. Товарный знак помогает потребителям выбирать продукцию желаемого качества.
Очень часто товарные знаки называют торговой маркой. Словосочетание «торговая марка» является буквальным переводом английского слова «trademark». Слово «mark» в переводе с английского имеет несколько значений - знак, отметка, торговая марка. В официальных документах Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) используется термин «trademark». А, например, в англоязычном варианте Мадридского соглашения о международной регистрации знаков - слово «mark». Таким образом, словосочетания «товарный знак», «торговая марка», а также слово «бренд» (англ. brand -товарный, торговый, фирменный знак) являются, по сути, синонимами и могут употребляться в одном и том же смысловом значении – товарный48. Несмотря на то, что эти понятия часто используют, в законодательстве РФ такая терминология отсутствует поэтому юридически правильно называть эти термины товарным знаком.
Товарный знак может быть использован для размещения на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, фирменных бланках, вывесках, рекламных материалах.
Из анализа п.1. ст. 1477 ГК можно выделить несколько функций товарных знаков. Во-первых, это функция индивидуализации, которая исходит непосредственно из самого определения товарного знака. Она заключается в том, что способствует узнаванию товара и позволяет отличить товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей. Данная функция позволяет облегчить выбор потребителя при покупке товара или услуги.
Здесь следует рассмотреть понятие «однородности» товаров. Однородные товары – по законодательству РФ о налогах и сборах такие товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми49. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения товара.